Что нравится нам, читателям? Безграничная фантазия автора, загнанная в привычные нам рамки. Если это космофантастика, с большей вероятностью будет популярной что-то наподобие «Звёздных войн» Лукаса, «Космического десанта» Хайнлайна, «Королевы солнца» Нортон.
Если фэнтези… Казалась бы, фэнтези — полёт ничем не ограниченной фантазии, но, опять же, мы привыкли загонять воображение в строгие рамки и создавать привычные сюжеты. Наверное, это и отличает талантливых мастеров пера — либо создание по-настоящему новых миров, будущих трендов литературы, либо мастерская работа с привычными фэнтези вселенными.
На самом деле фэнтези-миры не так-то просто разделить на группы. Они перетекают один в другой, причудливо переплетаются с сюжетами, новостями, настроением, мифами, сказками, местными баснями. Но я всё-таки попробую выделить некоторые отличительные признаки.
Первая группа — эпическое или высокое фэнтези
Одна из самых обширных известных групп. Чем отличается от других?
Во-первых: действие происходит в мире, отличном от земного. В нём другая география, другой климат, есть магия.
Во-вторых: у главного героя есть Цель. Герой местный, цель непременно великая — как минимум спасение материка, чаще мира. Герой может быть не один — действовать совместно с группой других персонажей, причиняя окружающим справедливость.
Факультативно:
Мудрый Наставник — может пройти с героем или героями весь путь, либо в самом начале под благовидным предлогом свалить.
Родственник — чаще всего погибший. Родственником может быть как отец, обучающий героя всему на свете, так и всё племя, деревня, стая.
Яркие представители этого жанра — «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин, «Песнь Льда и Пламени» Дж. Мартина и «наше всё» — д-р Толкин с «Сильмариллионом» и трилогией «Властелин колец». Правда, сам Дж Р. Р. Толкин утверждал, что действие его книг происходит в северной Европе.
Вторая группа — низкое фэнтези
Тесно переплетается с первой группой. В этих книгах те же самые герои без страха и упрёка. У них также есть Цель, но чаще всего цель не такая эпическая, да и подвиг не настолько воспет в народе. Разумеется, есть магия, но действие может происходить и на матушке-Земле, поэтому маги, приближённые к магии существа или созданные магией герои не очень-то афишируют свои качества. Яркие представители этого фэнтези — вампиры. Если с обложки книги вам улыбается таинственный клыкастый красавчик, знайте это представитель «низкого» фэнтези.
И даже если герой попадает в мир, населённый подобными персонажами — это не эпик. Пускай «попадун» или попаданка спасают мир, даже хоть вселенную! Всё равно не эпик. И вампир, и попаданец мгновенно ставят книгу в разряд «низкого фэнтези».
Знаменитые представители низкого фэнтези — «Гарри Поттер» (Роулинг, прости, но на Толкина не тянешь), «Сумерки» Стефани Майер, «Дозоры» Сергея Лукьяненко — мэтр не пишет эпическое, но городское выше всяких похвал.
Третья группа: историческое фэнтези или фолк-фэнтези, или мифологическое
Можно сказать, что оно отпочковалось от низкого и вобрало в себя идеи высокого фэнтези. Мифы народов мира — бесконечный источник вдохновения для писателей. Дж. Р. Р. Толкин писал свой мир используя исландские и ирландские мифы. Мифические элементы присутствуют во всех произведениях жанра взрослой сказки, либо в виде отсылок, либо в виде заимствований. Разумеется, со времён Спрег де Кампа писатели основательно истоптали дорогу в Валгаллу к энхериям и валькириям, к Олимпу и его жителям, заглянули в дремучие леса и полноводные реки славянского пантеона.
Мифы и сказанья переписывались, боги становились то злыми и сварливыми, то мудрыми и всемогущими. У Спрег де Кампа в «Ревущей Трубе», Тор не такой прилизанный красавчик как во вселенной Марвел. Юрий Никитин со своей бесконечной историей «Трое из леса» — яркий представитель этой группы. Нельзя забывать и про «Волкодава» Марии Семеновой.
Правда, третья ли группа или подгруппа второй, тут литературоведы спорят.
Четвёртая группа или ещё одна спорная подгруппа второй группы — это детское фэнтези
Пожалуй, самая разносторонняя группа. Главные герои — дети, реже подростки. Попадают в другие миры, путешествуют по ним, помогают в создании новых, борются со злом, предотвращают Рагнарёк… Дети могут все!
Победить Тёмного Властелина, а потом перевоспитать его? Запросто. Попасть в мир престарелых асов и асинь и найти потерянные яблоки богини Идунн? Легко. Оказаться в волшебном мире, стать его королями? О чём речь!
Дети могут все. Главное — оставаться детьми. Наверное, самый яркий представитель детского фэнтези –«Хроники Нарнии». Несколько поколений детей путешествуют по сказочным мирам. Одно поколение помогает построить Нарнию, другое этой самой Нарнией правит. Из нашего фэнтези я бы посоветовал прочитать С. Садова «Рыцарь ордена».
Я умышленно не стал описывать фэнтези-сеттинги виртуальных миров. По моему мнению, это всё-таки это больше к киберпанку, а не к старой доброй сказке для взрослых.
О фэнтези-мирах рассказывал Эдуард Касаткин.