Неизвестный изобретатель Монополии - Лиззи Мэгги
Когда Чарльз Дарроу, безработный торговый агент из Филадельфии, узнал о новой настольной игре «Игра домовладельца», которая становилась популярной в узких кругах, он попросил своих друзей записать правила и помочь ему улучшить графический дизайн. В 1933 году он запатентовал игру «Монополия» как свое собственное изобретение и начал продавать ее в игрушечных и универмагах.
Эта игра по торговле недвижимостью разошлась тиражом более 275 миллионов копий, получила лицензию на сотни побочных изданий и стала частью американской жизни. Она также сделала Дарроу миллионером. Но заслуга за идею, лежащую в ее основе, должна была принадлежать не ему.
Игра «Игра домовладельца» была придуманна Мэгги, женщине из Иллинойса.
Элизабет Джонс Мэгги родилась 9 мая 1866 года в Макомбе, штат Иллинойс, в политической семье. Согласно книге Мэри Пилон «Монополисты» 2015 года, ее отец, Джеймс Мэгги, был издателем аболиционистской газеты, который освещал дебаты Линкольн-Дуглас 1858 года. Ее мать - Мэри (Ричи) Мэгги.
В разные периоды жизни Мэгги была поэтессой; стенографисткой в Бюро по розыску пропавших писем; комедийной актрисой; инженером, изобретшей и запатентовавшей устройство для улучшения подачи бумаги в пишущих машинках; и писательницей. Ее рассказ «Кража мозга», опубликованный в женском журнале Godey's, повествовал о писательнице, которая добивается успеха, раскрыв свой потенциал под гипнозом, но затем обнаруживает, что ее гипнотизер плагиатировал ее роман.
Основа игры Мэгги, первоначально называвшейся «Игрой домовладельца», знакома любому, кто играл в «Монополию»: игроки перемещают свои фишки по периметру квадратного поля, покупая по пути недвижимость, которую они могут использовать для взимания арендной платы с других игроков.
Мэгги запатентовала свое изобретение в 1904 году - в тот же день, когда братья Райт подали заявку на свой самолет - и оно было опубликовано в 1906 году компанией Economic Game Company, совладельцем которой она была.
В своей заявке на патент Мэгги написала: «Каждый раз, когда игрок делает круг по доске, он должен выполнить определенную работу на Матери-Земле, за которую после прохождения начальной точки он получает свою зарплату, сто долларов».
Мэгги разработала игру с двумя наборами правил: один, который вознаграждал игроков, когда ресурсы распределялись поровну, и другой, где победителем становился земельный магнат, накопивший наибольшее богатство. В любом случае, она надеялась, что игроки задумаются об основах капиталистического общества.
«Игра домовладельца» была задумана Мэгги как идеологический инструмент: игра, которая должна была научить людей принципам политического экономиста Генри Джорджа. Центральным принципом теории Джорджа было то, что люди должны оставлять себе все заработанное, а государство должно финансироваться за счет налога с владельцев недвижимости, поскольку земля по праву принадлежит всем. Джордж считал, что общество, финансируемое единым земельным налогом, устранит как бедность низшего класса, так и промышленные картели.
В правилах «Игры домовладельца» Мэгги объяснила, как решать потенциальные конфликты: «В случае возникновения чрезвычайной ситуации, не предусмотренной правилами игры, игроки должны уладить дело между собой; но если игрок категорически отказывается подчиняться вышеизложенным правилам, он должен отправиться в тюрьму и оставаться там до тех пор, пока не выбросит дубль или не заплатит штраф».
«Игра домовладельца» не стала блокбастером, но у нее появились преданные поклонники, включая общины утопических квакеров в Делавэре и членов клуба в Уильямс-колледже, штат Массачусетс; игра была даже адаптирована для британского рынка под названием «Братец Лис и братец Кролик».
Это было не единственное творение Мэгги: она создала несколько карточных игр, включая ролевую игру под названием «Судебное заседание», которую она продала компании Parker Brothers в 1910 году. В том же году она также пыталась продать им «Игру домовладельца», но компания сочла ее слишком сложной.
К тому времени она также получила некоторое национальное внимание благодаря рекламному трюку, который она провернула в 1906 году, разместив в газете объявление о продаже себя как «молодой американской рабыни с большими серо-зелеными глазами, полными, страстными губами; великолепными зубами: не красавица, но очень привлекательная», и описывая себя как «честную, справедливую; поэтичную, философскую».
Эта реклама задумывалась как комментарий к рабству и мрачным экономическим перспективам одиноких женщин, но вместо этого привела к нежелательным предложениям руки и сердца и предложению работать в шоу уродов. (В конечном итоге Мэгги вышла замуж в 44 года за Альберта Филлипса, бизнесмена.) Это также привело к переписке с разоблачительным писателем Эптоном Синклером и работе репортером в газете.
Тем временем игроки переделывали «Игру домовладельца» в самодельные наборы, копируя доску на дереве или ткани, корректируя правила и называя ее «игрой в монополию». Когда поклонники игры учили играть своих друзей, новички понятия не имели, что самодельная игра была изобретением Мэгги.
Связь «Монополии» с Мэгги еще больше затерялась в истории, когда Дарроу продал свою версию компании Parker Brothers в 1935 году, утверждая, что он изобрел ее, чтобы развлечь свою семью во время Великой депрессии, и что он назвал свойства игры названиями местностей в процветающем пляжном курорте Атлантик-Сити. Именно такой плутократической фантазии жаждали американцы в ту эпоху.
Миллионы копий игры были проданы, спасая тогда еще испытывавшую трудности компанию Parker Brothers от банкротства и сделав Дарроу богачем.
Многие успешные игры, такие как "Колечки" и "Морской бой", были созданы как коммерческие версии домашних развлечений. Но если игра находится в общественном достоянии, любой издатель может выпустить свою собственную версию.
Стремясь подавить потенциальную конкуренцию и установить монополию на "Монополию", компания Parker Brothers приобрела похожие игры, такие как "Игра домовладельца", и их ответвления, вроде "Финансов".
Мэгги продала права на "Игру домовладельца" компании Parker Brothers за фиксированные 500 долларов, что сегодня составляет примерно 11 000 долларов. Компания также согласилась опубликовать две другие ее настольные игры: "Королевские люди" - игру на сопоставление плиток, и "День распродажи" - игру про покупки.
Восторгаясь тем, что ее идеи георгизма дойдут до более широкой аудитории, она написала письмо компании Parker Brothers, в котором обращалась к "Игре домовладельца" как к личности: "Прощай, мое любимое детище. С сожалением расстаюсь с тобой, но я отдаю тебя тому, кто сможет сделать для тебя больше, чем я".
Хотя Parker Brothers, которую в 1991 году купила Hasbro, переиздала "Игру домовладельца", она снова быстро вышла из печати, будучи затмленной "Монополией". У Мэгги не было прав на роялти, а Parker Brothers продвигала Дарроу как единственного изобретателя "Монополии".
Значимый вклад Мэгги в американскую культуру и дизайн игр был стерт из памяти до 1970-х годов, когда Ральф Анспах, изобретатель игры под названием "Антимонополия", раскопал ее работу во время судебной тяжбы с Parker Brothers по поводу нарушения товарного знака.
Мэгги умерла в возрасте 81 года 2 марта 1948 года в Стаунтоне, штат Вирджиния. Но она прожила достаточно долго, чтобы увидеть неизменный успех игры, основанной на ее собственном изобретении, даже если ее имя было стерто, а ее идеология смягчена.