В русском языке есть народное изречение «Не в деньгах счастье».
Как и каждая старая пословица, оно является выражением крестьянской мудрости, результатом множества жизненных наблюдений и обобщений. Что давало основание так утверждать? Зажиточные крестьяне, купцы, священники богатых приходов были обычно прижимистыми, скупыми, расчётливыми людьми. Они во всём искали выгоду, пытаясь превратить в товар даже дружбу и любовь. Но чувства не продаются и не покупаются, поэтому большие деньги давали их хозяевам известную власть, но часто лишали обычных человеческих радостей.
О скупцах немало написано в мировой литературе, потому что чрезмерная бережливость вызывает неприятное удивление, любопытство, жалость и даже отвращение.
У Оноре де Бальзака есть повесть «Гобсек», ставшая частью грандиозной «Человеческой комедии». Она названа именем парижского ростовщика, человека-векселя, человека-автомата, подавившего в себе все человеческие чувства.
На коммерческих операциях Гобсек накопил огромное состояние, но жил так, словно был бедняком, ненавидел своих наследников и даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти. Рассказчик, молодой стряпчий, который был соседом Гобсека, спрашивал себя: «О чём думает это существо? Знает ли он, что есть в мире бог, чувства, любовь, счастье?»
Так старик дожил до восьмидесяти девяти лет, а когда умер, в его доме нашли горы неиспользованных вещей. В камине под золой лежала куча серебра и золота, в нежилых комнатах всё было заставлено тюками хлопка, ящиками сахара, бочонками рома, кофе, индиго, табака. Продукты, которые бедняки приносили ему в качестве подарка, давно протухли и заплесневели. Жадность Гобсека превратилась на пороге смерти в какое-то сумасшествие.
Очень органичен в роли Гобсека советский актёр Леонид Леонидов. Фильм «Гобсек» 1936 года стоит посмотреть хотя бы ради его несравненной игры.
Как человек становится таким скупым? Почему деньги приобретают над его душой бесконечную власть? Может ли скупец испытывать счастье? Эти вопросы волновали многих исследователей человеческой души, талантливых писателей разных времён и народов.
Одновременно с Бальзаком, в том же 1830 году, А.С. Пушкин создаёт «Скупого рыцаря» — одну из своих «маленьких трагедий».
Молодой герой мучается из-за безденежья, потому что его отец очень скуп, поэтому юноше приходится просить в долг у еврея. Когда он говорит ростовщику, что деньги ему нужны сейчас, а не в пятьдесят лет, тот отвечает:
Деньги? — деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлёт туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надёжных
И бережёт их как зеницу ока.
Вот это трепетное отношение к деньгам, их очеловечивание и обожествление и отличает скупца от обычного человека. Всыпая горсть золота в шестой сундук, барон размышляет о силе денег, о том, что ему всё подвластно, что он может осуществить любое своё желание. Но у старика уже нет желаний, осталась одна страсть — к накопительству. Он никого не любит, ему никого не жаль. У барона исчезает даже отцовское чувство, и он, не желая расставаться с богатством, обвиняет своего сына в том, что тот хочет его убить. Скупой рыцарь мечтает приходить из могилы сторожевою тенью, чтобы сидеть на сундуке с золотом и хранить от живых свои сокровища. Жуткая картина, не правда ли?
Скупец испытывает наслаждение, созерцая свои богатства, осознавая свою якобы безграничную власть над людьми. Он думает:
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработится,
И добродетель и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
У скупца своё счастье, и оно именно в деньгах, в обладании ими, в перебирании золотых монет, хранении их в сундуках. Для людей, подобных Гобсеку и барону, деньги не инструмент, а самоцель, не средство удовлетворения насущных потребностей, а фетиш.
Возьмём противоположную натуру — щедрого человека.
Чтобы делиться с другими своими средствами или имуществом, нужно это иметь. Конечно, можно делиться своим временем, вниманием, добротой, которые не требуют денег. Это очень важный момент в отношениях между людьми, но часто недостаточный, потому что необходимо питаться самому и питать нуждающихся, лечиться самому и лечить страждущих, во что-то одеваться и одевать сирых и убогих, иметь крышу над головой и дарить кров бездомным, а это уже требует материальных средств и финансов.
Бессребреник — такой же удивительный типаж, что и скупец, только со знаком «плюс». Это бескорыстный человек, который легко отказывается от богатства, потому что деньги, выгода, нажива ему чужды. Своё счастье он находит в любимом деле и любимых людях, в вере, благотворительности, жертвенной помощи всем нуждающимся. И люди тянутся к такому человеку, считают его мерилом нравственности, а порой ещё при жизни почитают святым.
Моя бабушка, работая заведующей детским садом, несла продукты не из него домой, как это у нас принято, а, наоборот, из дома на работу. Например, тащила овощи вёдрами из своего огорода, чтобы у детсадовских детей было разнообразное питание. По-другому она не могла. Постоянно делала подарки родственникам, помогала знакомым и незнакомым, потому что была добрым, щедрым, великодушным человеком.
Моя мама, будучи преподавателем вуза, отказывалась от любых подношений со стороны студентов и их родителей, отчитывала их и нас, детей, воспитывала в духе бескорыстия. При этом была талантливым преподавателем и методистом, внимательнейшим куратором группы и постоянно помогала студентам с общежитием, стипендией и прочими важными моментами их жизни. Вот почему спустя десятки лет её узнают на улице, подходят и благодарят: «Здравствуйте! Помните меня? Я у вас учился в таком-то году!..» Большинство бывших студентов так изменились, что их трудно узнать, но их внимание очень приятно.
На шкале отношения к деньгам обычный человек находится где-то между этими полюсами. Наш век можно назвать эпохой потребления, поэтому большинство отклоняется от золотой середины к полюсу накопления. Такие люди любят деньги как волшебный ключик, якобы открывающий все замки.
Когда деньги становятся одной из главных ценностей для человека, они постепенно вытесняют всё остальное: труд, творчество, патриотизм, дружбу, любовь, семью, духовность, нравственность. А середина потому и названа золотой, что во всём нужно знать меру.
Счастье не в деньгах, оно в полноте жизни и самореализации, в достижении вершин, к которым рвётся человек, в наличии того, что является для него самым важным.
А деньги? А к ним стоит относиться так, как это делал Пушкин, который больше всего ценил свободу, в том числе свободу творчества. Он писал: «Я деньги мало люблю, но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости».