Ситуация в воздухе над Тайванем не настолько напряженная, как настоящий бой, но это решают те, кто там летает - пилоты из Китая и Тайваня. Они мастерски маневрируют на своих истребителях, ведь такие полеты - это часть их работы, хоть и не ведется настоящая война.
Истребители F-16, известные как "Боевые соколы", и экспортные версии Су-35С часто встречаются в небе, возможно, даже чаще, чем хотелось бы политикам.
Каждый такой полет, который все больше напоминает дуэль, привлекает внимание многих. И не только в Китае (ведь на Тайване живут те же китайцы), но и во всем мире, потому что скоро аналогичные истребители могут встретиться в небе над Украиной.
"Почти" - важное слово здесь. Экспортные модели истребителей отличаются от тех, что используются внутри страны.
В общем, "Соколы" и "Сушки" часто пересекаются в воздухе. Причины и места встреч могут быть разными, но цель у них одна - показать свои навыки и устойчивость духа, хотя и каждый раз это происходит по-своему.
За границей в новостях иногда мелькают предположения отдельных генералов, большинство из которых уже не служат, что передача истребителей F-16 Киеву не приведет к большим изменениям. Эти выводы основаны на опыте воздушных столкновений.
Мы не можем быть уверены, но наши пилоты часто встречаются в небе с иностранными коллегами - над Балтийским морем, Тихим океаном, Средиземным морем. Пока был только один случай, когда ракета была выпущена по британскому самолету, но цель этих встреч не в том, чтобы сбить вражеский самолет, например, "Посейдон".
В американских ВВС эти воздушные маневры называют "тайной войной в небе". На самом деле, в этих "воздушных баталиях" активно участвуют не только наши, но и китайские, и все чаще иранские пилоты, которые тоже хотят продемонстрировать свои навыки.
Учитывая, что Иран уже закупает истребители Су-35, можно сказать, что на Ближнем Востоке ситуация накаляется не просто так. Там, как бы, не просто ружье на сцене, а целый миниган готов к действию.
С политической точки зрения нет никакой проблемы. Китайские, российские и иранские пилоты встречаются с американскими не у границ Техаса или Калифорнии, верно? Если говорить о физике, то как говорил Ньютон: на каждое действие есть противодействие. Чем смелее американские пилоты летают туда, куда им заблагорассудится, тем больше шансов, что кто-то захочет их остановить.
Самые напряженные встречи случаются над теплыми водами Восточного и Южного Китайского моря. Именно там часто можно увидеть, как наши герои летают рядом друг с другом, и это бывает довольно шумно и эмоционально. Страсти кипят не на шутку.
Многих удивляет, что в небе возле Тайваня часто можно заметить российские самолеты, такие как Су-30МКК и Су-35СЭ. Почему они встречаются там чаще, чем китайские истребители, не совсем ясно. J-16 тоже летают там, но J-20 появляются редко.
Воздушные силы Тайваня используют истребители F-16. Сначала были модели А и В, затем добавили D, и в итоге все они были обновлены до версии F-16 Block 70. Эта версия, называемая Viper, считается лучшей для использования за пределами США. Благодаря новому радару, улучшенной электронике и вооружению, самолет выглядит современно, хотя и является уже довольно старым.
Про Су-35С уже столько всего сказали, что добавить особо нечего. Но вот интересный момент: эти самолеты могут нести специальные контейнеры для разведки. Это не просто дополнительное оборудование, а целые комплексы для сбора информации, которые требуют много энергии — и вот тут-то и пригодятся мощные двигатели Су-35.
С последнего года миссии истребителей ВВС Китая стали двойными: во-первых, они пытаются выяснить, на что способна ПВО Тайваня, а во-вторых, они тестируют свои новейшие системы радиоэлектронной борьбы в условиях, близких к реальным боевым.
Су-35 появились в Китае в 2015 году, и уже через три года их начали использовать возле Тайваня. Их задача в китайских ВВС — быть истребителями морской авиации, действующими с берега. Сначала они искали слабые места в ПВО Тайваня, создавая карту обороны, а затем перешли к тренировкам с использованием специального оборудования. Всё это помогает им готовиться к реальным задачам.
Командование китайских ВВС точно знает, как использовать истребители Су-35 в районе Тайваня. Они даже оснащают их специальными ракетами для борьбы с радарами. Эти самолеты уже доказали, что могут серьезно помешать работе радарных систем.
В тайваньских ВВС понимают, что у них меньше самолетов, и что F-16 не может сравниться с Су-35, но они делают все возможное, чтобы показать свою силу.
А мы смотрим на все эти воздушные маневры через призму F-16, которые могут стать частью воздушных сил Украины. Вероятно, Украина получит более старые модели, а не последние версии. Все это напоминает показ силы, но пока нет желания возвращаться домой, приходится продолжать демонстрировать свои возможности.
Чтобы понять ситуацию, иногда лучше посмотреть на неё со стороны. Индийские аналитики, которые внимательно следят за событиями и имеют свои претензии к Китаю, не испытывают теплых чувств к своему соседу, считая его прямым соперником. Несмотря на расстояние в четыре тысячи километров между Индией и Тайванем, индийские военные не отводят глаз от происходящего, так как граница с Китаем находится совсем рядом.
Индийцы, не имеющие особых симпатий к Китаю, не делают комплиментов F-16 и критически оценивают возможное противостояние между американскими и российскими самолетами.
