ДОНН ДРЕГГЕР: ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ АЗИАТСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Это было, скорее всего, где-то в 1977 году.

Это было, скорее всего, где-то в 1977 году. Мне было всего десять лет, и моё увлечение Японией уже росло, со всей силой, на которую способен десятилетний ребенок, и я всегда давил на своего отца, чтобы он покупал мне любые книги, связанные с Японией и её культурой (тогда я не называл это «культурой» – это было просто «что-нибудь о Японии»). Зная, что я был очарован рассказами о боевых искусствах его старого военного приятеля, военного корреспондента во время Корейской войны и одного из основоположников дзюдо в Греции, однажды он принёс мне три тонких тома из серии под названием «Практическое каратэ», с множеством фотографии довольно пожилого и пухлого японца и крупного, высокого жителя Запада, которые демонстрировали применение приёмов каратэ для самообороны. Этими двумя мужчина были авторы книг, и их звали Масатоси Накаяма и Донн Дрегер.

Это был первый раз, когда я столкнулся с именем «Донн Дрегер», позже я буду видеть его снова и снова в англоязычных публикациях, связанных с боевыми искусствами Японии. Но прошло ещё 10 лет, пока я не обнаружил в единственном в Афинах книжном магазине по боевым искусствам работу, которую, как я позже узнал, большинство считало его «великим произведением»: трилогию «Боевые искусства и Пути Японии», состоящую из «Классическое будзюцу», «Классического Будо» и «Современные Будзюцу и Будо». Как и для большинства людей за пределами Японии, для меня это было первое знакомство с систематизированной хроникой боевых искусств Японии и их развитием со времён Хогэн Моногатари (Сказание о смуте годов Хогэн) и Хэйкэ Моногатари (Повесть о Доме Тайра) до Сёриндзи кэмпо, самого современного стиля, зарегистрированного на момент написания книг (т.е. в начале 1970-х). И, как и многие люди за пределами Японии, я был очарован.

Таким же увлекательным, как и его сюжеты, был и сам Дрегер. Он писал авторитетно, демонстрируя знание своего предмета гораздо глубже, чем у большинства академических исследователей – и если фотографии из книг «Практическое каратэ» были каким-то доказательством, то это выглядело так, как будто он сам тренировался, так что я понял, что должен узнать больше (помните, это было до Интернета, и я жил в Греции). Итак, я начал искать в книжных базах данных, библиотеках и журналах по боевым искусствам, и медленно и мучительно начала разворачиваться удивительная история: этот человек был настолько вовлечен практически во всё, что связано с боевыми искусствами – и не только Японии, хотя, казалось, он специализировался на них, - что это казалось невозможным, обучаться всем им в той степени и глубине, о которых говорилось в его трудах.

Донн Дрэгер изучает Исин-рю кусаригамадзюцу у Симидзу Такадзи сэнсэя
Донн Дрэгер изучает Исин-рю кусаригамадзюцу у Симидзу Такадзи сэнсэя

Со временем я пришел к пониманию, что так оно и было. Хотя он никогда не был в центре внимания, другие писали о нём – среди них его друг и соратник Роберт У. Смит (1926-2011), бывший морской пехотинец, бывший сотрудник ЦРУ, работавший на Тайване в начале 1960-х, плодовитый писатель на тему китайских боевых искусств и один из самых известных мастеров Тайцзи и убеждённый сторонник и евангелист на востоке США. Несмотря на то, что он был очень эмоционален (не говоря уже о говорливости) в своих произведениях – в конце концов, они были близкими друзьями, - его рассказ о Дрегере, изложенный в его автобиографии о боевых искусствах 1999 года «Боевые размышления» (Martial Musings), даёт довольно подробный образ этого человека и о его многочисленных достижениях. И когда я говорю «многочисленные», это не фигура речи: если бы многие выдающиеся учителя и практики боевых искусств, жители Запада и японцы не подтверждали эти факты, было бы трудно поверить, что один человек смог бы сделать так много всего за 30 лет.

