До недавнего времени я был твердо убежден, что дети должны хорошо учиться. Для их же пользы. Хотя лично мне хорошая учеба не помешала стать абсолютным лузером, а мои одноклассники перебивавшиеся с двойки на тройку, добились куда большего.
И все же мне в конце концов пришла в голову мысль, что дело, вероятно, не в хорошей учебе, а в чем-то другом.
В подростковом возрасте у меня была записная книжка, куда я записывал понравившиеся мне афоризмы. Один из них гласил: "Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память всем багажом знаний, которое выработало человечество".
Догадываетесь, кто сказал? Ну, Ильич, разумеется. Где сейчас коммунисты и что они натворили, всем хорошо известно, и их идеи на свалке истории.
Хотя в США и Западной Европе, почему-то пытаются строить социализм и достаточно успешно, судя по огромному множеству социальных программ. Миллионы мигрантов и местных жителей прекрасно существуют на пособия по безработице и не испытывают никакого желания горбатиться на чужого дядю Сэма.
Ещё в советские времена мы гордились нашим образованием и потешались над американскими учебниками, где информация подавалась в виде комиксов. Однако, где наша экономика и где американская. Получается, образование нужно только для общего развития. Ярким подтверждением этого является тот факт, что выпускников вузов неохотно берут на работу, поскольку опыта у них нет, и диплом его не заменит.
А сейчас в век компьютерных технологий вообще главным критерием являются умения человека, а его диплом никого не интересует. Институт имеет смысл оканчивать, когда он соответствует твоим интересам или нужен для карьерного роста.
А тогда, какой смысл заставлять ребенка грызть гранит науки, ломая себе зубы, портя нервы себе и родителям? Единственный плюс, что дети хоть чем-то заняты, а не сидят безвылазно за телефоном. Ну и какие-то усилия они все же прилагают.
Я для себя нашел такую оптимальную форму общения с детьми. Я предложил им выбрать по три предмета, которые они должны знать на 5, один из них на все 10. Остальные можно тянуть на тройки. Этот эксперимент длится в нашей семье два года, и все участники пока довольны.
А один мой приятель успешно практикует несколько лет другой подход. С первого класса сказал сыну, что играть на телефоне он сможет сколько угодно, если по всем предметам будут пятерки. Сын сейчас в 7 классе. Отличник.
Так что, на мой взгляд альтернативой родительскому контролю и запретом вполне может стать принцип договорных отношений, где родители предлагают на выбор разные варианты и условия. Причем, лучше долговременные.
А как считаете вы?