Наскучил мне наш порченый хнарикум: все эти Прилепины, Дугины и прочие дивные создания. И повод на днях был взять с полки любимый триллер. Но об этом далее.
13 апреля католики вспоминали мученичество святого Герменегильда (православные чтят его в ноябре). Неимоверно люблю Тёмные Века (в отличие от тех Тёмных веков, в которые мы сейчас погружаемся, всё в них было полно надеждой рассвета). Поэтому том "Истории Франков" Григория Турского - он всегда под рукой, любимый триллер, экшен и немножечко хоррор. В тех временах еще нет почти ничего того, что мы привычно ассоциируем со Средневековьем Европы. Сколько не гляди по сторонам, проезжая по римским дорогам, пейзаж не явит ни единого каменного величественного замка. Только имперские развалины да деревянные усадьбы за частоколами. Нет никакой Нормандии, да и норманнов тоже не имеется. Есть Нейстрия. Монастыри играют огромную роль, но вид их более, чем скромен.
Оговорюсь сразу: весь мой интерес к Меровингам не имеет ровно ничего общего с интересом вместе взятых Браунов и Карпецов. Для меня все Меровиги кончились вместе с убитыми внуками Сигиберта и Брунгильды. Выживший сын Фредегонды, родившийся после смерти Хильперика, едва ли Меровинг. Находят там несостыковки по датам, есть предположение, что на самом деле родилась девочка, которую пронырливая Фрида после подменила. Но ведь и дальнейшая история это косвенно подтверждает. С чего вдруг Меровинги делаются "ленивыми королями", которые, о ужас, начинают пренебрегать верховой ездой? Это косматые-то чудовища, с магической силой в нестриженых волосах, и вдруг делаются презренными тележниками? Так велика ли важность, кто от тележников произошел дальше?
На иконе выше святой Герменегильд отнюдь не космат. Да и с чего бы ему - он же не Меровинг и не франк. Он гот. Но с Меровингами связан накрепко, как муж маленькой Ингонды, дочери Сигиберта и Брунгильды.
Ингонде было двенадцать лет, когда она отправилась к жениху в Толедо. Примерно ее ровесницей была и дочь Хильперика с Фредегондой, Ригонда. Но - почувствуйте разницу. Если отроковица Ригонда вошла в историю исключительно наскандалив с матерью по поводу своей приданого так, что мамаша чуть не удушила ее крышкой сундука, то Ингонда...
Ингонда была истинной принцессой. В двенадцать лет она уже имела полную сумму тех ценностей, что хранятся не в сундуках, а в голове и в душе.
При дворе в Толедо торжествовало арианство. Девочку встретили приветливо, но это было лишь лукавством. Госвинта (не путать с бедняжкой Галсвинтой, хоть это и непросто), жена правящего короля Леовигильда, вскоре подступила к Ингонде со льстивыми речами, убеждая принять учение Ария. Встретив решительный отпор, готка так разъярилась, что принялась хватать принцессу за косу, бросать на землю, топтать башмаками... Топила со слугами девочку в пруду, крича, что эдаким манером "крестит" в арианство.
Не об этом ли узнав, впервые задумался юный Герменегильд? Не восхищение ли, при виде избитой, но несокрушенной своей нареченной, понудило его внимательнее прислушаться к ее словам?
Как знать. В Толедо Ингонда познакомилась с епископом Леандром, испано-римлянином. И в один прекрасный день привела к нему мужа. Святой Леандр сам крестил Герменегильда именем Иоанна.
И вовремя. В Испании пошла очередная волна жестоких гонений на христиан. (Согласимся, что назвать христианами последователей Ария можно лишь с большой натяжкой, ибо они отрицают самую базу учения). И - враги человеку домашние его - Герменегильд вступил в противостояние с отцом. (Леовигильд считал христианство "римской" религией, а арианство - исконно готской). Страну сотрясала религиозная война, вовлеклись и внешние силы. На стороне Герменегильда выступил король Бургундии Готран, Хильперик с Фредегондой поддержали ариан против своих, чего было бы и ждать от этой-то парочки? Предполагая возможность и поражения, Герменегильд отправил Ингонду с новорожденным сыном в Византию.
Леовигильд, после множества сражений, вернул себе Севилью, затем преследовал сына в Кордове. Разбитый, Герменегильд сдался отцу под честное того слово, которое тот не замедлил нарушить. После долгих перипетий Герменегильд был ввергнут в узилище, где, в канун Пасхи, ему было предложено под страхом смерти причаститься у епископа арианина. Герменегильд отказался и был по приказу отца обезглавлен.
А Ингонде мученического венца не выпало. Она умерла в скитаниях в Карфагене. Ее сын Атанагильд был воспитан при дворе императора Маврикия, попытки Брунгильды забрать оттуда внука не увенчались успехом. Может оно и к лучшему, учитывая то, сколь жестоко предполагаемый сын Хильперика расправился со всей семьей Сигиберта. Но след Атанагильда где-то в Византии и теряется.
Ах, да. Вдруг кто не знает, из чего двое братьев - Сигиберт и Хильперик - короли Нейстрии и Австразии - сделались смертельными врагами. Они были женаты на двух сестрах - гостских принцессах - Брунгильде и Галсвинте. Но если брак Сигиберта и Брунгильды вышел всем на зависть, то Хильперик весьма вскоре возжелал простую служанку Фредегонду, вместе с которой и убил жену. (Имеются сомнения даже в том, что Фредегонда была рождена Фредегондой - это франкское, то есть аристократическое имя).
PS Уж не знаю, развлекла ли я сегодня кого-то, кроме себя, но зато себе доставила полчасика удовольствия
Остальные изображения из открытого доступа