Найти тему

Московский авангард: маршрут и путеводитель.

Здравствуйте! Это продукт проекта ученика 10 "А" класса школы #1505 города Москвы Сидоркина Антона. Эта статья и путеводитель помогут вам обозреть увлекательный мир московского архитектурного авангарда за одну прогулку. Надеюсь, он будет вам полезен и поможет вам увидеть Москву во всей еë красе, а так же узнать о еë архитектуре много полезного и интересного.

Целевая аудитория моего проекта - школьники, студенты и абитуриенты архитектурных ВУЗов, туристы и москвичи.

Лично мне тема близка тем, что мои родные районы: Преображенский, Сокольники - гордятся важнейшими памятниками московского авангарда. Было интересно больше узнать о зданиях, мимо которых я хожу всю свою жизнь.

Далее в статье вы увидите ссылку на маршрут в Яндекс картах. В нëм будут отмечены все места, которые вам следует посетить и в том порядке, в котором будет размещена информация в статье. Порядок лучше не нарушать, но действуйте на ваше усмотрение. Перемещаться в процессе прогулки я рекомендую на общественном транспорте, и для того, чтобы не оставить весь свой бюджет на поездки на автобусах и метро, рекомендую купить проездной ,,Тройка" на целый день, так будет экономичнее. Прохождение всего маршрута с использованием только общественного транспорта, днём, в будний день, займет 4-5 часов.

Надеюсь, что моя статья и путеводитель помогут вам в исследовании архитектуры московского авангарда! Удачи!

Ссылка на маршрут:

Построение маршрутов на карте Москвы — Яндекс Карты

Архитектура советского авангарда — модернистское направление архитектуры Советской России и СССР в 1920 — начала 1930-х годов, ставшее значительной частью мирового архитектурного наследия.

1.Конструктивистский жилой квартал на Преображенском валу (ул. Преображенский вал, 24, к.1)

Вид на квартал со стороны улицы Преображенский вал. Фото Антона Сидоркина.
Вид на квартал со стороны улицы Преображенский вал. Фото Антона Сидоркина.

Жилой квартал по проекту архитектора Ивана Николаева (1927—1929 гг.) — один из самых интересных конструктивистских жилых кварталов. Оригинальна его планировка: «безумные параболы». Несмотря на авангардный замысел, квартал гармонично вписывается в окружающую старую застройку.

Вид на квартал со стороны двора. Фото Антона Сидоркин.
Вид на квартал со стороны двора. Фото Антона Сидоркин.

Во второй половине 1920-х Моссовет всерьез был озабочен проблемой нехватки жилья. Решение приняли такое — построить множество типовых жилых кварталов на окраинах Москвы. "Своевольничать" архитекторам можно было только с планировкой поселков и формой зданий.

Вид со стороны двора. Фото Антона Сидоркина.
Вид со стороны двора. Фото Антона Сидоркина.

В Преображенском можно увидеть соцгородок, построенный по проекту незаслуженно малоизвестного советского архитектора Ивана Николаева. Дома на Преображенке предназначались для рабочих окрестных текстильных фабрик. Главная особенность проекта — редкая диагональная планировка: два жилых корпуса-параболы спроектированы как зеркальные отражения друг друга.

2. Клуб им. Русакова (театр Романа Виктюка) (ул. Стромынка, 6)

Вид на клуб им. Русакова (театр Романа Виктюка) со стороны улицы Стромынка. Фото Антона Сидоркина.
Вид на клуб им. Русакова (театр Романа Виктюка) со стороны улицы Стромынка. Фото Антона Сидоркина.

Здание клуба спроектировано и построено выдающимся архитектором советского авангарда Константином Мельниковым по заказу Союза коммунальщиков для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских (теперь — завод СВАРЗ). Дом культуры получил название в память участника революционного движения и одного из руководителей сокольнической организации большевистской партии Ивана Васильевича Русакова (1877—1921), в честь которого также было названо трамвайное депо, улица и набережная в Москве.

Фото Антона Сидоркина.
Фото Антона Сидоркина.

В 1987 году здание клуба признано памятником советской архитектуры.

В 1996 году клуб был передан Театру Романа Виктюка. Клуб им. Русакова был включен в список особо ценных объектов Всемирного фонда памятников архитектуры.

Клуб занимает очень тесный участок и имеет план секторной формы, совпадающей с формой небольшого зрительного зала. Внешние формы клуба напоминают часть шестеренки, что бросается в глаза с первого взгляда. Особенно хорошо "шестерёнка" видна с высоты птичьего полёта. Своеобразие здания стало причиной для критики его архитектуры, хотя таким образом Мельников остроумно ответил на запросы заказчика — Союза коммунальщиков. Он разместил, как и требовалось, зрительный зал на втором этаже, а первый этаж отвел под служебные помещения.

На улицу свешиваются три консольных выступа, вмещающих в себя трибуны амфитеатра (их железобетонные конструкции были рассчитаны инженером В.В. Розановым). Мельников сделал такие подвешенные формы не только, чтобы увеличить места для зрителей, но и как отделяемые перегородками аудитории. Трансформация зала задумывалась как механизированная.

Вместимость зала можно было варьировать от 250 до 1300 человек, занимая только партер или произвольное количество трибун из трех нефов, по два независимых яруса в каждом (для 180‑ти человек). Пол партера имел слабый уклон и позволял легко убрать складные стулья, спроектированные архитектором. Средний ярус с плоским полом в первую очередь должен был использоваться для кружковой работы, так как отдельных помещений для занятий почти не было. Входные двери вели на цокольный этаж, а выход мог осуществляться прямо из зала – через наружный балкон с двумя пристроенными к нему лестницами.

Зал был выполнен светлым, с узкими вертикальными окнами. Винтовая лестница установлена в глубине сцены в треугольной нише (именно она видна с заднего фасада в виде остроугольной кирпичной башенки). Отделка фасада была основана на чередовании трех типов поверхностей: красной кирпичной кладки и двухцветной штукатурки — серой и белой. Перила террасы, сделанные из газовых труб, первоначально были светлыми.

3.Дом Наркомзема (Орликов пер., 1/11-13, с. 8)

Вид на дом Наркомзема с противоположной стороны проспекта Академика Сахарова. Фото Антона Сидоркина.
Вид на дом Наркомзема с противоположной стороны проспекта Академика Сахарова. Фото Антона Сидоркина.

Здание Наркомзе́ма — памятник архитектуры конструктивизма, объект культурного наследия регионального значения, расположенный по адресу Садовая-Спасская улица, дом 11/1, в Красносельском районе Москвы. Автор проекта здания - выдающийся российский и советский архитектор А.В. Щусев.

Здание Наркомзема считается одним из наиболее масштабных и значительных общественных сооружений Москвы конца 1920-х — начала 1930-х годов. Оно состоит из 3 корпусов, выстроенных вокруг внутреннего двора трапециевидной формы, и занимает целый квартал. Центральный корпус выходит на Садовую-Спасскую, угол на пересечении с Орликовым переулком выделен полуцилиндрическим ризалитом, угол с проспектом Академика Сахарова пластически выделен скруглением стен, над которым на уровне 7—8 этажей проступают ровные грани прямоугольного объёма.

Вид на дом Наркомзема со стороны Орликова переулка. Фото Антона Сидоркина.
Вид на дом Наркомзема со стороны Орликова переулка. Фото Антона Сидоркина.

Автор книги «Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935-1990 гг.» Андрей Рогачёв отмечал, что выбор нехарактерного для Щусева стиля конструктивизма был обусловлен архитектурными решениями окружающего пространства. Основой послужили не разномастные дома XIX — начала XX века, непосредственно соседствовавшие со строительной площадкой, а строящееся неподалёку на Садовой-Черногрязской улице по проекту Ивана Фомина здание НКПС и застройка Новокировского проспекта, имеющая родственные авангарду черты. В здании Наркомзема сочетаются разные формы и объёмы, создающие асимметрию, используются ленточные и «лежачие» окна, контрастирующие с гладкими оштукатуренными поверхностями.

В здании были впервые в Москве применены многие технологические новшества, в том числе лифты непрерывного действия. Его механизм не претерпел изменений с 1930-х годов и работает до сих пор. В процессе эксплуатации здания были заменены окна и интерьеры, оригинальное убранство сохранилось только в актовом зале. С 2017 года специалисты провели комплекс работ по сохранению и реставрации его фасадов и интерьеров. Здание приспособили для современного использования. Фасадам вернули исторический цвет — бежевый с розовым оттенком и - штукатурное покрытие, воссоздали оконные и витринные заполнения из алюминия, отремонтировали интерьеры.

4. Дом Центросоюза (Мясницкая ул., 39, стр. 1)

https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fa%2FXoSs13-x8iYXxXvc&psig=AOvVaw2U9k-4oPmgV5yFilpoS2Ad&ust=1713203126048000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBIQjRxqFwoTCKCx4JShwoUDFQAAAAAdAAAAABAj
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fa%2FXoSs13-x8iYXxXvc&psig=AOvVaw2U9k-4oPmgV5yFilpoS2Ad&ust=1713203126048000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBIQjRxqFwoTCKCx4JShwoUDFQAAAAAdAAAAABAj

Зда́ние Центросою́за — офисное здание на Мясницкой улице в Москве. Построено в 1928—1936 годах в интернациональном стиле по проекту французского архитектора Ле Корбюзье при участии Пьера Жаннере и Николая Колли под руководством инженера С. Грузинова. Фасады строения обращены одновременно на две параллельные улицы — Мясницкую и проспект Академика Сахарова. В разное время в здании размещались различные административные учреждения, с 1991 года в нём располагаются Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и Федеральная служба по финансовому мониторингу. Объект культурного наследия народов России регионального значения.

Здание Центросоюза — первый пример совместной работы советских и европейских архитекторов в духе интернационального стиля, повсеместно вошедшего в моду с начала 1950-х годов.

Здание является ярким примером творческого стиля Ле Корбюзье «Пяти отправных точек современной архитектуры», которые в процессе работы он дополнил «принципом свободной циркуляции людей и воздуха». Здание стало одним из первых в Европе больших офисных комплексов, особенностями которого являются огромная площадь фасадного остекления, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа, горизонтальная крыша. Привлекающая внимание облицовка стен дома выполнена из розового артикского туфа.

По своей планировке дом Центросоюза схож со зданием Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро, построенным по проекту Лусио Косты и Оскара Нимейера при участии Ле Корбюзье. Другие похожие работы Ле Корбюзье — Швейцарский павильон в Париже и Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке. Оба здания представляют собой крупные застеклённые прямоугольники.


5.Здание издательства "Известия" (Пушкинская площадь, 5)

Вид на здание издательства "Известия"  со стороны Пушкинской площади. Фото Антона Сидоркина.
Вид на здание издательства "Известия" со стороны Пушкинской площади. Фото Антона Сидоркина.

Здание газеты «Известия» — здание в стиле конструктивизма, расположенное по адресу Пушкинская площадь, 5 в Тверском районе Москвы. Объект культурного наследия регионального значения. С 1927 по 2011 год в здании размещалась редакция газеты «Известия».

Здание состоит из 2 корпусов, соединённых лестничным блоком. Выделенный под строительство участок был невелик, но требовалось поместить в одном здании весь коллектив «Известий» - крупнейшей советской газеты, поэтому первоначальный проект предполагал возведение над лестничным блоком башни высотой 12 этажей. Отказаться от неё пришлось в 1926 году, когда вступил в силу запрет на строительство зданий выше 7 этажей в пределах Садового кольца.

Рисунок фасада здания сформирован каркасом, подчёркнутым архитектурными элементами: вертикальные и горизонтальные перекрытия создают чёткую сетку с квадратными проёмами окон типографии, занимающей нижние уровни. На верхнем этаже расположены кабинеты редакции с большими круглыми окнами-иллюминаторами. Динамику фасаду придают асимметрично расположенные балконы и квадратные часы на торце здания.

Фото Антона Сидоркина.
Фото Антона Сидоркина.

Кирпичные стены оштукатурены с имитацией бетона, нового для 1920-х годов материала. Отделочными работами занимались итальянские мастера, ранее работавшие над зданием Музея изобразительных искусств, использовались опробованные на здании музея технологии, например, добавление гранитной крошки в штукатурку.

Одним из немногих декоративных элементов является венчающая фасад надпись «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», выполненная палочным шрифтом (без овалов и дуг). Подобный леттеринг (леттеринг — зонтичный термин, охватывающий искусство рисования букв, а не простого их написания. Леттеринг считается формой искусства, где каждая буква во фразе или цитате выступает в качестве иллюстрации.) был популярен в Советском Союзе в 1920—1930 годах. Установленная на здании изначально, впоследствии она была заменена на более современный логотип издания, восстановлена по эскизам и ракурсным фотографиям во время реставрации в 2013 и возвращена на историческое место в 2014.


6.ТАСС (Леонтьевский пер., 1/2)

Вид на здание издательства ТАСС со стороны Тверского бульвара. Фото Антона Сидоркина.
Вид на здание издательства ТАСС со стороны Тверского бульвара. Фото Антона Сидоркина.

Здание ТАСС — здание в Москве, внутри Садового и Бульварного колец, по адресу Леонтьевский переулок, дом № 1/2, построенное в 1977 году как центральный офис государственного информационного агентства ТАСС.

В 1971 году СМИ сообщали: началось строительство 12-этажного здания ТАСС. Но ТАСС не стал и 12-этажным: в «новом» здании девять этажей, один из которых — технический. Главной особенностью фасадов стали двухэтажные оконные экраны, необычная форма которых не позволила зданию выбиться из ансамбля площади, придав девятиэтажному зданию вид четырёхэтажного строения. Хотя такие оконные экраны могли вызвать ассоциацию с телеэкранами, задуманы они были как отсылка к «Окнам РОСТА» — серии сатирических витринных плакатов 1920-х годов, созданных в Российском телеграфном агентстве.

Вход в здание ТАСС. Фото Антона Сидоркина.
Вход в здание ТАСС. Фото Антона Сидоркина.

Отличительной чертой оформления здания стала расположенная над центральным входом скульптурная эмблема из сплава меди и бронзы в виде земного шара, символизирующего присутствие агентства по всему миру. Изначально на ленте, окружающей глобус, была расшифровка аббревиатуры ТАСС — «Телеграфное агентство Советского Союза»; в 1990-х годах надпись была изменена в соответствии с новым названием: «ИТАР • Информационное телеграфное агентство России».

За свой внешний вид здание получило в народе названия «бетонный куб», «телевизор», «говорящий дом», «дом с глобусом». Сами же сотрудники ТАСС прозвали его «новым зданием», поскольку осталось и старое — по адресу Тверской бульвар, дом № 10, — в котором с 1937 года сохранилась часть подразделений ТАСС.

7. Дом Наркомфина (Новинский бул., 25, корп. 1)

Вид на дом Наркомфина со стороны двора. Фото Антона Сидоркина.
Вид на дом Наркомфина со стороны двора. Фото Антона Сидоркина.

Дом Наркомфи́на — один из знаковых памятников архитектуры советского авангарда и конструктивизма. Построен в 1928—1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга, его ученика Игнатия Милиниса и инженера Сергея Прохорова для работников Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина). Автор замысла дома Наркомфина М. Я. Гинзбург определял его как «опытный дом переходного типа».

Фото Антона Сидоркина.
Фото Антона Сидоркина.

Здание представляет собой многоквартирный жилой дом и включает в себя коммунальные квартиры, предназначенные для коллективного проживания. Оно было задумано как социальный эксперимент, призванный продемонстрировать новый образ жизни, основанный на идеалах коллективизма и эффективности. В доме были реализованы инновационные на тот момент идеи: централизованное обслуживание жителей, общественные пространства (столовые, детские комнаты, библиотеки, спортзалы), предполагавшие активное взаимодействие и общение между жильцами.

Архитектурно здание отличается лаконичностью и функциональностью: геометрические формы, плоские кровли, большие окна для максимального использования естественного света, а также использование бетона, стекла и стали. Внутреннее пространство было тщательно спланировано для обеспечения удобства и рационального использования каждого метра.

Несмотря на инновационность и прогрессивность концепции, в дальнейшем многие из идей конструктивизма были отвергнуты советскими властями в пользу более традиционных подходов к архитектуре и жилищному строительству. Тем не менее, Дом Наркомфина считается важным памятником советской архитектуры и культуры, отражающим идеалы и эксперименты своего времени .С начала 1990-х годов дом находился в аварийном состоянии, был трижды включён в список «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение». В 2016-2020 гг. отреставрирован. Сейчас дом Наркомфина - памятник архитектуры и жилой дом.

8. Здание Моссельпрома (Калашный пер., 2/10)

Вид на дом Моссельпрома со стороны Нижнего Кисловского переулка. Фото Антона Сидоркина.
Вид на дом Моссельпрома со стороны Нижнего Кисловского переулка. Фото Антона Сидоркина.

Дом Моссельпрома в Москве — памятник русского конструктивизма и авангарда, расположенный на углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков. Историческую и культурную ценность представляет как само здание, построенное по проекту архитектора Н. Д. Струкова, так и панно, выполненное художниками А. М. Родченко и В. Ф. Степановой, а также воспроизведённый на доме рекламный слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме», авторство текста которого принадлежит В. Маяковскому.

