Найти в Дзене
kot v sapogah

Изнанка моды

Пишет Кошка В Сапогах

Эти металлические и костяные конструкции, на которые невозможно смотреть без ужаса, когда-то ежедневно носили на себе реальные люди. Выставок о моде прошлого было много, но всё они демонстрировали только красивые платья, и больше ничего. Посетители вздыхали с завистью: "Ах, какая красота! Вот это настоящая женственность! Нам бы в 19-й век, уж мы бы... "

-2

Выставка "Век 19.Изменчивая мода. От ампира до модерна" показывает изнанку этой красоты и мрачную правду, стоящую за внешним лоском. Несмотря на легкомысленное название, она заставляет задуматься о том, какой ценой куплено женское равноправие. Мода 18-19 веков – это на самом деле история закрепощения женщины, превращение живого человека в малоподвижную куклу.

-3

Вдумайтесь: на заре ампира, когда ещё не было кринолинов, женщина должна была носить до 15 нижних юбок! Причём, чтобы платье держало форму, они шились из ваты. А если жарко, спросите вы? Никого это не волновало: положено – носи.

-4

А грудь, напротив, полагалось максимально открывать огромным декольте. А если холодно, спросите вы? Плевать, лопни, но держи фасон, прикрывайся на морозе тоненькой кружевной шалью, болей потом пневмонией или чахоткой.

С изобретением кринолина легче не стало: костяные, а затем железные конструкции крепились к талии, затрудняя движение. В довершение всего полагалось носить корсет с жёсткой планкой спереди, не дававшей ни нагибаться, ни поворачиваться, ни даже просто нормально дышать. Женщина могла передвигаться только по прямой дорожке. Движения были ограничены. Недаром кринолин по-французски назывался "клеткой". По сути тюремная камера, которую постоянно надо было таскать на себе.

Особая жуть – это силуэт 70-х годов, все эти турнюры, огромные искусственные зады и хвосты, который женщинам приходилось волочить за собой, метя мостовую. Наверное, некоторые представители "сильного пола" услаждали себя эротическими фантазиями, воображая, что под ворохом материи скрываются аппетитные формы, но... За время, затраченное на раздевание и расстегивание, пыл любовной страсти значительно утихомиривался. Тем более что обувь больше была похожа на пыточный испанский сапог и застегивалась на 15-20 пуговиц, были даже специальные крючки для застёжки - ведь нагнуться, чтобы застегнуть их, было невозможно из-за узких корсетов. О каком нормальном сексе можно было говорить? Удивительно, что дети в браках как-то умудрялись рождаться...

Все это, разумеется, делалось не ради красоты, а ради денег. Бенефициарами этой жестокой моды выступали производители кринолинов и корсетов, коих насчитывалось множество. О том, чтобы плюнуть на их диктат, не было и речи. Мода же! Неизвестно, что ждало девушку, посмевшую отказаться от этих орудий пыток, отнимавших здоровье, возможности и драгоценное время их жизни. Ведь в такой одежде – ни научные исследования проводить, ни в экспедицию съездить, ни раненых с поля боя вынести. Даже доступ к спорту и то был наглухо закрыт. Только танцы – да и то такие, где требовалось минимум движений.

Когда я спросила у куратора – почему на выставке только женская одежда, где же мужская? – она ответила: а как она могла сохраниться, если мужчины в ней жили? Работали, путешествовали, исследовали землю, объезжали свои владения, воевали дрались на дуэлях. А женщины – не жили. Они лишь сидели в гостиных, неспешно прогуливались по прямым дорожкам и иногда чинно передвигались в экзерсисах, называемых танцами. Какая уж тут борьба за независимость и равенство, какой уж тут феминизм. Посадили тебя в железную клетку и сказали: сиди в девичьей или гостиной и украшай узкий мирок хозяина. И больше ни-ни.

Конечно, исключения были, но их насчитывались единицы. И только в начале 20 века, когда женщины, наконец, сбросили ярмо корсетов и турнюров, началась настоящая жизнь и право выбора – возможность трудиться, получать образование, ездить по миру. Но это уже совсем другая история.

Выйдя с подругой из выставочного зала "Рабочий и колхозница", мы вознесли благодарственную молитву всём богам – за то, что мы не дворянки 19-го века и можем носить удобную одежду и обувь, заниматься спортом и ходить в походы, свободно дышать и двигаться. Какие бы ни творились события, при любых самых нерадостных исторических перспективах, этого у нас никто не отнимет. А красота... Можно выглядеть красиво и без юбок размером с парашют.

Выставка работает только до 20-го апреля. Сходите, не пожалеете: получите массу любопытнейших знаний. И повод задуматься…

Справка
"Ношение корсета представляет собой один из вреднейших и опаснейших для здоровья обычаев. Стягивание грудной клетки, особенно нижней, наиболее податливой её области, влечёт за собой нарушение правильной деятельности органов грудной и брюшной полостей. Вследствие сжатия нижних долей лёгких кровь недостаточно окисляется и в результате получается малокровие и неправильная деятельность сердца. Вместе с тем сдавливаются и смещаются печень, желудок и кишечный канал, причём первая нередко претерпевает местами рубцовое перерождение, а другие органы, оттеснённые вниз, давят на органы тазовой полости и на крупные брюшные сосуды. Усиленные движения (танцы, езда на велосипеде) при туго стянутом корсете нередко бывали причиной внезапной смерти. В громадном большинстве случаев тугое стягивание корсета служит причиной развития самых разнообразных женских страданий, а, сдавливая соски и сами грудные железы, лишали женщин возможности кормить своих детей грудью".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 16. — СПб., 1895.