В какой-то момент появился Интернет, и доступ к информации стал намного проще, тем временем у меня появилась личная сеть людей, которые жили или продолжают жить в Японии, так что у меня появилась возможность больше узнать об этом замечательном человеке, Донне Ф. Дрэгере (так он подписывал большинство своих работ, и именно так его обычно упоминают в письменных работах). Дальше - больше, и со временем я понял, что жизнь Дрегера в боевых искусствах не была преувеличена: он действительно был там и делал это - что бы это ни было. Более того, он делал это достаточно хорошо и искренне, чтобы заслужить уважение практически всех, кто с ним встречался. В мире, зависящим от мелочности и подлости, я не слышал ни одного плохого слова в адрес Донна Ф. Дрэгера.

Когда я приехал в Японию, я начал искать его; не самого человека, конечно, поскольку он умер уже более 25 лет назад, а его следы в книжных магазинах, библиотеках и додзё. И хотя вначале я был поражён тем, что их не было, со временем я понял, что в этом есть смысл. Судя по всему, Дрегер был очень закрытым человеком и действительно посвятил себя работе по изучению боевых искусств и тренировкам. Его ближайшие соратники по изучению боевых искусств также были иностранцами, которые со временем (до или после его смерти в 1982 году) вернулись в свои страны, и хотя большинство из них постарались сохранить память о нём в рассказах своим ученикам или в публикациях, онлайн или бумажных (как у Смита), он не оставил учеников в Японии, а организация, созданная как координационный центр его исследований, Международное общество хоплологии, также базировалась в США.

*хоплология - научная дисциплина, которая изучает поведение и действия человека в бою.

Поэтому, очевидно, мало что осталось от него в Японии, стране, которая была его домом на протяжении половины жизни и боевым традициям которой он посвятил свою жизнь. Есть воспоминания о нём, сохранившиеся в памяти некоторых (теперь уже пожилых) японских будока, которые встречались с ним и тренировались у него в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах, но нет записей о его фактических путешествиях. Эта статья, а также та, что будет опубликована в одном из следующих номеров, - попытка собрать некоторые из этих воспоминаний и познакомить молодое поколение японцев с этим действительно важным человеком.

Дональд Фредерик Дрегер родился 15 апреля 1922 года в Милуоки, штат Висконсин. В детстве он начал заниматься Ёсин-рю дзюдзюцу, но затем перешел в Кодокан дзюдо, достигнув 4-го дана к 1948 году, когда ему было 26 лет. Тем временем он поступил в Корпус морской пехоты США, где прослужил с 1943 по 1956 год. Его первое подразделение, батальон связи, участвовало в битве на острове Иводзима и должно было войти в состав войск, которые вторгнутся в Японию, но после августа 1945 года и капитуляции Японии его подразделение было отправлено в Северный Китай, чтобы принять капитуляцию дислоцированных там японских войск, и с октября 1945 по февраль 1946 года он служил в Тяньцзине, Китай. С 1946 по 1951 год он служил на различных должностях в армии США, а в 1951 году был направлен в Корею для прохождения службы во время войны. После этого он снова вернулся в США и оставался на службе в Морской пехоты США до 1956 года, достигнув звания майора. После этого он переехал в Японию, где оставался до самой смерти, 1982 года.

Его четвертый дан стал пропуском в секцию для иностранцев Кодокана, где он тренировался с некоторыми из великих людей того периода, такими как Масахико Кимура, Кюдзо Мифунэ, Сидзуя Сато и Кадзуо Ито. Хотя в то время он занимал довольно низкоранговое положение (по крайней мере, по японским меркам), его интерес к дзюдо и его способности к спорту (по общему мнению, он был прирожденным спортсменом с детства) довольно быстро выделили его в Кодокане, в то время как его опыт занятий тяжелой атлетикой в США позволил ему стать первым тренером по тяжелой атлетике в главном учебном заведении дзюдо. Он тренировал многих тогдашних молодых японских дзюдоистов, но его самой известной «историей успеха» был Исао Инокума: обучение Дрегера работе с отягощениями помогло ему повысить вес с 73 кг до 86 и подняться на пьедестал почёта на Всеяпонском чемпионате 1963 года, Олимпийских играх 1964 года и чемпионате мира 1965 года. Что касается его самого, то его способностей было достаточно, чтобы стать одним из двух представителей Запада, продемонстрировавших Нагэ-но ката дзюдо на Всеяпонском чемпионате 1961 года, и первым неяпонцем, принявшим участие во Всеяпонском турнире по дзюдо среди обладателей высоких дана.

