Строительный термин «вагонка» появился благодаря первоначальной специфике этого изделия. В эпоху технического прогресса, когда промышленная отрасль активно развивались, железнодорожный транспорт занял важное место в мировой инфраструктуре. Ввиду климатических особенностей появилась необходимость утеплять товарные вагоны материалом, который бы легко монтировался, обеспечивал общую прочность конструкции и избавил бы вагоны от щелей.
Возникновение термина «вагонка» напрямую связано с обшивкой вагонов. Утепленные товарные вагоны, или «теплушки», были адаптированы для перевозки солдат и скота в период войн и экстремальных условий. Название «теплушка» появилось в 1870-х годах.
Для того, чтобы обеспечить удобство и тепло пассажирам, внутри вагонов дополнительно монтировали лавочки, а в центр устанавливали печку-буржуйку. Такие вагоны могли вмещать до 40 человек.
В промышленных работах вагонка изготовляется из различных пород дерева. Например, очень популярными являются хвойные: сосна или ель. Благодаря своим техническим характеристикам вагонка нашла применение и в повседневной жизни, в частности за ней закрепилась слава популярного отделочного материала.
После того, как вагонку начали активно применять в отделочных работах, стало понятно, что нужно разрабатывать новые требования к эксплуатации материала. Особенно проблематичными оказались места с повышенной температурой или постоянным воздействием солнечного света. Дело в том, что хвойные породы начинали выделять смолы, соответственно, портился внешний вид строения. Более того, смолу было очень тяжело убрать, если она попадала на одежду или другие поверхности. Эта проблема стала актуальной и требовала решения.
Решением проблемы стало использование вагонки из лиственных пород деревьев, в частности из осины. Такой материал прекрасно подходит для отделки стен с наружной стороны здания или внутри таких специфических помещений, как баня или сауна. Достаточно покрыть материал специальными средствами защиты и данное изделие будет долго служить даже несмотря на высокую температуру, повышенную влажность или воздействие ультрафиолетовых лучей.
Вагонка из осины стала настолько востребованной, что сейчас ее можно найти практически в каждом строительном магазине. В настоящее время существует два основных вида этого строительного материала: обычная деревянная вагонка и евровагонка. Подобно многим другим деревянным изделиям, вагонка продаётся не в квадратных метрах, а измеряется с помощью погонажа (в погонных метрах).
Между этими двумя видами отделочных материалов практически нет существенных различий, за исключением размеров и технологии производства. Евровагонка изготавливается из лиственных пород деревьев, таких как липа, в соответствии с европейскими стандартами. Обычная вагонка производится на основе обшивочной доски с гладкой поверхностью.
Таким образом, выбор между обычной и евровагонкой зависит от предпочтений потребителя и конкретных требований к дизайну и качеству материала.