Найти тему
Колея

Тайны моей родины, часть 2

Как все старые шахтёрские поселения моя родина окружена вкраплениями бирюзовых водоёмов, на месте бывших разрезов. Сейчас их становится мало, потому что ужесточились требования к рекультивации отработанных территорий. Пространства горных выработок не приманивают никого. То есть люди достаточно долгое время просто игнорируют эти места. Обычно площади засеваются растениями, способными расти в самых неблагоприятных условиях, в лучшем случае, высаживают саженцы каких то деревьев, обычно хвойных. И одними из первых жителей этих мест являются куропатки, собирающиеся в довольно многочисленные стаи. Главное для этих птиц - это отдалённость от людей, позволяющая без тревог вырастить потомство. Километры спокойствия и тишины во все стороны, из-за отсутствия дорог и хозяйственной деятельности, но бывает и по другому.

В окрестностях города, рядом с железной дорогой по которой вывозится уголь из действующих разреза и шахты, расположилось большое озеро, на месте отработки давно-давно закрытой шахты. Озеро упирается в потухший огромный террикон, на много километров царствующий над окружающим пространством. По местным легендам глубина этого невесть как возникшего водоёма, велика и неизвестна. Что скрывают чёрные воды озера можно только гадать, но ежегодно оно собирало свою дань в виде утопленников. Репутация у озера была зловещей, поэтому родители категорически не пускали детей на озеро. Пугающие истории множились, благодаря фантазии рассказчиков, пересказанные по нескольку раз, обрастали такими жуткими подробностями, что очень многие верили в километровые глубины в затопленных штреках и обитающих там гигантских змеях - монстрах. В то же время прибрежная полоса была очень удобной, песочный пологий спуск в воду не предвещал ничего неожиданного. Поскольку развалины кирпично - бетонных строений, развороченная поверхность земли с торчащей арматурой из разбитых глыб, не позволяли достаточно близко подъехать к озеру на автомашине, основными посетителями оставались хулиганистые подростки и непослушные дети. Озеро, хотя и близко расположено к городу, но между ним и городскими улицами проходила километровая промышленная зона, занятая комбинатом стройматериалов, со всеми разбросанными прелестями подобных производств.

Из-за тяжёлой репутации озера, его отдалённости от нашего района, где то в 5 или 6 километров, команда с нашей улицы, редко посещало его. Поход на озеро неизбежно сопровождался стычками, а то и свирепыми драками с местными пацанами. Копаевские нечасто посещали наш район по этой же причине. У них было, что предъявить нашей компании. У нас располагался стадион, зимой стадион превращался в многолюдный каток, парк с танцплощадкой, дом культуры и масса всего другого, что есть в центре каждого города, но нет на окраинах.

Мы нашли способ, чаще бывать на озере и миновать копаевских с неизбежными драками, когда приходилось проходить по "Копай-городу". Наше внимание привлёк грузовой поезд, вывозивший выгоны с углём с шахты и перегрузочной площадки разреза на сортировочную станцию. Поезд проходил в нескольких десятках метров от озера. Какое то время и мой отец работал на вывозке угля на этом маршруте. Отец был старшим машинистом на вывозном тепловозе на магистральной станции. Между делом я у него выведал как часто приходит тепловоз с пустыми вагонами и забирает гружёные. Оказалось есть строгий график движения, чтобы не останавливать работу на погрузочной площадке разреза и шахтный конвейер. Он рассказал и об особенностях вывоза и тягового усилия гружёного поезда. Оказалось, что вывозка очень сложный процесс, требующий значительного опыта машиниста. Вывоз совершается на предельный для железной дороги угол подъёма и усугубляется крутым радиусом левого поворота. В проекте допустили ошибку и теперь исправлять - это дорогое удовольствие, тем более, что на шахте заканчивают выработку и она будет закрываться.

Погрузочный створ шахты, находился в пяти минутах, а сама дорога в 2-3 минутах, от нашей штаб-квартиры, места на улице, где мы обычно собирались. Быстро наладили поочередное наблюдение и составили примерный график движения состава. На следующий день мы попытались загрузиться на тормозную площадку вагона с кондукторской будкой, удалось забраться четверым, трое толстячков остались, не смогли ухватиться. Тяжеловато было спрыгивать у озера, кто то упал, но обошлось без крупных ссадин. День прошёл прекрасно, мы вдоволь наплавались. Вернулись таким же образом. Поезд перед въездом на погрузочную площадку шахты, остановился и мы благополучно спрыгнули.

Следующую поездку решили основательно подготовить. Перед выходом гружёного состава с погрузочной площадки, мы густо смазали поверхность рельса солидолом на расстоянии 12 - 13 метров, немного отошли в сторону за какие то столбы, чтобы не бросаться в глаза и стали ждать. Поезд вышел с погрузочной площадки, затем остановился и сдал назад, волной пошёл стук, сжимающихся сцепок. Состав тронулся и со стуком, издаваемым каждым подключаемым вагоном начал движение. Когда тепловоз дошёл до контрольного места сверху тепловоза вышли клубы дыма, а по рельсам прошла волна искр. Состав не остановился, но замедлил движение и мы благополучно загрузились на тормозную площадку. День закончился прекрасно, мы поняли, что всё получилось и решили продолжить эксперименты.

Приехал с работы отец. Приехал позднее чем обычно с первой смены, и я удивлённо услышал как отец матерится, рассказывая матери о прошедшем дне. Они оказывается провели у себя расследование инцидента (диверсии). И всё поняли. В милицию не стали заявлять именно потому, что увидели, что хулиганят пацаны, но обходчики ж/д и рабочие шахты постараются поймать разбойников.

Мы перестали ходить на озеро.

15.04.24