В одной из своих предыдущих статей, посвященной связи оленей и мужей, которым изменили жены,
я вскользь упомянула интересную средневековую традицию, бывшую прерогативой феодалов, известную в широких кругах как «право первой брачной ночи». Считаю её достойной отдельного расследования и всестороннего освещения, а именно Когда возникла, в чем выражалась и самое главное! Имела ли хождение на Руси?
Здесь нужно понимать что «право первой брачной ночи» дословно с французского droit de cuissage «право возложения ляжки», также droit de prélibation) — право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой, лишив ее невинности.
Данное явление по мнению разных ученых исследователей являло собой разные социальные институты.
Так один из основоположников теории марксизма Фридрих Энгельс видел в праве первой брачной ночи пережиток группового брака. В эпоху, когда уже начинала складываться парная семья, мужчины сохраняли ещё право на всех женщин своего племени. С постепенным развитием культуры круг мужчин, имеющих право на женщин, становится все меньше, осуществление этого права ограничивается и во времени, и, наконец, оно сводится к одной лишь брачной ночи, сначала для всех, потом только для главы рода/ жреца, позднее военачальника или сеньора.
По данным, приводимым Энгельсом, у некоторых народов друзья и родственники жениха и невесты предъявляли свои исконные права на невесту в брачную ночь, и жених стоял только в конце этого ряда. Такое явление было зафиксировано этнографами у балеаров, проживавших на Балеарских островах в Средиземном море, вплоть до середины XIX века, у некоторых африканских племён вплоть до конца XIX века.
Другие ученые связывали обряд дефлорации, с сакральным действом женской инициации, проводимой шаманом, жрецом, верховным князем, посредством которого девочка становилась женщиной и могла продолжить род. . В данной трактовке высшее религиозное лицо/ глава рода и племени заступает вместо общественной группы и пользуется правом первой ночи.
Считалось, что акт дефлорации был связан с утратой большого количества волшебной энергии, так называемой маны, оттого вредит обычному человеку. Именно поэтому приглашали колдуна или вождя (в зависимости от обряда) для его проведения.
Одним из интересных фактов, связанных с правом первой ночи, является его связь с самой феодальной системой. Исследования показывают, что это право было связано с идеей владения и контроля над землей и народом. Феодалы использовали право первой ночи, чтобы подчеркнуть свою власть и авторитет над своими подданными. Это было способом укрепить свою позицию и подчинение населения.
Более поздние прагматичные доводы появления «права первой брачной ночи» были, вероятно, связаны со следующими причинами:
- страхом пролития крови при лишении девственности;
- опасения компрометации жениха в первой брачной ночи, при некоторых его физических недостатках;
- оправдания недевственности невесты. При этом невеста может только переночевать в доме сеньора, без реального акта.
Подобный обычай был широко распространен не только в Европе, но и за ее пределами.
Об обычаях северноливийских племен, населявших северную Африку, по словам Геродота в его бессмертной «Истории» говорится: «… только у них существует обычай предлагать царям своих девушек на выданье. А царь тех девушек, которые ему больше всего любы, лишает невинности».
Так и в средневековой Германии существовал обычай «Байлагер» (Beilager), согласно которому главам племени предоставлялось право первого единения с невестой.
В качестве доказательства существования права первой ночи указывали на «юнгферцинс» (Jungferzins, дословно как подать девственности), сохранившуюся до самых последних дней господства феодализма, а также на обряд, по которому господин в день свадьбы своих крепостных после венчания должен был перешагнуть через брачную кровать или поставить на неё свою ногу.
Не желавшие по той или иной причине делиться своей невестой с феодалом мог откупиться, заплатив выкуп. Но истории известно мало таких прецедентов, так как обычно крестьяне безропотно предоставляли своих новобрачных сиятельным синьорам, а невесты не возражали против возможности побыть хоть раз в жизни в великосветских покоях. Понравившимся девушкам часто дарили подарки и одаривали деньгами, что жившим всегда небогато крестьянам, Было совсем не лишним. Тем более, если в течение 9 месяцев рождался ребенок, то он автоматически считался бастардом феодала, который, как правило, заботился о своем отпрыске на стороне, помогая родителям или отправляя того на учебу и устраивая его жизнь.
В Древней Руси по мнению некоторых источников, существование обычая первой брачной ночи содержится в летописном средневековом рассказе о замене княгиней Ольги «княжьей подати девственности» Куной или проще говоря выкупом. Об этом факте говорится в статье доктора экономических наук Татьяны Семенковой «Роль Великого княжения Владимира в становлении династии Рюриковичей», вышедшей в 2014 году.
Выводная Куна была названа по обычаю застилать мехом Соболя (так называли в древности жениха) и куницы (невесты), ложе молодых во время первой брачной ночи.
Сам обычай давать выкуп помещику перед свадьбой удержался вплоть до отмены крепостного права; подать эта известна была под названием «выводной куницы». Он мог быть не только в денежной, но и натуральной форме: в виде продуктов питания (например, данные XV века: тиун посетивший крестьянскую свадьбу получал запеченного гуся и блюдо с пирогами) хмельных напитков, мехов и др.
Возрождение в XVIII—XIX веках «права первой ночи» в России было связано с расцветом крепостного права и являлось исключительно результатом насилия помещиков над крепостными женщинами, а не проявлением какого-то обычая или закона. Во всяком случае, по законам Российской империи помещики не имели права на насилие над новобрачными из крепостных и за подобные факты должны были привлекаться и иногда, но крайне редко, действительно привлекались к судебной ответственности.
Вся русская литература XVIII-XIX веков буквально пронизана историями о произволе помещиков в отношении сенных девушек, горничных и просто приглянувшихся подневольных крестьянок, которые часто основывались на реальных событиях. Порой мужчин, вступавшихся за своих дочерей, невест или жен, ожидала жестокая расправа. Помещик мог запросто приказать запороть несчастного до смерти или отправить в солдаты на 25 лет.
Окончательно подобные дикие обычаи изжили себя в России лишь в конце XIX века, а равноправие полов, привитые в период Советского союза, сделали даже мысли о подобных вещах дикими.
На этом у меня всё! Всем добра и до новых встреч!
Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить ничего интересного!
Всегда ваша Морозова ❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Моя группа В Контакте