Найти тему

Всемирный потоп и ковчег спасения (Бытие 6-9)

Приветствуем вас, уважаемые читатели! Мы продолжаем изучение Священного Писания сквозь призму темы «Благая весть в Библии». Отрывок для исследования на сегодня: книга Бытие, главы 6-9.

Лев в Ноевом ковчеге
Лев в Ноевом ковчеге

На первый взгляд в прочитанных главах звучит зловещая весть - всемирный потоп, уничтожение цивилизации, гибель многих людей и представителей флоры и фауны... Где же здесь в этих главах благая весть?

Давайте посмотрим на состояние земли накануне всемирного потопа. Мы читаем это описание в:

Бытие 6:5, 11-12: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле».

Духовное состояние человечества и в принципе всякой плоти на земле описывается как «зло во всякое время, все мысли, все помышления».

И ещё, очень важное слово, в подлиннике на древнееврейском, на котором написана книга Бытие, используется глагол «шахат» (שָׁחַת), что означает «приходить в негодность, разрушаться, портиться». И этот глагол переводится словами «растлилась», «растленна» и «извратила».

Таким образом, когда описывается состояние земли, она несётся к своему концу. Всё, что было Богом изначально сотворено прекрасным, всё, что было «хорошо весьма», теперь в результате греха, который живёт на земле вот уже на протяжении около 1500 лет, пришло в негодность, умирает, гибнет на глазах.

На этом фоне описывается состояние Ноя и его семьи в:

Бытие 6.8-10: «Ной же обрёл благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом. Ной родил трёх сынов: Сима, Хама и Иафета».

И вот здесь начинает звучать благая весть. В 8-ом стихе встречается впервые в Священном Писании слово «благодать». Здесь оно является переводом древнееврейского слова «хэн» (חֵן), которое означает «незаслуженное нечто, подарок, милость». Ной обретает милость. Он человек праведный и непорочный.

Благая весть, во-первых, звучит в том, что несмотря на развращённость и растление на земле, есть люди, здесь у нас одна семья, которые праведны и непорочны, ходят пред Богом и они обретают милость.

Давайте посмотрим теперь на Божьи действия, описанные в этом отрывке.

Бытие 6:3: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть...»

Что означает эта фраза? Что значит, что Дух Божий был пренебрегаем? Библия раскрывает нам здесь истину о том, что Дух Божий работал над сознанием людей. Он обличал их о грехе. Он побуждал их к осознанию своей вины. Он стремился к тому, чтобы они опомнились, остановились, покаялись и обратились на истинный путь. Но, к сожалению, эта деятельность Святого Духа была пренебрегаема. Люди упорно, систематически пренебрегали служением Святого Духа.

Мы читаем о том, как Ной был проповедником правды в этом развращённом роде:

2 Петра 2:5: «...но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды...»

Итак, помимо воздействия Духа Святого на этих людей, Ной был проповедником правды. Он рассказывал, предостерегал и призывал к святости.

Мы видим, что Бог пытается спасти этот развращённый люд. Он пытается спасти человечество от грядущей неминуемой катастрофы и самоуничтожения. И Господь говорит:

Бытие 6:3: «...пусть будут дни их сто двадцать лет».

Несмотря на то, что некоторым кажется, что Бог здесь укорачивает продолжительность жизни людей, которые до того жили по 900, по 800 лет и т.д., до ста двадцати, здесь не об этом идёт речь. Если мы посмотрим в 10-ой главе книги Бытие какова продолжительность жизни после потопа, то мы находим там и 500 и 400 и 300 и т.д. Даже Авраам, который жил уже более 400 лет спустя после потопа, прожил 175 лет.

Таким образом, не о продолжительности жизни и не об укорачивании жизни говорит здесь Господь, а о том, что он даёт 120 лет допотопной цивилизации до потопа. Бог даёт 120 лет времени милости.

Скажите, сколько нужно времени, чтобы покаяться? Достаточно будет и одного часа, неправда ли? Достаточно весьма непродолжительного времени для того, чтобы обратиться к Господу и обрести в Нём спасение. Но Бог по своей милости даёт 120 лет. Это благая весть.

Дальше мы читаем в:

Бытие 6:14-16: «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье жильё».

Следующее Божье действие, которое является актом милости, актом Божьей благодати, это повеление о строительстве ковчега. Размеры ковчега, этого корабля, этой баржи поражают воображение.

Сказано «триста локтей его длина». Локоть равняется приблизительно полуметру. Таким образом, длина ковчега была 150 м, ширина - 25 м, высота - 15 м.

Общая площадь трёх палуб составляет около 9000 кв. м. Чтобы реально ощутить это, представьте, что вы ожидаете на железнодорожном переезде, в то время, как мимо вас медленно, один за другим проезжают десять грузовых составов, в каждом из которых по 52 товарных вагона. Именно столько места было в ковчеге, потому что его грузовместимость равнялась 520-ти современным железнодорожным вагонам.

Ясно, что места там было рассчитано более чем на 8 человек, при всём том, что от каждого вида было взято по паре. Бог приготовил место для спасения очень многим, кто желал бы покаяться пред Ним.

И, наконец, четвёртое. Только лишь в самом конце, когда все предпринятые ранее Богом методы спасения и демонстрации милости не были людьми приняты, Бог посылает потоп.

Бытие 6:13: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лицо Моё, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли».

Но даже и здесь, когда звучит слово «истреблю», очень важно посмотреть на его значение в оригинале. Оно нам уже знакомо. Это всё тот же древнееврейский глагол «шахат» (שָׁחַת), который ранее переводился как «растлилась земля», «растленна» и «извратила». Господь говорит «Я истреблю», используя глагол «шахат».

Таким образом, Господь здесь выражает очень важную мысль: «Я истреблю то, что уже истреблено», «Я уничтожу то, что уже уничтожено», «Я положу конец тому, что уже изжило себя», «испорченное нужно выбросить». Когда уже нет надежды, когда уже земля растлилась и уничтожила сама себя, Господь, соглашаясь с выбором людей, позволяет им пожать плоды этого выбора: «Я уничтожу, Я истреблю их с земли».

Но Бог хранит Ноя и всех находящихся в ковчеге. У ковчега не было ни мотора, ни паруса, ни штурвала. Он полностью был во власти волн, полностью был во власти Божьей.

Итак, благая весть в этом отрывке звучит так. Когда дьявол довёл человечество до самоуничтожения, когда нависла угроза гибели, Бог послал избавление, чтобы сохранить человеческий род. Несмотря на то, что обычно эта история воспринимается, как сцена суда, на самом деле это повествование о Божьей благодати. Это благая весть.

Виталий Олийник