Особенно индийцев не устраивает радар F-16V, тайванской версии самолета, несмотря на его современный радар с активной фазированной антенной решеткой. Они считают, что радар Су-35С, “Ирбис Е”, не уступает ему. К тому же, из-за узкого корпуса F-16, первоначально предполагаемый радар Raytheon Advanced Combat Radar пришлось заменить на более маленький AN/APG-83 SABR, что, по мнению индийцев, упрощает его подавление. Меньший размер радара означает меньше элементов для его работы, что делает его более уязвимым.
Было бы любопытно узнать, что думают летчики из Китая и Тайваня (это шутка) о событии, когда в августе 2022 года четыре F-16V не смогли обнаружить два Су-35, которые уже заняли выгодные позиции. Похоже, что оборудование Су-35 сделало их невидимыми для пилотов F-16V.
Вопрос о том, были ли радары плохими или контейнеры с РЭБ хорошими, стоит больших денег.
Индийские летчики считают, что Су-35 превосходит по скорости и маневренности благодаря мощным двигателям и системе управления вектором тяги. Размеры и вес имеют значение, но не в ближнем бою, где сегодняшние воздушные бои происходят иначе.
Однако самое важное, по мнению индийских военных, это недостаточная осведомленность пилотов F-16, в основном из-за радара. Насколько они понимают суть проблемы неясно, но они отказались от F-16 для своих ВВС.
Теперь и тайваньцы знают своё «что-то», потому что если бы четыре F-16 не заметили пару Су-35 в реальном конфликте, это могло бы означать потерю от двух до четырех самолетов. Это проблема, которую им предстоит решить.
Что касается общей картины, то в течение нескольких лет происходило сопоставление самолетов ВВС Китая с самолетами ВВС Тайваня, и ситуация складывается не в пользу Тайваня, так как китайские самолеты лучше и их больше.
В контексте Украины, есть надежда, что прибытие F-16 изменит ситуацию, но что это будет означать на практике — победу? (Нет конечно). Это остается открытым вопросом.
Многие уже сказали, что просто привезенные и быстро отремонтированные самолеты, а также спешно обученные пилоты, вряд ли смогут что-то изменить. Это можно сравнить с китайцами, которые три года тренировали своих пилотов на Су-35 перед тем, как отправить их к Тайваню. Это были их собственные пилоты и самолеты, купленные за счет страны.
В случае Украины ситуация выглядит иначе: самолеты предоставляются бесплатно, обучение тоже бесплатное. Ясно, что никто не будет отдавать действительно хорошее оборудование, что видно по скорости, с которой немецкие танки и САУ отправляются на ремонт. Самолет — это гораздо более сложный механизм, и с ним такие уловки не пройдут.
Кажется, что принцип здесь странный: брать все, что дают, и использовать это на полную катушку. Но между ракетой и самолетом есть большая разница. Ракета — это обычно одноразовый инструмент, в то время как самолет предназначен для многократного использования.
Если власти Украины действительно хотят вернуться к тактике самолетов-камикадзе, то остается только ждать и видеть, что из этого выйдет. Министр иностранных дел Украины Кулеба недавно заявил, что его дипломатия не сработала, и теперь он намерен настойчиво просить Запад о системах ПВО Patriot и самолетах F-16.
Что именно означает “настойчиво просить”, не совсем ясно. Но если Киев начнет требовать… это может закончиться не очень хорошо.
Что касается нашей темы, F-16 явно не соперник для Су-35. Это уже давно известно. И F-16 вряд ли сможет оказать какое-либо серьезное влияние на ситуацию, даже временное, в отличие от ракет SCALP и Storm Shadow. Все сильные и слабые стороны этого заслуженного ветерана слишком хорошо известны.
Если взглянуть на ракеты, то видно, что наши военные придумывали решения на ходу и успешно находили способы противостояния, что даже на Западе признают. Но с F-16 все гораздо проще, потому что этот самолет известен уже много лет. Еще с 1982 года, когда израильские F-16 боролись с сирийскими МиГами, наши специалисты собирали информацию о боях.
Так что F-16 уже более 40 лет находится в поле зрения, и вряд ли о нем осталось что-то неизвестное. Поэтому сарказм по поводу того, что старые модели этого самолета смогут что-то изменить в противостоянии армий, вполне оправдан.
Другие новинки обеспечивали лишь временный успех, хотя иногда он был значительным.
Но в нашем случае кажется, что есть недопонимание. Кажется, что все ясно, и у ВВС Украины нет шансов. Я бы поставил на «Таурусы» скорее, чем на «Соколов», потому что они могли бы принести хоть какой-то урон, пока наши не разобрались с немецкими ракетами и не выработали рекомендации.
Но почему-то украинцы упорно просят самолеты, которые уже обречены. Наше ПВО и летчики их хорошо знают. Возникает вопрос: зачем? И ответа на него нет.
Может быть, у читателей есть какие-то идеи? Было бы интересно их услышать, ведь «много голов – много умов». У ВСУ уже есть танки, которые не работают, САУ, которые все время в ремонте, бронетранспортеры, которые не выполняют свои функции, и АМХ, которые вообще непонятно зачем нужны. Что дальше? В НАТО уже давно отмечают технику, которая не прошла испытание в бою, может быть, все это только для этого?