Тренировки и тренерская работа были не единственными областями дзюдо, где Дрегер был не только активен, но и по-настоящему блистал. Ещё до того, как он приехал в Японию, он был одним из основателей первой национальной организации США по дзюдо, Ассоциации любительского дзюдо, он помог создать Федерацию черных поясов дзюдо (позже Федерацию дзюдо Соединенных Штатов), Панамериканскую федерацию дзюдо и различные клубы дзюдо на Восточном побережье страны, и он был тренером в клубе дзюдо Пентагона. Следовательно, после переезда в Японию он стал связующим звеном между Кодоканом и Федерацией дзюдо Соединенных Штатов. А его книги по дзюдо («Методы тренировки дзюдо» с Такахико Исикава, «Дзюдо для юношей» с Тадао Отаки, «Силовые тренировки для чемпионата по дзюдо» с Исао Инокума и культовая «Формальные техники дзюдо: полное руководство по Кодокан рандори-но ката» также с Отаки Тадао) до сих пор считаются одними из лучших в списке литературы по этому искусству.

Мне не удалось установить, когда его интерес перешёл от дзюдо к другим боевым искусствам – я слышал рассказы о том, что он не только был грозным дзюдоистом даже в более поздние годы (более чем один источник подтверждает, что когда его ранние тренировки дали о себе знать, как это часто случается со многими энергичными дзюдоистами, его работа в нэ-вадза, была одной из лучших в Кодокане , а к тому времени ему было уже за 50), он также был обладателем пятого дана в Томики айкидо, в то время как вышеупомянутая серия книг с Накаяма Масатоси из Сётокан и его отношения с Ояма Масутацу из Кёкусинкай, похоже, указывают на то, что он был хорошо знаком с каратэ так же хорошо. Я склонен полагать, что с его опытом как солдата, так и мастера боевых искусств это было естественно, а жизнь в Японии и причастность к миру боевых искусств помогли ему вырасти и охватить как можно больше аспектов этого мира.

Дон Дреггер изучает Катори СИнто-рю под руководством Отакэ Рисукэ
Дон Дреггер изучает Катори СИнто-рю под руководством Отакэ Рисукэ

Даже те, кто не знает о его прошлом в дзюдо, знают о его причастности к оружейному искусству: опять же, более чем в одном источнике говорится о нём как об обладателе седьмого дана в кэндо и иайдо и очень компетентном практике дзюкэндо ещё до того, как он был посвящен в мир классических искусств, сначала Синдо Мусо-рю дзёдо (под руководством Такадзи Симидзу), а затем Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (под руководством Отакэ Рисукэ). Как и в случае с дзюдо, его интерес к этим искусствам был глубже, чем просто тренировки (хотя, по общему мнению, тренировки с ним или под его руководством после того, как он стал инструктором – у него была лицензия на преподавание как в СМР, так и в ТСКСР - были одними из самых интенсивных, какие только можно было найти), поэтому было естественно, что в какой-то момент он захотел рассказать о них в своих работах. Его трилогия «Боевые искусства и Пути Японии», о которой я упоминал ранее, перевод трилогии Отакэ Рисукэ «Божество и меч: Катори Синто-рю» и «Японское фехтование: техника и практика» с Гордоном Уорнером» - его самые известные книги, связанные с оружейным искусствами, и, как и его книги по дзюдо, до сих пор считаются классическими.

