85K подписчиков

О графомании и скудоумии в науке

3,7K прочитали
На фото: На фото: Андрей Александрович Фурсенко – министр образования и науки РФ (2004—2012). Исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий (2003—2004). Член попечительского совета Российского совета по международным делам (2011). 12 декабря 2013 года В.В. Путин своим указом назначил Фурсенко председателем попечительского совета Российского научного фонда.
На фото: На фото: Андрей Александрович Фурсенко – министр образования и науки РФ (2004—2012). Исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий (2003—2004). Член попечительского совета Российского совета по международным делам (2011). 12 декабря 2013 года В.В. Путин своим указом назначил Фурсенко председателем попечительского совета Российского научного фонда.

Насколько велик русский язык, настолько же плох академический язык в гуманитарных и общественных областях знания России. Проникает последний и в естественные и технические науки. Запутанность изложения, избыток ненужных терминов и общее усложнение простого — таковы внешние проявления этого псевдонаучного, наукообразного языка. Пороки эти были бы переносимы, если бы тихо отмирали. Но они воспроизводятся вновь и вновь во множестве псевдонаучных, псевдоучебных и просто академических «аналитических» текстов. От этой проблемы принято брезгливо отмахиваться, но она является индикатором состояния науки и образования. Она открывает важнейшую, человеческую сторону процесса.

Плох ли, хорош ли язык изложения — создают его люди. Одни стараются писать просто и ясно, избегая пустых слов и оборотов. Другие поступают наоборот. Они громоздят горы тяжелых, нечитабельных предложений, наполняют их неоправданно сложными категориями и туманными отступлениями. Примечательно: некоторые авторы таких произведений не просто перетаскивают в свои тексты как можно больше иностранных терминов, но придумывают новые понятия. Они могут брать иностранное слово в русской транскрипции и вкручивать его в свои тексты. Как приятно бывает после поговорить о научной новизне этих понятий, якобы позволяющих нам куда-то проникнуть.

Заместители министра образования и науки РФ Фридлянов, Владимир Николаевич (5 апреля 2004 — 15 мая 2010), Свинаренко, Андрей Геннадьевич (8 апреля 2004 — 22 марта 2007), Ливанов, Дмитрий Викторович (19 ноября 2005 — 27 марта 2007) — статс-секретарь
Заместители министра образования и науки РФ Фридлянов, Владимир Николаевич (5 апреля 2004 — 15 мая 2010), Свинаренко, Андрей Геннадьевич (8 апреля 2004 — 22 марта 2007), Ливанов, Дмитрий Викторович (19 ноября 2005 — 27 марта 2007) — статс-секретарь

Пример псевдонаучного текста: «Интегральные возможности городского развития могут быть расширены за счет новых факторов, обеспечивающих преобразующий эффект в рамках современной парадигмы». Однозначно нельзя сказать, что имел в виду автор этих строк, так как абстрактность его слов не заземлена примерами. В общественных науках не стесняются включать подобные обороты в записки, идущие по линии экономических или иных ведомств. В министерских аппаратах болезненно воспринимают рекомендации начальства поработать с такого рода «научными предложениями».

В биографиях многих формальных ученых можно встретить указание: автор нескольких учебников. В последние десятилетия в России были написаны горы низкокачественных учебников или учебных пособий. Иные из них проникали в школы. Новый учебник де-факто копирует старые, но должен давать новые выражения, «инновационную подачу темы». Действуя по этой логике, авторы учебников легко превращают простое в бессмысленное и сложное. Формулу «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» они способны переделать примерно так: «Изменение местоположения элементов операции суммирования не ведет к изменению первоначально возможного результата расчетов». Подобные «улучшения» падают на головы учеников школ, студентов колледжей и ВУЗов.

Другим частым недостатком учебников/учебных пособий по гуманитарным и обществоведческим дисциплинам является подмена предмета: фактически они наполняются историей идей по поводу заявленной темы. Раскрытия природы данного предмета в них не найти. Так, например, в учебниках/учебных пособиях по социологии по определению предметом является общество, в том числе – современные общественные процессы. Однако чаще всего в них обсуждаются разного рода обществоведческие концепции, и, в большинстве случаев, устаревшие. Иначе говоря, наука подменяется историей науки, а философия – историей философии.

Россия в последние годы пережила множество скандалов из-за качества учебников и учебных материалов. В высшем образовании их было меньше. Политолог Владимир Киреев так описал причину этого: «Наши студенты, к счастью, редко читают всю эту безобразную гуманитарную литературу, пропитанную духом неолиберализма, а часто и прямой отработки западных грантов. Это их неуважение якобы к научной форме, имело положительные политические последствия – студенческая масса не поддалась прозападной агитации. Но вредные представления следует сменить на полезные, ВУЗам нужна гуманитарная учебная литература нового качества и во многих случаях принципиально иного содержания».

