Люди привыкли очень легкомысленно относиться к своим словам, а уж мыслям вообще не придают никакого значения. Ну подумал и всё, кого это волнует, кто узнает это кроме меня: голова моя, мысли мои, что хочу то и думаю!
Но, к сожалению, это не так. Божие око взирает на самый ум и на помышления (Прп. Макарий Египетский). И в Библии мы читаем:
Пленяем всякое помышление в послушание Христу (2-е послание Коринфянам 10 стих 5)
Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Мф. 5:28)
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; (Иоанна 3:15)
В книге о старце Антонии, в его видении, это было показано еще трагичнее:
Господь сотворяет все живое в единой, очень жесткой системе. Вся вселенная абсолютно связана каждым действом ее самой мизерной части, а, для разумного существа, человека, даже действом не относящимся к видимому миру, – мысли. Действа неразумных тварей, не могут вселенной нанести урона, – они ограничены как тормозами внутренними, то бишь, инстинктами и иже с ними, так и саморегулирующими свойствами самой природы. Другое дело – человек. Он создан по образу и подобию Божьему. И как бы мы не спорили, что есть образ, а что – подобие, что стираемо, а что – не стираемо, что он, человек, имеет от рождения, а что призван стяжать за всю жизнь, в данном случае, важно другое – его действия, как в материальном мире, так и с невидимыми свойствами, отражаются на окружающей среде, на среде его обитания, на всей вселенной.
И мало того, как говорит Прп. Макарий Египетский: «Престол Божества есть ум».
Понимаете, как всё серьезно? Этот мир был создан не нами и не нам менять его законы. И даже если мы не видим духовный мир, а то и не верим в него, это совершенно не означает, что мы не влияем на невидимое, даже (и в особенности) нашими мыслями.
Тут, конечно, человек может возмутиться: «Да что ж это за религия такая!? Мало того, что кроме как поститься, молиться и каяться всё остальное грех, страсти и вообще никакой радости в жизни, так еще значит и мысли плохие! Еще и здесь ограничения! В моих личных, моих собственных мыслях!».
Но дело в том, что как раз разум человека и является ГЛАВНЫМ ПОЛЕМ БОЯ! Именно в уме и происходит главная духовная битва!
Наши мысли очень даже знают бесы, которые часто эти мысли нам сами же и подбрасывают. Не надо думать, что эти искушения только для подвижников, нет, каждый из нас всё время находится под их атакой. Мы постоянно выбираем: солгать или нет, помочь или отвернуться, нахамить в ответ или сдержаться, простить или обидеться, принять какой-то навязчивый помысел или отдать всё на Волю Божью и т. д. Просто подвижники знали, что это искушения и боролись, а обычный человек воспринимает всё как само собой разумеющееся…Грех настолько стал неотъемлемой частью нашей жизни, что кажется совершенно невозможным жить как-то иначе.
Я уже писала о «личных бесах». Их имена говорят конечно сами за себя, но именно ими внушенные мысли и образы человек почти всегда считает своими, легко поддается их воздействию и грешит. Это может выглядеть так:
Бес угождения плоти и эгоизма. В нашем обществе считается совершенно нормальным стремиться к тому, чтобы человеку САМОМУ было хорошо, комфортно, сыто, вкусно, безопасно, приятно и т. д. даже за счет других и невзирая на других. Вот эти мысли бес угождения плоти и эгоизма постоянно внушает человеку, как бы сделать СЕБЕ ХОРОШО! И мысли эти бес начинает с местоимения «Я»: «я хочу…», «мне надо…» и т. д., так человек всегда остаётся в уверенности, что эти помыслы его собственные. Кто думает иначе, проявляет, например жертвенность, любовь, не безразличность, на того общество смотрит мягко сказать «непонимающе», нередко таким людям платят «злом за добро» и вообще человек рискует пострадать и стать изгоем.
Бес гордости и тщеславия. Бес, в определенной степени, очень одобряемый социумом. Человек весь такой из себя важный, солидный, «крутой», знающий себе цену. Да кто из нас не думал в той или иной форме: «Вот куплю, сделаю…, поеду… а потом кааааак выложу фотки в соц. сетях! Пусть все посмотрят! (и позавидуют!)» Противоположность этому есть смирение, а самый трудный путь духовной борьбы – Христа ради, юродство.
Другой стороной медали гордости и тщеславия являются всевозможные комплексы, обидчивость, зависть и непрощение других. Про страсть «гордости» очень много написано у святых отцов. И даже святые были искушаемы этими помыслами, им попускались внушения от этого беса, как было, например у святого Антония. Он жил в пустыне со своими учениками, когда ему вдруг пришла мысль: «…что нет еще другого инока, который был бы так совершенен как он, нет никого, кто бы поселился бы раньше него в пустыне и избрал столь уединённую жизнь». Так что уж говорить об обычном человеке! Конечно приятно, когда хвалят, когда поднимается самооценка, когда ты лучший! Что же тут плохого? А вот в этом-то всё и коварство….
Бес силы, агрессии и гнева. Помыслы Я МОГУ САМ (и зачем мне Бог?)! Часто вспыльчивость, раздражительность, гнев списывают на характер. Человек не понимает, что это бес и оправдывается: «ну что поделать, вот такой уж я уродился, вспыльчивый, но отходчивый, терпите меня, если любите, и не доводите до греха!». И вот тут кроме эмоций параллельно возникают и помыслы, и образы (а то и планы) мести, проклятья, ненависти. А всякий, ненавидящий брата своего (пусть даже на пару минут!), есть человекоубийца.
Бес поспешания и суеты. Не дает снизить жизненный ритм, всё бегом, поверхностно, в спешке. Постоянная суета, куча дел и никогда нет времени. Если такой человек и захочет помолиться, бес не даст ему сконцентрироваться, отвлекая помыслами и заставляя переворачивать страницы, смотреть, сколько же еще осталось, потому что: «надо после молитвы сделать еще это, и то, и другое…и всё срочно!»
Бес лжи и искажения реальности. В современном обществе эти бесы находятся на особенном положении, так как всё построено на лжи и пропитано ею. В частных случаях отдельных людей возможны все варианты: от маленького «будничного и невинного» обмана, до полного искажения реальности, когда человека отправляют в больницу для психически ненормальных. Часто человек с радостью принимает мысли этого беса, когда затронутая тема является больной, неприятной и человек «сам обманываться рад».
Бес уныния и депрессии. Под унынием надо понимать ситуацию, когда человек не ищет Бога, не может долго находиться наедине с собой, ему СКУЧНО, а свою духовную пустоту заполняет чем может: поверхностным общением, путешествиями, едой, просмотром фильмов, соц. сетями, играми, шопингом и т. д. Чем угодно, но только не стремлением ко Господу!
Когда духовная пустота всё же давит, а ничего не вызывает интерес, то бес депрессии будет стремиться как можно дольше поддерживать это состояние в человеке, как паук, набрасывая и набрасывая паутину, чтобы опутать совершенной безнадежностью, лишить человека воли и выпить все соки, а в идеале подвести к самоубийству. Бес депрессии внушает например: «Всё плохо, ничего не имеет смысла и выхода нет (и никогда не будет!)», а для верующих: «Бог тебя никогда не простит, Бог тебя вообще не слышит, ты Ему не нужен, иначе бы Он не допустил, чтобы ты так страдал, да и вообще нет Его! Нет никакого Бога!» - и если человек соглашается с этими мыслями, то выйти из этого помраченного состояния действительно очень трудно.
Бес клеветы и коварства. На счету этого беса все помыслы злословия, осуждения, клеветы, сплетни, козни и интриги.
Надо заметить, что бесы всегда работают слаженной командой, мастерски маневрируя человека ко греху. Например, таким образом:
Человек видит просто двух разговаривающих коллег.
Бес лжи и искажения реальности представляет ситуацию так, что человеку может показаться, что коллеги, разговаривая, как-то странно на него посматривают. Бес гордости и тщеславия сразу же идёт в атаку: «Это они обо мне болтают, о ком же еще!» (бесы внушают мысли как бы от лица человека и последний считает, что эти мысли его). «Ооох…а взгляды-то какие у них презрительные…, будто я последнее ничтожество…», поддерживаемый бесом гордости, тоскливо тянет бес уныния и депрессии: «Никто меня здесь не ценил и не ценит! И так будет ВСЕГДА!». Человеку вдруг становится как-то очень грустно и обидно.
„Да они еще надо мной и смеются!» - подключается бес гнева: «Вот наглость-то! А я же в прошлом месяце одному из них так помог!». Бес эгоизма и угождения плоти сразу подхватывает: «Вот-вот, сидел тут как дурак с ним на работе допоздна! Надо оно мне было, помогать? Обо мне тут кто-то вообще думает? Вот тебе и благодарность!»
«Да используют они меня все, а потом еще и издеваются!» - поддерживает бес клеветы и коварства. «Сам то коллега в рабочее время ролики на ютубе сморит, а потом в конце месяца помогай ему видите ли?» «Вот паразит!»- накаляет обстановку бес гнева. «Ничего»- вкрадчиво заглядывает в глаза человеку бес клеветы и коварства: «Есть у меня на него кое-что для начальства, компроматик, для восстановления справедливости, так сказать. Да и на другого коллегу тоже, если подумать… книги он вон какие-то свои на рабочем принтере постоянно распечатывает! За счет работодателя!»
«А сколько времени-то?» - оживляется бес суеты: «Давай-ка я быстренько к начальству, сейчас как раз подходящий момент. Чего время терять, всё и выложу, как есть».
«Сразу веселость с них всех сойдет, не на того напали!» - потирает человек руки, принимая бесовские помыслы.
А бесы выходят на сцену и довольно раскланиваются. Спектакль удался, человек отлично сыграл свою роль, навязанную им бесами: согрешил и делом, и словом, и помышлением. Занавес.
Представим еще, что с другой стороны, один из разговаривающих коллег только-только начал воцерковляться и, действительно, недавно распечатал на рабочем принтере брошурку «Список грехов, в помощь кающимся». И как мы знаем из Библии: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь».
Заметьте, не «живущие благочестиво», а только ЖЕЛАЮЩИЕ так жить! Вот и у этого человека, только-только становящегося на путь истинный, начинаются первые искушения в виде неприятностей на работе! И как он выстоит уже против своих личных бесов и сможет ли хоть немного приблизиться к «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» еще вопрос...
За всяким греховным поведением человека всегда видны уши компании его бесов!
Поэтому апостол Павел и написал: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной»
Конечно человек выбирает сам, как поступить и на бесов списать всю свою вину на Страшном Суде не выйдет. И сатана, и ум человека, как равносильные противоборцы, могут только побуждать, а не принуждать к злу и добру (Прп. Макарий Египетский) .Но человек Бога не знает (и знать не хочет), в бесов не верит и легко попадает в расставленные сети греха.
Иногда же укоренившийся грех позволяет бесам взять контроль над людской волей настолько, что только «натворив дел», человек удивленно оборачивается и в ужасе думает: «Чего это я вообще? Сам не знаю, что на меня нашло...».
Так как же всему этому противостоять?
Святой Макарий Египетский говорил: «Человек должен возделывать землю сердца своего и сотворить там брань с сатаною, ибо внутри появляются как бы два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь. Весь подвиг в том, чтобы противиться диаволу и лукавым помыслам. Человеку возможно лишь противиться помыслам и не услаждаться ими, но освободиться от брани можно только благодатью Христовою. От внутренней брани, битвы и борьбы, от лукавого может избавить только Бог».
Другими словами, для начала надо осознать, что это бесы, это они так «работают» и некоторыми мыслями, не нашими, а их, бесовскими, втягивают нас во грех. А потом понять, что своими силами нам с ними не справиться. Нам надо обратиться ко Христу, только Его Благодатью мы можем противостоять искушениям. И насколько нам хватает Его Благодати в настоящий момент, пытаться и пытаться противостоять! И стремиться к стяжанию еще большей Благодати Духа Святого.
Особо навязчивым помыслам можно противостоять и напрямую, «Именем Господним воспротивиться им!». Так Святой Макарий Египетский прямо обращается к бесам:
«Когда находят нечистые помыслы, то лики Ангелов и толпы бесов смотрят на тебя, ты скажи нечистому:
Выпросил ты себе стадо свиней! С ними и утопай, а я буду умолять Бога о помощи. Господь запретит тебе, лукавый злокозненник, ищущий, подобно льву, поглотить душу мою. Но Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре (Рим. 16, 20), егоже Господь Иисус убиет духом уст Своих (2Фес. 2, 8)».
Надо признаться, что это пока для меня САМОЕ ДЕЙСТВЕННОЕ решение проблемы навязчивых греховных мыслей! Обратиться к бесам, как об этом пишет Макарий Египетский, напрямую и Именем Господним приказать им убираться. Я просто говорю вслух: «Вы демоны, внушающие (например) помыслы гнева и мести, я противостою вам во имя Господа моего Иисуса Христа! Я НЕ ПРИНИМАЮ эти мысли, выйдите из моей головы прямо сейчас!»
Это работает!
Понимая всё это, уже совсем иначе воспринимаются слова из Библии: Пленяем всякое помышление в послушание Христу (2-е послание Коринфянам 10 стих 5)
А так же призывы старцев о «внимай себе!» и «трезвись!»
За этим стоит не что иное, как внимательное отношение к собственным помыслам. «Собственные» ли они или бесовские? В «послушании ли Христу», т.е. в соответствии ли с Библией, в соответствии ли с заповедями находятся наши мысли? Послушны ли мы воле Бога о нас? Если нет, то надо «пленять» бесовские помышление, не услаждаться и не давать им хода, изгнав, как писал Святой Макарий Египетский выше.
Душа может противиться злу, но не может без Бога победить или искоренить его (Прп. Макарий Египетский). Поэтомы, насколько мы имеем Благодати на данный момент, мы должны противостоять искушениям. А также постоянно стремиться к стяжанию Духа Святого, к Благодати Господа нашего.
Закончу удивительными словами Симеона Нового Богослова:
« Тремя образами грешат люди: умом, словом и делом. Первый грех, грех умом, есть причина и всех тех грехов, в каких грешат словом и делом, ибо не ум заканчивает грех, а слово и дело заканчивают, что изобретает ум. Итак, из этих трех, чему прежде и более всего необходимо быть уврачевану от Христа? Очевидно, первому, то есть уму. Ибо когда уврачуется и освятится ум, когда придет он в доброе состояние и не будет сносить, чтоб сказано или сделано было что-либо Богу неугодное, тогда душа будет охранена и от всякого другого греха. Итак, сколько сил есть, надлежит нам подвизаться, да освятится Христом ум наш, восприяв благодать Святого Духа. Для этого одного Христос, будучи Бог, соделался человеком, для этого распялся, умер и воскрес. Это, то есть освящение ума, и есть воскресение души в настоящей жизни, вследствие коего можно сподобиться и будущего воскресения телом к славе и блаженству.
Впрочем, и каждому, по мере исправления ума его, дается мера ведения или познания как самого себя, так и Бога, то есть поколику исправляется, освящается и просвещается ум каждого, потолику он познает себя самого и Бога, Коему слава во веки. Аминь.» (Слово 9-е)