Рассказ о Дрегере был бы неполным без упоминания его более широкой работы в области боевых искусств Восточной Азии (т.е. за пределами Японии), которая включала четырехмесячные периоды реальных полевых работ в различных странах для сбора информации о боевых традициях этих стран. В сопровождении группы преданных своему делу сотрудников и учеников, таких как Фил Релник, Хантер Армстронг, Ларри Бири, Лиам Кили, Говард Александер, Квинтин Чемберс и Мейк Скосс, Дрегеру удалось убедить людей из деревень Китая, Индонезии, Малайзии, Гавайев и других стран показать ему искусство, которое до тех пор даже не было задокументировано самими практикующими (не говоря уже об остальном мире). Результаты этой полевой работы и академического исследования Дрегера задокументированы в нескольких его книгах, а также в «Comprehensive Asian Fighting Arts», которые он написал в соавторстве с Робертом Смитом.

В этом заключается наследие Дрегера: эта работа, сохраненная в его заметках, должна была стать «начальным капиталом» для создания новой академической области. Дрегер считал, что боевое поведение человека и его связь с эволюцией цивилизации были недостаточно представлены в академическом мире, лишь частично проявляясь в антропологии или истории. Он считал, что, поскольку люди привыкли воевать с незапамятных времен, должна быть создана специализированная область, изучающая это поведение, и его работа, по крайней мере в течение последних десяти лет его жизни, была сосредоточена именно на этом. Печальный факт, что он умер от рака печени через шесть месяцев после своего 60-летия 20 октября 1982 года, для многих еще в расцвете сил и не успев оформить свое исследование как официальную науку (для которого он использовал слово «хоплология», от греческого слова «хопло», или “όπλο”, что означает «оружие», термин, также использовавшийся сэром Ричардом Фрэнсисом Бертоном, исследователем 19 века, географом и писателем, который впервые систематизировал эту совокупность знаний). Эта задача была возложена на его сотрудников, которые создали Международное общество хоплологии, которое, что интересно, начиналось в рамках организации Нихон Кобудо Синкокай 日本古武道振興会 , как её международный исследовательский отдел (Дрегер был первым иностранцем, ставшим членом Нихон Кобудо Синкокай).

Из-за вышесказанного влияние Дрегера на мир боевых искусств трудно описать, не прибегая к таким банальностям, как «огромное» или «неизмеримое». Люди, которые встречались с ним, люди, которые сами стали одними из самых известных мировых авторитетов в области боевых искусств, говорили мне в личных сообщениях для этой статьи, что «он был тем, кто определил боевые искусства так, чтобы это имело смысл для неяпонцев», что «он был один из очень немногих людей – в Японии или где бы то ни было еще- который действительно понимал суть боевых искусств», что «он был лучшим представителем XYZ-искусства своего времени» (а XYZ - это любое искусство, упомянутое в этом контексте), что «он был первым, с кем связывался любой неяпонец, когда приезжал в Японию, желая практиковать боевые искусства» (его дом в Итигай – позже он переехал в Нарита - был местом приземления большинства людей, которые приезжали изучать боевые искусства в Японию до середины 1960-х годов), что «он навсегда изменил их жизни – как мастеров боевых искусств и как людей» или что «он был единственным неяпонцем, которого японцы называли сэнсэй – и имели это в виду».

То, что я считаю лучшим резюме, исходит от одного из моих учителей (который сам является одним из самых выдающихся авторитетов в мире японского классического искусства), который, хотя и не входил в число его ближайших друзей, знал его, когда он жил в Японии в 1970-х годах: он писал: «если вы обучались какой-либо дисциплине у Дрегера, вы тренировались так, как будто от этого зависела ваша жизнь, не из страха (хотя он мог бы предложить и это), а благодаря своему примеру. Вам было бы стыдно предложить меньше – потому что он никогда этого не делал». Я спрашиваю тебя, дорогой читатель, как ты думаешь, каким должно было быть влияние такого человека?