Заместители министра образования и науки РФ Сентюрин, Юрий Петрович (27 апреля 2007 —11 ноября 2010; до 16 июня 2010 — статс-секретарь), Калина, Исаак Иосифович (11 сентября 2007 — 9 ноября 2010)
Заместители министра образования и науки РФ Сентюрин, Юрий Петрович (27 апреля 2007 —11 ноября 2010; до 16 июня 2010 — статс-секретарь), Калина, Исаак Иосифович (11 сентября 2007 — 9 ноября 2010)

Если анализировать тексты научных статей и монографий по темам гуманитарно-общественного знания (экономика, социология, философия, политология и т.д.), то выделяются следующие проблемы:

1) избыток терминологии и компиляций теории в качестве замены обоснования тех или иных тезисов;

2) ставка на непонятные громоздкие предложения, где бессознательно или умышленно автор запутывает мысль (молодых ученых учат писать не кратко и ясно, а «искусно»);

3) сложными предложения любят начинать абзац, что является базовой установкой быть непонятым, тогда как короткие предложения в начале абзаца втягивают в понимание (в хорошем тексте большое предложение — кульминация, до которой необходимо подняться через ряд малых логически связанных фраз);

4) склонность к большим абзацам, затрудняющее восприятие информации.

На фото: генеральный директор Научной электронной библиотеки Геннадий Еременко, глава РИНЦ.  РИНЦ является зарегистрированным товарным знаком, правообладателем которого является определенное ООО, уставный капитал которого составляет 8349 руб.
На фото: генеральный директор Научной электронной библиотеки Геннадий Еременко, глава РИНЦ. РИНЦ является зарегистрированным товарным знаком, правообладателем которого является определенное ООО, уставный капитал которого составляет 8349 руб.

Можно выделить следующие причины подобного положения. Во-первых, это говорит об отчужденности от общества, которое не привыкло в прессе, популярной литературе и в блогах встречать подобное изложение, но авторы тяжеловесных форм этого не знают – они от народа далеки. Во-вторых, личные психические проблемы, удаляющие индивида от социума. Особое значение имеет концептуальное понимание науки как страдания, что распространяется на стиль и методы преподавания, и на административную организацию дела.

Если бы бессознательные приверженцы садомазохизма в науке и образовании могли рассуждать, они рассуждали бы примерно так: если ты, странник в мире людей, взялся за серьезную книгу с трудным и часто громоздким заглавием, ты должен быть готов к тяготам познания, ибо познание не есть благо в себе, оно исключает удовольствие, оно несет в себе страдание. Потому, добавили бы они, нацеленному на знание человеку следует напряженно думать над всякой фразой автора такого труда, который и зовется справедливо — труд.

Древнегреческий философ Протагор учил: «Кто ясно мыслит — ясно излагает». А тот, кто пишет путаным, малосодержательным и крученым языком, явно так же и мыслит. Его размышления носят вынужденный, не вполне добровольный характер и потому его труд является отчужденным и создает интеллектуальный продукт проблемного качества. С точки зрения образования, это создает огромные трудности: демотивирует студентов и молодых ученых, формируя устойчивое отрицательное отношение и к людям в той или иной отрасли науки и образования, и к их деятельности, и к её формальным результатам. Но нет ли здесь подсознательного демотивирующего посыла, своего рода мести новым людям в познании за недобровольность личного к нему приобщения?

Есть здесь и демонстрация собственного превосходства, воли, приведшей к образованности, званиям и должностям в академической системе государства. Воля – способность терпеливо заниматься нелюбимым делом, без намека на удовольствие от него самого, с преимущественно формальными результатами (ранги, количество монографий, статей, грамот, грантов и т.п.) – внушается новым поколениям граждан, от которых общество ожидает совсем иного. От них требуется иная воля: увлеченное устойчивое творческое занятие наукой ради удовлетворения собственной любознательности, общественной пользы, мирового и национального прогресса. В образовании такой подход означает проповедь новым поколениям любви к знанию и созиданию.

Серьезнейшая проблема российской академической системы в том, что и до неолиберального её реформирования, и после, в зонах, подвергшихся ударам и оставшихся во многом вне их, царит ремесленный подход к делу. Профессия ученого понимается большинством как экономическая профессия, не как вид творческой деятельности, выбор которой порожден внутренними мотивами и ими более всего поддерживается (этим создается научная честность, которая как правило отсутствует у наемных ученых). Это меньше касается естественно-научной сферы, и является колоссальной проблемой для общественных наук.

Министерству науки и высшего образования России следовало бы поощрять публичную активность и блогерскую деятельность преподавателей ВУЗов и колледжей. Одновременно следовало бы резко уменьшить требования по формально научным публикациям – не поощряя их, поскольку произошло засорение формально научных изданий схоластическим мусором. Публикации в прессе должны приравниваться к материалам научных журналов, которым следует научиться конкурировать за внимание «буржуазной публики», которая интересуется научными вопросами, но требует ясности в их освещении, а не быть изданиями формально академических текстов, безразличными даже классу их авторов. К прискорбию, ныне поощряется писание в журнальчики и сборники, которые никто не читает. Поощряется графомания и скудоумие.

Эти пороки не интересны обществу и бесполезны для государства.

Проблема языка академического сообщества не есть вопрос лингвистики или логопедии, а выражение проблемности национальной академической системы.

Авторы: Василий Колташов, Андрей Коряковцев, Антон Скнарь // Продолжение здесь // Начало здесь

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь