В прошлом по всему миру чрезвычайную популярность обрела замечательная традиция. Как только появлялся человек, стремящийся вести свою страну в светлое будущее, его принято было лишать званий (если таковые имелись), сажать в темницу, а после тихонько казнить.
Такие люди обычно сочетали в себе мужество, смелость, ум, умение покорять сердца. К тому же, они старались создать своё войско. Отлично тренированное, дисциплинированное, преданное, невероятно сильное, готовое пойти куда угодно за своим генералом и во благо государства. А о благополучии государства генерал обязательно радел.
Скажите, нужны ли такие личности слабым правителям и нечистым на руку чиновникам? Ответ очевиден. Неприятно иметь могущественного подчинённого. Кто знает, что там у него в голове? Вдруг он трон захочет или против высокопоставленных особ что-нибудь этакое затеет?
Вот и строили заговоры, наговаривали, клеветали. Словом, использовали все возможные средства, чтобы от слишком толкового "выскочки" избавиться. Никаких методов не чурались.
А как же войско? Спасибо, что спросили. Оно не пропадёт. Его можно к рукам прибрать. К своим длинным загребущим ручкам. Пускай себе воины дальше службу несут. По-прежнему на благо страны, разумеется. Только под другим (читай "правильным") руководством.
В своё время прославленный корейский флотоводец, одержавший великие победы и признанный героем, Ли Сун Син (1545-1598) тоже посидел за решёткой по надуманному обвинению. Лишь патовая ситуация, в которой оказалась страна, заставила вышестоящих вернуть адмирала к командованию кораблями. Мол, если не Он, то никто не спасёт Корею. А Он что? Он и спас.
В Китае национальным героем числится военачальник Юэ Фэй (1103-1141). Он разделил участь своего корейского коллеги в плане застенок. С той только разницей, что темницу покинуть ему не удалось. Однако, перед своей казнью он написал на стене каземата поэму "Вся река красная". И эта поэма по сей день считается воплощением верности Родине. Потому что слова полководца призывали китайцев объединиться и восстать против успешно покусившихся на державу чжурчжэней. Восстать с тем, чтобы вернуть свои территории и независимость.
Собственно, Юй Фэй и является главным героем фильма. Только его ни разу не покажут. Просто потому, что к моменту описанных событий, он стараниями завистников уже отправился на небеса. А вот сочинённые им легендарные строки миру ещё не явились. Стражники темницы из-за неграмотности не смогли прочитать начертанное рукой Юй Фэя. А единственный человек, увидевший поэму, побыстрей смыл чернила со стены. После сделал вид, будто ничего и не было. И учинил сие вероломство Первый Министр.
Ему неплохо жилось и при чжурчжэнях. Поэтому, баламутить народ стихами "неправильного" содержания он посчитал совсем без надобности. Зачем поднимать какой-то там дух в гражданах и воинах? Зачем выгонять чужеземцев? Зачем за кого-то мстить? И так вполне хорошо и славно. Сыто-богато-спокойно-безопасно.
До поры до времени безопасно. Пока группа неизвестных товарищей не замыслила как бы свержение Министра с последующим обнародованием текста поэмы. А поэма, как мы помним, существовала лишь в голове господина Первого. И делиться ею с общественностью в его планы не входило.
Дааа, задачка.
Однако, вдруг из ниоткуда появились упорные слухи, будто ещё кто-то сумел подглядеть слова, написанные пленённым Юй Фэем. И не просто подглядел, но даже на бумаге зафиксировал. И бумага эта где-то тут, поблизости спрятана. Министр насторожился и решил однозначно её отыскать, а то проблем не оберёшься, если письмена увидят свет.
Для осуществления поисков прекрасно подойдут пойманные бунтовщики, устроившие преждевременное путешествие на небо послу Цинь. Министр пообещав им жизнь и свободу, поручил бумагу спрятанную принести. Своё обещание помиловать и отпустить, конечно, выполнять не собирался. Зачем свидетелей оставлять?
В помощь и для надзора (читай "на всякий непредвиденный случай с колюще-режущим за поясом") выделил приближённых чиновников, пользующихся дурной славой, но крайне хитрых и честолюбивых. Глядишь, совместными усилиями справятся с заданием. И тогда можно будет спокойно ехать к Императору. Никто не посмеет обвинить в предательстве и сокрытии последних слов прославленного несправедливо обвинённого и любимого народом Генерала.
Так завязка и завязалась - парня не очень спортивного телосложения, подозреваемого в причастности к делу с упокоенным послом Цинь, вместе с сослуживцем (по совместительству родственником парня) Первый Министр отправляет отыскать тайное письмо с текстом поэмы. Надзирать за их действиями вынуждены двое товарищей с фотографий выше. И пусть вас не обманывает их несерьёзная внешность. В реальности эти приспешники Министра чрезвычайно недобрые, и жестокие сверх всякой меры.
За несколько часов герои должны заполучить практически "то, не знаю что" без малейшего представления, где вообще Это может находиться и кто может быть причастен к сокрытию Этого.
Почему такой ограниченный промежуток времени? А потом у Министра вояж назначен. Не откладывать же его в самом деле из-за бумажек. Рассвет рассветёт, и в путь выдвигаться надо.
Вот и мечутся по крепости и её закоулкам втянутые в сей квест родственники и надзиратели. У них выхода нет. Сказали искать, они и ищут.
По ходу развития сюжета постоянно приключаются неожиданные его повороты. Совершенно незнакомые друг с другом люди вдруг оказываются союзниками или вообще семейной парой. Дуэт приспешников соревнуется между собой, Первый Министр тоже не так прост несчастен и болен. А уж угадать, кто, почему и против кого дружит и вовсе невозможно.
Действие сопровождается занимательной музыкальной темой, отлично подходящей для комедии или весёлых выступлений артистов на каком-нибудь рынке. И абсолютно не подходящей для далёкого от шуток происходящего на экране. Когда дать должность и разжаловать со всеми вытекающими неприятными последствиями легче лёгкого. А ткнуть ближнего чем-нибудь острым - как воды попить.
Практически до финальных кадров я не мог понять такого странного выбора фоновой мелодии. А потом понял. Главные герои "ломали комедию" весь фильм. Они разыгрывали представление перед Министром, стремясь выудить поэму из его мозга и, более того, заставить прилюдно продекламировать строки генерала Юй Фэя.
А как вам голубь цвета угля? Он честно появлялся в кадре с первых до последних минут фильма. И символизировал не стремление к миру, а, наоборот, предательство (для Министра) и желание противостоять захватчикам (для народа).
Словом, Чжан Имоу это Чжан Имоу. Простенькое и незамысловатое его не интересует. В отличие от глубины, значимости содержания и разных, сокрытых до определённого момента, тайн и взаимосвязей.
Здесь персонажам даже эмоции испытывать некогда. Они редко улыбаются, ещё реже плачут. У них есть цель, которой необходимо достичь невзирая ни на что. Поэтому "переживать и грустить" перекладывается на зрителя.
И вам придётся принять такой подход. Если, конечно, осилите сумбур первых двадцати минут. Но коли осилите, то и поплакать возможность представится и мурашками покрыться от сильной финальной сцены тоже сможете.
Китай, 2023
159 минут
Крайне рекомендую посмотреть кульминационную сцену на балконе. Поэму послушаете, атмосферой проникнитесь. Она начинается примерно в 2 минуты 22 секунды.