Дорогие друзья и коллеги, сегодня я предлагаю вам познакомиться с повестью Евы Немеш «Белый голубь, чёрный слон», ставшей в 2023 году лауреатом Национального конкурса «Книга года» в номинации «Поколение Некст».
Национальный конкурс «Книга года» учрежден Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В номинации «Поколение Некст» конкурсное жюри рассматривает книги отечественных авторов именно для подростков.
В короткий список сезона 2023 года в данной номинации вошли три произведения: «Белый голубь, чёрный слон» Евы Немеш, «Грибоедов А. С. Горе от ума. Графический путеводитель» Алексея Олейникова и «Собачелла» Натальи Шицкой.
«Белый голубь, чёрный слон» - повесть, написанная в форме дневниковых записей 13-летней Лёли. Её, как горячую картошку, постоянно перебрасывают друг другу мама, папа и бабушка, поэтому девочка вынуждена постоянно куда-то переезжать, заводить новых друзей и обживаться каждый раз в новом месте на неопределенный срок, тоскуя при этом по прежнем друзьям и уходящему детству. Хотя есть одна вещь, которая постоянно находится рядом с Лёлей – это её дневник, настоящий судовой журнал капитана!
Темы для обсуждения:
Тема 1. Как снять проклятие Медузы Горгоны?
Тема 2. Сколько хранится соль?
Тема 3. Кто такие «свои»?
Бонусная тема для взрослых. Поговорим?
Читаем и обсуждаем :)
Краткая аннотация
«Папа дарит тринадцатилетней Лёле невзрачный судовой журнал. Пока девочка с сомнением вертит его в руках, папа рассказывает, что судовой журнал обязательно есть у каждого капитана, чтобы фиксировать всё важное в ходе рейса. «Себе-то ты капитан?» — спрашивает он дочь. С этого вопроса начинается дневник Лёли, который она будет вести сто дней.
Что можно успеть за сто дней? Многое! Например, завести дневник, потерять старого друга и найти нового, пережить несколько переездов: из крошечного Алесино у моря в холодные Апатиты и потом — в пасмурный Петербург. А ещё — забраться на вулкан, побродить по лабиринту Минотавра, увидеть северное сияние. И одновременно попытаться понять своих родных, разобраться в себе и повзрослеть.»
Почему интересно читать
Потому что вместе с главной героиней мы совершаем сразу три путешествия: географическое (Алексино Морской круиз – Алексино – Апатиты – Санкт-Петербург – Апатиты…), мифологическое – по мифам Древней Греции и психологическое путешествие – по внутреннему миру героини.
Читатель находится постоянно в пути и в поиске «своих» людей и собственного места в большом взрослом мире. А ведь для каждого человека, оказывается, так важно найти свое «место для зимовки» и ответить на вопрос:
«вереди острова, позади острова,
полные тайн и волшебства,
здесь – волшебства, там – колдовства
куда я плыву
куда?»
Какие идеи, темы и вопросы можно обсудить при чтении
Первая тема – «Как снять проклятие Медузы Горгоны?».
Во время морского круиза Лёля читает книгу про мифы Древней Греции. Причем читает она их активно, но не в смысле скорости чтения, а размышляя над прочитанным и примеряя сюжеты и персонажей к своей реальной жизни.
Вспомним размышления Лёли перед приготовлением к капитанскому приёму:
«Странно, но после чтения мифов некоторые слова включают какое-то странное кино, в котором жующий Як превращается в прикованного к обеденному столу Прометея. Як-Прометей корчится от боли, ревёт, но ничего не может поделать с жареной курицей (да, обычная курица гриль, но с головой орла), которая выклёвывает его печень и кудахчет: «Слушайся Зевса! Не спорь с Зевсом!» Грозный Зевс, конечно, Оса – другой роли у неё быть не может. Кстати, в мифе печень Прометея за ночь как-то восстановилась. Посмотрим, что Як скажет утром.»
Чем дальше, тем больше древнегреческие мифы проникают в жизнь героев повести. И вот из-за потерянной сумки с пледом отец Богдана бушует как Минотавр, а шутить с олимпийскими богами и их окружением опасно: никогда не знаешь, что окажется правдой, а что – всего лишь красивой легендой для туристов.
Вот и голову Медузы Горгоны на стамбульской площади поставили «вверх ногами», не просто так, а для того, чтобы увидевшие её не превратились в камень. Но люди любят нарушать запреты. Лёля заглянула в глаза Горгоны и… окаменела?
«Внимание! Внимание! Я заколдована Медузой Горгоной. Её чары сработали: моё сердце превратилось в камень.» Сначала, когда Лёля поссорилась с Алёной, и за это совсем не было стыдно, затем во время занятий дайвингом, когда не могла пошевелиться…
«Раньше бы я измучилась от нетерпения поскорее рассказать про самолёт, бег по берегу, истерику (точно греческое слово, у меня уже на них нюх) и белого голубя. А теперь не могу. Внутри пусто. Про какую-то ерунду – без проблем, а в чём-то признаться, что-то обсудить – нет. Прежняя дружба так и не вернулась. Я по-прежнему заколдована. Я камень.»
Как вы думаете, почему иногда даже близкие люди «превращаются в камень»?
Какие «рецепты» вы бы предложили для снятия проклятия Медузы Горгоны?
Вторая тема – «Сколько хранится соль?».
Издавна соль наделялась сакральным смыслом и волшебными свойствами, с её помощью изготавливали обереги и проводили сакральные ритуалы. Возможно поэтому, когда Лёля уезжала из Алексино и разбирала продукты, она неосознанно решила оставить в доме соль как «залог» того, что ещё вернется в это тёплое и родное для неё место.
Вспомним диалог, когда Богдан спросил Лёлю, надолго ли она уезжает, та ответила: «…ровно на столько, сколько хранится соль.», и Богдан сказал: «Тогда ненадолго.»
Соль – это ещё и тот самый необходимый ингредиент, без которого невозможно вкусно приготовить почти ни одно блюдо.
А какой «ингредиент», по вашему мнению, нужен отношениям, чтобы возникла дружба?
Вспомним рассуждения Лёли об её отношениях с Алёной:
«Больше не хочется орать и обзываться. Алё – просто хорошая знакомая. Мы вместе завтракаем, обедаем и ужинаем, просыпаемся и засыпаем, ходим на вечеринки. Она больше не друг.»
Как вы думаете, почему дружба Лёли и Алё завершилась? И есть ли вообще у дружбы «срок годности»?
Третья тема – «Кто такие «свои»?».
В бабушкином доме в Апатитах Лёля пишет в своём дневнике, переписывая любую северную сказку: «… Оленёнок Саамла видит табун оленей. Они далеко-далеко, у синей горы. Может, там его родные? Мама, папа, бабушка, дедушка – не убегайте, я здесь! Я – Саамла. Я – маленький Саамла…».
На протяжении всего сюжета Лёля отчаянно хочет найти «своих»: семью, друзей, и особенно дом. Ближе к финалу повести Лёля внутренне кричит:
«Мама, у меня не кипит, а подгорает! Как жить дальше? Где? К кому привыкать? От чего отвыкать?»
Читаем дальше, чего хочет Лёля:
«Во-первых, остановиться. Никаких самолётов, такси, поездов, билетов, табло с расписанием. Во-вторых, хочу свою комнату, свою кровать и свой шкаф. Нет чужим цветам, запахам, шорохам, скрипам. Только своё! В-третьих, хочу смеяться, дружить, бежать, взявшись за руки, плакать, нырять, видеть северное сияние, спасать моря и озёра, бегать и прыгать быстрее и дальше всех…»
Как вы думаете, кого можно считать «своим»? Свою семью? Всех родственников? А может быть друзей, с которыми иногда общаешься даже чаще, чем с родственниками?
Бонусная тема для взрослых – «Поговорим?»
В этой повести есть множество тем, на которые хорошо поразмышлять, обсудить друг с другом и взрослым. Например, безопасное для ребенка выстраивание отношений с родителями после развода супругов, тяжелую болезнь и уход из жизни членов семьи и др. Сегодня на эти сложные темы можно найти много информации, а также обратиться с соответствующим запросом к психологу.
Я же хочу предложить вам обсудить проблему даже не общения, а говорения и проговаривания вопросов, связанных с внутрисемейными историями и отношениями с взрослеющим ребенком.
Вспомним две сцены из книги. Первая сцена, когда Лёля пытается изучить таблицу «Древо богов, героев и чудовищ» в книге с мифами:
«Если бы у Зевса не было столько жён, всё было бы намного проще.
Так, а что у нас? Мама, папа, я, Галя, Валя, бабушка Майя… Хм, полезное упражнение. Оказывается, я не знаю, как зовут моего второго дедушку – маминого папу. А про прадедушек и прабабушек не знаю вообще ничего.
А вообще ладно. Пусть это древо останется таким. Честно говоря, не хочу, чтобы с маминой или папиной стороны выросла ветка моего брата или сестры.
Или пусть растут?»
Вторая сцена (ближе к финалу), когда папа Лёли говорит: «До сих пор не могу поверить и привыкнуть, что отца нет. Вроде бы всё понятно, но в голове не укладывается. И не поговорил толком…».
А Лёля про себя отмечает: «Да, когда папа приехал, дедушка не разговаривал, а писал ерунду в тетрадке. Но, судя по тому, что папа сказал дальше, то и когда все были живыми и здоровыми, никто ни с кем особо не разговаривал, поэтому он попросил меня говорить с ним почаще, чтобы не получилось так, как получилось с Валей.»
Как часто вы рассказываете детям об истории семьи, вспоминаете интересные истории из собственного детства или из детства бабушек и дедушек? Есть ли у вас потребность в более близком общении с детьми?
Для кого произведение
Для среднего и старшего школьного возраста
Книги по теме
Ева Немеш. Белый голубь, чёрный слон
Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции
Нина Дашевская. Ветер вернётся