9. Дом Мельникова(Кривоарбатский пер., 8)

https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Frealty.rbc.ru%2Fnews%2F6070369a9a79471041a8e441&psig=AOvVaw0OIux83N0TM_YshDUc9Hwo&ust=1713203436879000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBIQjRxqFwoTCPD3u7CjwoUDFQAAAAAdAAAAABA-
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Frealty.rbc.ru%2Fnews%2F6070369a9a79471041a8e441&psig=AOvVaw0OIux83N0TM_YshDUc9Hwo&ust=1713203436879000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBIQjRxqFwoTCPD3u7CjwoUDFQAAAAAdAAAAABA-

Дом Мельникова (Дом-мастерская архитектора Константина Степановича Мельникова) — одноквартирный жилой дом, памятник архитектуры советского авангарда. Был построен в 1927—1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова для себя и своей семьи.

Дом-мастерская является вершиной творчества Мельникова и отличается новаторскими конструктивными особенностями, оригинальным художественным образом и объёмно-пространственной композицией, продуманной функциональной планировкой. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки.
В 2011 году здание передано в оперативное управление Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и является объектом показа учрежденного в 2014 году его филиала — Музея Мельниковых.

Фото Антона Сидоркина.
Фото Антона Сидоркина.

В 2022 году в связи с проведением реставрации интерьеры дома закрыты для посещения, однако доступ в сад и наружный осмотр открыты. На момент весны 2024 года наружный осмотр осложняется тем, что здание закрыто строительными лесами.

10. Шуховская башня (улица Шухова, 10, с. 1)

https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fmoskvichmag.ru%2Fmoskovskij-dom%2Fmoskovskij-dom-shuhovskaya-bashnya%2F&psig=AOvVaw3JprHVCJdvBjRqAjvYH84R&ust=1713204034009000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBIQjRxqFwoTCJin28GkwoUDFQAAAAAdAAAAABAS
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fmoskvichmag.ru%2Fmoskovskij-dom%2Fmoskovskij-dom-shuhovskaya-bashnya%2F&psig=AOvVaw3JprHVCJdvBjRqAjvYH84R&ust=1713204034009000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBIQjRxqFwoTCJin28GkwoUDFQAAAAAdAAAAABAS

Шуховская башня — металлическая радио- и телебашня, памятник архитектуры советского рационализма. Расположена в Москве на улице Шухова рядом с телецентром на Шаболовке. Построена в 1919—1922 годах по проекту архитектора и изобретателя Владимира Шухова. Ещё в 1890-е годы Владимир Шухов изобрел первые в мире гиперболоидные конструкции и металлические сетчатые оболочки строительных конструкций: эта идея была позаимствована из структуры плетёных крестьянских корзин. В книге «Стропила» 1897 года он доказал, что треугольная форма на 20-25 % тяжелее арочной с лучевой решёткой. После этого Шухов оформил ряд патентов на сетчатые покрытия и ажурную башню. Разрабатывая новые конструкции, архитектор стремился не только достичь большей прочности и жёсткости конструкции, но и также лёгкости и простоты за счёт использования как можно меньшего количества строительного материала. Одной из сетчатых конструкций в форме гиперболоида вращения стала радиоантенная башня на Шаболовке.

Строительство башни велось необычным, но весьма остроумным методом — без строительных лесов и высоких подъемных кранов. Отдельные решетчатые секции высотой 25 м, собираемые прямо внутри башни, протягивались лебедками сквозь предыдущий «гиперболоид», нижний диаметр обруча при этом на время стягивали, а после подъема сквозь установленную секцию вновь расширяли, стыковали с предыдущей секцией и окончательно монтировали.

Башня активно использовалась вплоть до постройки Останкинской телебашни, но еë эксплуатация продолжается и по сей день, в том числе для размещения передатчиков сотовой связи.

Большое спасибо за то, что вы прошли этот путь вместе со мной! Надеюсь, вы остались довольны прогулкой, полученными знаниями и впечатлениями! Я очень старался, работая над этим путеводителем. Буду безумно благодарен вам, если вы напишите положительный отзыв и пройдëте опрос в Google форме. Он поможет мне продолжить работу над моим проектом и сделать его продукт ещë лучше. Вот ссылка на опрос - https://docs.google.com/forms/d/1k6QOrHMffGzHWBTSatVdJetyz-gwuDXOeKw2M5haU00/edit .

Спасибо вам большое!