Расширение ЕС, в том числе присоединение к нему Украины, подорвет сплоченность блока, пишет депутат Европарламента от партии "Объединенные левые" в своей статье для газеты Le Monde. Бюджетные затраты на развитие новых стран-членов будут просто ошеломительными.
Европа сталкивается с беспрецедентными вызовами. Последние два года на ее пороге бушует конфликт, а с октября 2023 года — еще один, в непосредственной близости. Со всех сторон она сталкивается с жесткой и несправедливой конкуренцией. Она расплачивается за выход инфляции из вероятной рецессии. У нее серьезная энергетическая проблема, и она всё больше отстает в технологическом плане. В то же время неравенство в уровне доходов растет, а социальная сплоченность нарушается.
Именно на этом фоне европейские лидеры ускорили процесс вступления Украины в ЕС, добавив в планы Молдавию и Грузию. Вместе со странами Западных Балкан (Албанией, Боснией, Северной Македонией, Черногорией и Сербией) в список кандидатов теперь входят восемь государств с общим населением более 60 миллионов человек. "Мы завершим объединение континента", — хором провозглашают они... И правда, звучит неплохо.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Обратим внимание на девиз Европы: "Единство в многообразии". Возникнет ли большее единство при этом сложном многообразии? Есть все основания полагать, что расширение приведет только к обратному эффекту. Не будем забывать, что предыдущее расширение за счет стран Центральной и Восточной Европы сильно изменило европейскую архитектуру, изначально рассчитанную только на Западную Европу.
Демографическая ситуация в странах Восточной Европы
Центр тяжести Союза сместился на восток, в пользу Германии и в ущерб Франции и Южной Европе. Наряду с обесценившимся евро для Германии и завышенным курсом для Франции и Италии, присоединение одиннадцати стран вызвало беспрецедентную волну миграции, и французы поплатились за это. Наш немецкий сосед буквально захватил экономику новых стран, превратив их в субподрядчиков для своего мощного промышленного аппарата.
В самих странах Восточной Европы результаты неоднозначны. Экономические успехи несомненны — ВВП этих стран вырос в соответствии с ростом немецкого экспорта, — но заработная плата и социальные условия остаются на жалком уровне. Жизнь явно лучше, чем в 1990-е годы, но минимальная зарплата в Венгрии и Чехии едва превышает 600 евро, а в Болгарии — 400 евро. В Румынии средний доход на 67% ниже, чем во Франции. Социальный демпинг в Европе продолжается.
Демографическая ситуация в странах Восточной Европы — большое препятствие расширению. Тенденция к снижению численности населения в этом регионе продолжается со времени объединения Западной и Восточной Германий. Причин тому много, но одна из них — массовая эмиграция в богатые страны, которую значительно облегчило расширение ЕС. Наконец, следует помнить, что расширение сопровождали огромные бюджетные перечисления.
Внутриевропейский социальный демпинг
Франция вкладывает 10 миллиардов евро в год в бюджет Евросоюза. Польша при этом получает на 13 миллиардов евро больше своего взноса, а Румыния и Венгрия — на 5 миллиардов евро. Поскольку фонды Союза ограничены, они благоприятствуют более бедным регионам Восточной Европы в ущерб более бедным регионам Запада. Что касается их целевого использования, то недавние коррупционные скандалы бросили тень на репутацию Венгрии, Словакии и Хорватии.
Только представьте, что может произойти, если Украина (которая тоже известна довольно высоким уровнем коррупции), Молдавия (где олигархи украли средства на сумму, равную 15% от ВВП страны в 2018 году) или Грузия (чьи лидеры почти все погрязли в громких скандалах) получат доступ к европейскому финансированию.
Очередной этап расширения, на этот раз на фоне упадка Запада в целом и Европейского союза в частности, несет в себе риск прийти к гораздо худшим результатам. Экономические и социальные показатели Украины, Молдавии и Албании ниже, чем были у Польши и Чехии перед их вступлением в ЕС. Что уж говорить о сравнении со странами Западной Европы. Если расширение продолжится, внутриевропейский социальный демпинг станет еще более массовым, а бюджетные затраты будут просто ошеломительными.
Контрольный выстрел по сельскому хозяйству
Что касается Единой сельскохозяйственной политики (ЕСХП), ее субсидии будут поглощены Украиной — другим сельскохозяйственным гигантом континента, — который, однако, не имеет возможности делать взносы в европейский бюджет. Таким образом, наши фермеры понесут двойное наказание. В 2022 и 2023 годах импорт из Украины дестабилизировал целые сектора (птицеводство, производство сахара, зерновых и т. д.).
Даже ее ближайшие союзники, в первую очередь Польша, не смогли противостоять давлению. Если бы Украина получала средства от такого (в плане организации и финансирования) ЕСХП, как в настоящий момент, это просто добило бы сельское хозяйство в Западной Европе.
Заставить работать 27 европейских стран по нынешним правилам уже само по себе сложно. С тридцатью шестью это будет просто невозможно. Некоторые уже нашли решение: централизация принятия решений в Брюсселе; другими словами, лишение государств-членов суверенитета и переход к голосованию по всем вопросам, включая внешнюю политику и оборону.
Соединенные Штаты выиграют
Кто доминирует во внешней и оборонной политике большинства государств-членов? Соединенные Штаты. Гиперрасширенная Европа, к которой стремится Урсула фон дер Ляйен, не станет ни более единой, ни более могущественной: ее политика окажется еще менее свободной из-за присоединения большего числа союзников Вашингтона. Неудивительно, что граждане Европы скептически относятся к идее быстрого принятия такого количества новых стран и граждан.
Если есть желание вернуть проекту объединенной Европы его силу, установление некоего подобия экономического, социального и политического равновесия между странами-членами должно стать приоритетом. Это, однако, не входит в повестку дня Еврокомиссии. Таким образом, расширение положит конец этой перспективе.
Не стоит спешить с ложными обвинениями. Никто не ставит под сомнение необходимость масштабной поддержки Украины — более 150 миллиардов на сегодняшний день. Но это не означает, что членство в ЕС является автоматическим: в противном случае мы бы уже давно присоединили и Боснию. В любом случае, мнение французов о целесообразности подобного рода серьезных перемен должно быть выяснено в ходе референдума.
Автор: Эммануэль Морель (Emmanuel Maurel) — депутат Европарламента от партии "Объединенные левые".