Уроки технологии в школе с нового учебного года претерпят существенные изменения.
Вероника ПАНИНА.
Школьников с 1 класса будут учить шить одежду и простые бытовые вещи - шторы, покрывала, кухонные полотенца. Минпросвещения 12 апреля опубликовало приказ, который вносит существенные изменения в школьную программу по нескольким предметам. В пояснении говорится, что "новые учебные модули" должны отвечать современной ситуации в России.
Назад в СССР со швейной машинкой
Предмет "Технология" теперь будет называться "Труд (технология)". Нельзя сказать, что это нечто принципиально новое. Скорее - не очень хорошо забытое старое. Судя по программе, в школу возвращаются классические советские "труды", когда девочки полгода кроили и шили фартуки и ночнушки, а мальчики сколачивали табуретки.
- Урок труда — яркий пример того, как ценный опыт советской школы можно наполнить новым смыслом, исходя из современных реалий, актуального запроса общества, — заявил министр просвещения Сергей Кравцов.
Современные реалии таковы: из России ушли десятки западных брендов одежды, начиная с простенькой ZARA и заканчивая элитными модными домами Massimo Dutti, Chanel и Louis Vuitton. А значит, умение сшить модную эффектную вещь своими руками оказывается востребованным.
Всё надо уметь, но надо ли всё делать
Мы попросили прокомментировать возвращение "трудов" школьного психолога Евгению Хмелеву. Нужно ли в современном мире поголовное умение кроить ночнушки и сколачивать табуретки?
- Я расскажу свою историю. Я росла в позднем СССР, в эпоху талонов на лампочки и вечных очередей. При этом бытовых проблем наша семья не знала, я даже ни разу не видела сантехника или телемастера. Мой папа, профессор математики, умел делать всё. Он чинил обувь всей семье, даже ставил маме набойки на каблуки. Он ремонтировал краны, телевизор, радио, мог собрать мебель, повесить люстру... Не знаю, была ли вещь, которую он не умел делать.
При этом он ненавидел всё это. Ему было жалко каждой минуты, которую он тратил на починку ботинок вместо науки. И как только в 90-е годы появился нормальный рынок услуг, он с огромным удовольствием бросил всем этим заниматься и начал нанимать за деньги специально обученных людей.
К чему это я? Уметь держать в руках иголку и молоток, конечно, надо. Но упаси нас Бог от ситуации, в которой эти умения станут школьникам реально необходимыми.
Чему будут учить школьников
В программе курса "Труд" говорится, что школьники должны уметь конструировать и шить по готовым и собственным лекалам одежду и другие изделия из пластика, дерева, поролона. Все, кому больше 40, еще помнят эти мятые бумажные выкройки ночнушки на парте и отшибленные молотком пальцы. Вот всё это возвращается.
Кстати, в полном соответствии с традиционными ценностями, шить будут учить девочек, а забивать гвозди - мальчиков. Правда, в программе есть еще робототехника, она для обоих полов.
Уроки труда будут с 1 класса - в начальной школе один урок в неделю, с 5 по 7 класс по 2 часа в неделю, в 8 и 9 классах - опять по одному. Как будут выставляться оценки, неизвестно - по качеству готового изделия или только по факту: сшил и ладно.
ОТ РЕДАКТОРА
А я рад, что школьников научат что-то стоящее делать своими руками. Как-то услышал в деревне смешное слово "сручный": "Ванька сручный - все могет", - так бабушка говорила про человека, способного собственными руками сделать вещь. Антоним услышал тут же - "рукож-ый". Вот сегодня школьники большей частью именно такие - второго типа, не умеющие ничего, кроме манипуляций на компьютере. Чаяниями "яжематерей" детей в школе лишили возможности попробовать работать руками.
А работа руками, навыки ремесла, еще никого не делали хуже - мелкая моторика ведь и мозг развивает. Дмитрий Иванович Менделеев славился среди питерских обывателей, как "чемоданных дел мастер". Золото в его руках ценилось людьми никак не меньше, чем золото в голове. Диор и Шанель тоже, в конце-концов, просто хорошие ремесленники. Их не боготворить надо, а пробовать делать не хуже.
Так что, не надо заранее детей ограничивать в чем-то. Сами разберутся, что им ближе.
Александр ОРЛОВ.
А вы как думаете - нужны ли в школе уроки труда советского образца?