Продолжаю.
Следующий зал посвящен истории завода во время Великой Отечественной войне и Советскому периоду.
Когда я сталкиваюсь с моментами истории нашего города во время войны, блокады у меня возникает прежде всего два чувства – восхищение Людьми, которые во время страшных лишений думали не только о выживании, но и работали, делали всё, что могли, для страны, для победы, и, тут же, примеряя ситуацию на себя, страх, что сама бы так не смогла... Не дай бог, как говорится...
Кировский завод находился практически на линии фронта. Я до недавнего времени жила в Красном Селе, это Красносельский район, граничащий с Кировским – без автомобильных пробок из Красного Села можно добраться до станции метро Кировский завод за 25-30 минут. В Красном Селе во время Великой Отечественной Войны стояли немцы – комендатура, гестапо, всё как полагается у оккупантов.. Тогда автомобильных пробок однозначно не было и как же было страшно – от близости врага, от своей слабости от голода, но откуда-то брались вера и сила...
Конечно, основные мощности и специалисты были эвакуированы, в Челябинск, где, объединившись с другими предприятиями, производили танки, а то оборудование и специалисты, что остались были заняты ремонтом бронетехники и производством боеприпасов.
И опять, сухая и многоговорящая информация из сети:
За годы войны на территорию завода упало 4680 снарядов, 770 фугасных и зажигательных бомб, 139 человек было убито осколками бомб и снарядов, 788 получили ранения; более 2500 работников умерли от истощения.
Фотографии экспонатов музея того времени:
И вот такие плакаты, посвященные людям вложившим многое в завод, в производство, в самое важное для нашей страны время. Обратите внимание на 1949 год. И ничего, в 1957 году снова начал работать.
Обратите внимание - и тот, и другой налаживали производство танков в Челябинске.
И стенд, информация которого объединят достижения и в Ленинграде, и на Урале.
Сложно, сталкиваясь с информацией такого рода, не впадать в патетику, но убеждена, чтобы нормально жить и быть нормальными людьми нужно уметь помнить такое. Давайте помнить.
А теперь о приятном.
Мы победили и начался новый, вполне благополучный период, который в Википедии определен как Советский период, до 1991 года.
После войны работа была быстро налажена и цели достигнуты.
Вот, пожалуйста:
- В 1951 году начато производство турбозубчатых агрегатов для надводного, позднее подводного атомного флота СССР.
- В 1954 году на заводе была создана первая в мире промышленная газовая центрифуга для разделения изотопов урана, в 1957 году изготовлена турбина для первого в мире атомного ледокола «Ленин», а в 1961 году — газотурбинная установка ГТУ-20 для первого советского газотурбохода «Парижская коммуна».
- В 1957 году произведена партия антарктических вездеходов «Пингвин» для освоения Южного полюса[32].
- Впервые в стране в 1962 году организовано производство мощных энергонасыщенных с/х тракторов «Кировец», серийное производство освоено с 1964 года.
Также в послевоенные годы Кировский завод оставался базой советского танкостроения, являясь головным разработчиком и изготовителем бронетанковой и артиллерийской техники, энергонасыщенных инженерных машин двойного назначения и ряда других сложных и наукоёмких транспортных и специальных машин. Так, в 1976 году был создан танк Т-80 и ряд его модификаций. Машина принята на вооружение и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя.
Надводный, подводный флот СССР, разделение изотопов урана, турбина для атомного ледокола, антарктические вездеходы для освоения Южного полюса – всё перечисленное производилось на Кировском заводе!
Экспонаты музея:
Лично для меня был интересен агрегат который использовался для, ну как же обозначить процесс, наверное, прорытия ходов для линий метрополитена!
Его название простое и понятное - тоннелепроходческий комплекс.
Реально, никогда не задумывалась – как были прорыты туннели метро, моего самого любимого вида городского транспорта.
Ну действительно, если добралась до метро, то, слава богу, доедешь быстро, без пробок и не холодно. Толкучка иногда немыслимая – носом утыкаешься в абсолютно чуждую тебе спину, внутри протест, но выгоды очевидны, – скорее всего, ты не опоздаешь!
Вот мой герой, произведенный на Кировском заводе, который прорубал туннели для метро. Качество фото отвратное, мешала подсветка экспоната, но тем не менее.
А в общем, как хотите, период с окончания Великой Отечественной войны до 1991 года был хорош, приятно вспоминать достижения и уверенность в завтрашнем дне, кто бы что не говорил.
На этом пока всё, продолжение следует.
Всем удачи и здоровья.