Эта статья была бы невозможна без неоценимой помощи Эллиса Амдура, Фила Релника, Паскаля Кригера, Йона Блюминга, Сэйко Мабути, Лиама Кили, Дэвида Линча и Чарльза Э. Изера. Я хочу лично поблагодарить их за потраченное время и за то, что они рассказали о своём учителе, коллеге и друге.

Библиография Донна Дрегера

Сольное авторство:

  1. Weapons and Fighting Arts of the Indonesian Archipelago (Rutland and Tokyo: Charles E. Tuttle, 1972, 1992)
  2. The Martial Arts and Ways of Japan, Volume I: Classical Bujutsu (New York and Tokyo: Weatherhill, 1973, 1996)
  3. The Martial Arts and Ways of Japan: Volume II: Classical Budo (New York and Tokyo: Weatherhill, 1973, 1996)
  4. The Martial Arts and Ways of Japan: Volume III: Modern Bujutsu and Budo (New York and Tokyo: Weatherhill, 1974, 1996)
  5. Ninjutsu: The Art of Invisibility, Japan’s Feudal Age Espionage Methods (Tokyo: Lotus Press Ltd., 1977; Phoenix Books, 1994)

В соавторстве:

  1. Donn Draeger and Ishikawa Takahiko. Judo Training Methods (Rutland and Tokyo: Charles E. Tuttle, 1962, 1999)
  2. Donn Draeger and Nakayama Masatoshi. Practical Karate: A Guide to Everyman’s Self-defense (Rutland and Tokyo: Charles E. Tuttle, 1963, 1998)
  3. Donn Draeger and Nakayama Masatoshi. Practical Karate: Against the Unarmed Assailant (Rutland and Tokyo: Charles E. Tuttle, 1963, 1998)
  4. Donn Draeger and Otaki Tadao. Judo for Young Men, Basic and Intermediate: An Interscholastic and Intercollegiate Standard (Tokyo and New York: Kodansha International, 1964)
  5. Donn Draeger and Nakayama Masatoshi. Practical Karate: Against Multiple Unarmed Assailants (Rutland and Tokyo: 1964, 1998)
  6. Donn Draeger and Nakayama Masatoshi. Practical Karate: Against Armed Assailants (Rutland and Tokyo: Charles E. Tuttle, 1964, 1998)
  7. Donn Draeger and Nakayama Masatoshi. Practical Karate: For Women (Rutland and Tokyo: Charles E. Tuttle, 1965, 1998)
  8. Donn Draeger and Ken Tremayne. The Joke’s on Judo (Rutland and Tokyo: Charles E. Tuttle, 1965)
  9. Donn Draeger and Nakayama Masatoshi. Practical Karate: Special Situations (Rutland and Tokyo: Charles E. Tuttle, 1966, 1998)
  10. Donn Draeger and Inokuma Isao. Weight Training for Championship Judo (New York and Tokyo: Kodansha International, 1966)
  11. Donn Draeger and Robert W. Smith. Asian Fighting Arts (Tokyo and New York: Kodansha International, 1969; re-titled Comprehensive Asian Fighting Arts upon republication in 1980)
  12. Donn Draeger, Howard Alexander, and Quintin Chambers. Pentjak-Silat: The Indonesian Fighting Art (Tokyo and New York: Kodansha International, 1970)
  13. Donn Draeger, Tjoa Khek Kiong, and Quintin Chambers. Shantung Black Tiger: A Shaolin Fighting Art of North China (New York: Weatherhill, 1976, 1997)
  14. Donn Draeger and Leong Cheong Cheng. Phoenix-Eye Fist: A Shaolin Fighting Art of South China (New York and Tokyo: Weatherhill, 1977, 1997)
  15. Donn Draeger and Quintin Chambers. Javanese Silat: The Fighting Art of Perisai Diri (Tokyo and New York: Kodansha International, 1978)
  16. Donn Draeger and P’ng Chye Khim. Shaolin, An Introduction to Lohan Fighting Techniques (Rutland and Tokyo: Charles E. Tuttle, 1979, 1991)
  17. Donn Draeger and Otaki Tadao. Judo Formal Techniques: A Complete Guide to Kodokan Randori no Kata (Rutland and Tokyo: Charles E. Tuttle, 1982, 1991)
  18. Donn Draeger and Gordon Warner. Japanese Swordsmanship: Techniques and Practice (New York: Weatherhill, 1982)

Переводчик:

  1. Otake Risuke. The Deity and the Sword: Katori Shinto Ryu, Volume I (Tokyo: Minato Research and Publishing Co., 1977)
  2. Otake Risuke. The Deity and the Sword: Katori Shinto Ryu, Volume II (Tokyo: Minato Research and Publishing Co., 1977)

3. Otake Risuke. The Deity and the Sword: Katori Shinto Ryu, Volume III (Tokyo: Minato Research and Publishing Co., 1977)

Это было, скорее всего, где-то в 1977 году.-4

МИЯМОТО МУСАСИ: ЖИЗНЬ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ

Миямото Мусаси - самый почитаемый и знаменитый фехтовальщик в истории Японии. Однако лишь немногие из многочисленных работ, посвящённых этому загадочному воину, опираются на первоисточники. Ещё меньше работ посвящено эмоциональным потрясениям, которые подтолкнули его к тому, чтобы стать лучшим в своём деле. Это первая биография, которая выполняет эти задачи и использует богатство забытых или недавно обнаруженных материалов.

Уильям де Ланге перевёл все известные тексты о Мусаси и на основе своих исследований осветил спорные и даже неизвестные события из жизни фехтовальщика. Среди них - источник его непростых отношений с отцом, его местонахождение во время битвы при Сэкигахаре, его героизм во время летней осады замка Осака и приключения в последующие годы. Мы узнаем о скрытом гневе, побудившем его убить своего первого противника на дуэли в возрасте двенадцати лет, о его стремлении уничтожить известный клан фехтовальщиков Ёсиока и о тщательно организованном поединке с Сасаки Кодзиро на острове Гэнрю. Также узнаем о его приёмных сыновьях и их судьбе, а так же о родном ребёнке Мусаси, о котором почти не упоминается в современных источниках. И наконец, мы проследим за тем, как создавалась его «Книга пяти колец», которая стала итогом его боевой философии.

Превзойдя своих учителей и сверстников, Мусаси создал беспрецедентную в истории японских боевых искусств школу фехтования боя двумя мечами - Нитэн Ити-рю. Влечение к хаосу битвы соперничало с радостью от созерцания красоты, а постоянное стремление к совершенству в своём искусстве лишало его эмоциональных связей, по которым он так тосковал. Сложный портрет Мусаси, который вырисовывается здесь, далёк от того образа, что был создан в художественно литератору, кино и фольклоре.

ОЗНАКОМИТЬСЯ С КНИГОЙ

Это было, скорее всего, где-то в 1977 году.-5

ЭНТОНИ КАММИНЗ. НАВЫКИ НИНДЗЯ

Иллюстрированное руководство по настоящим учениям ниндзя средневековой Японии с оригинальными техниками, представленными в очень доступном формате. Опираясь на старые свитки, такие как Сёнинки, Нинпидэн, Бансэнсюкай, написанные настоящими японскими ниндзя (или синоби, как их тогда называли), автор книги предлагает настоящие знания ниндзя в 150 простых для понимания иллюстрированных уроках. В этих уроках охватываются все основы истинного ниндзюцу, включая хитроумные идеи проникновения на вражескую территорию, тактику скрытого подкрадывания и отступления, а также способы пересечения болот и воды, использование природных явлении, инструменты для проникновения и много другое. Уроки снабжены фотографиями, схемам, описывающим военную тактику и стратегию.

ВСЁ О БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ ЯПОНИИ В ГРУППЕ БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