Президент Ринкевич нацелен на полный контроль внешнеполитического ведомства
Партия «Новое Единство» решила предложить на пост министра иностранных дел карьерного дипломата с опытом работы помощником генсека НАТО по «общественной дипломатии» Байбу Браже, сообщает Латвийское телевидение (ЛТВ) со ссылкой на неофициальную информацию.
Не исключено, что номинирование Браже на пост министра состоится уже в понедельник, отмечают латвийские СМИ.
«Выдвижение на ключевой в правительстве пост технократа, если оно состоится, будет означать, что в "Новое Единстве" кризис. По сути, "Новое Единство" не способно найти сильную фигуру на пост главы внешнеполитического ведомства. Фактически, это провал правящей партии», – отметил в разговоре со мной депутат Сейма.
О проблемах в «Новом Единстве» заговорили уже 11 апреля, когда на пост министра иностранных дел коалицией не была номинирована замена ушедшему Кришьянису Кариньшу. Это при том, что премьер Эвика Силиня ранее называла эту дату как первую в оглашении фамилии нового министра.
«Явный перекос в выходцах из "Партии реформ Затлерса" при формировании правительства уже вызывает внутренне недовольство в "Новом Единстве". Но консервативное крыло «Нового Единства», лидером которого является глава Минфина Арвил Ашераденс, не способно выдвинуть никого, кроме «хромой утки» в лице Гиртса Валдиса Кристовскиса», – отметил мой собеседник в премьерской партии.
Напомню в этой связи, что в 2010 году Кристовскис в частной переписке согласился со словами доктора из числа западных латышей о том, что тот, как врач, «не смог бы лечить русских так же, как латышей». Тогда эту переписку обнародовал латвийский журналист Лато Лапса, что фактически подкосило политическую карьеру Кристовскиса.
Имя карьерного дипломата Байбы Браже как кандидата на пост министра иностранных дел уже всплывало в прошлый раз при формировании правительства. Но в Латвии принято, что министерские посты отдаются политикам, а вот работу в министерствах тащат профессиональные госсекретари.
Если правящая коалиция номинирует на пост министра Браже, то это будет означать усиление позицией президента Латвии Эдгара Ринкевича, который по-прежнему будет полностью контролировать МИД Латвии.
Напомню, что тяжеловесы латвийской дипломатии обращались к Ринкевичу, чтобы он не допустил назначения фаворитки премьера Эвики Силини вице-спикера Сейма Занды Калниня-Лукашевицы на должность министра. Причиной того является тяжелой характер Калниня-Лукашевицы, которая в бытность парламентским секретарём министерства иностранных дел умудрилась поссориться практически со всеми старожилами латвийского дипломатического ведомства.
Непонятно и то, как быть с введённым «Новым Единством» неформальным правилом, что министрами могут назначаться лишь депутаты Сейма. Ладно, «Новое Единство» хозяева своих слов, как дали, так и возьмут обратно.
Но вот вопрос в том, как скажется отказ «Нового Единства» от выигрышной имиджевой должности в правительстве на и без того падающих рейтингах «Нового Единства»? Как «Новое Единство», теряя позиции, сможет исполнять любимую партией роль арбитра в правительстве?
Опять же, Эдгар Ринкевич, как показала его нейтральная позиция в вопросе латвийских общественных медиа, не готов излишне ссориться с «Национальным объединением», главным оппонентом «Нового Единства». Будет ли это означать дрейф Ринкевича в сторону замирения с «Национальным объединением» с тем, чтобы не зависеть лишь от поддержки «Нового Единства» с его падающими рейтингами, покажет время.
Рихардс Винкелис