Второй генеалогический форум «Терра.Татарстан» стартовал в столице республики.
Благословленная татарстанская земля
В культурном центре «Московский» начал работу II генеалогический форум «Терра. Татарстан» – благодаря участию гостей из Беларуси в этом году форум международный. В программе мероприятия, помимо прочих, заявлены лекции о происхождении имён и фамилий и современной концепции происхождения татарского народа. Помощник раиса Татарстана Олеся Балтусова в приветственной речи заявила, что рада видеть гостей «на благословенной татарстанской земле». И предложила участникам форума коллаборацию в фестивальном восстановлении исторических домов «Том Сойер Фест».
- Было бы здорово, если бы вы смогли рассказать жителям исторических домов, как они смогут воссоздать своё семейное древо, исследовать архивы, прикоснуться к жизни предков, – предложила Балтусова.
Как отметила гостья форума, бывшая журналистка «Вечерней Казани», а ныне главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева, если раньше историей семьи, родовым древом интересовались только состоятельные люди, сейчас круг увлекающихся этой темой людей расширился.
- В Татарстане этот процесс особенно интересен, потому что у нас идет соприкосновение двух наций, двух конфессий. Поэтому иногда бывают очень интересные такие моменты – например, история служилых татар, о которой не так много известно, – отметила Агеева в разговоре с корреспондентом «Вечерней Казани».
Мужское имя Инна и прозвище как защита от колдовства
Лекционную часть открыл президент Русского генеалогического общества – заслуженный работник культуры Игорь Сахаров. Ученый сравнивает генеалогию с детективом, где раскрытие тайн во многом зависит от таланта исследователя, от интуиции и удачи. Еще одна отличительная черта этой науки – генеалогия изучает не историю общества в целом, а жизнь конкретных людей, семей.
- Издревле люди стремились зафиксировать имена своих предков – на глиняных табличках, бумаге, надгробных камнях. Нашло своё отражение это, в частности, в одном из древнейших и важнейших памятников духовной жизни и культуры – Библии, – заметил Сахаров.
Что же касается имен, то после крещения Руси многие только что принявшие крещение люди продолжали жить под двумя именами – новым, христианским, и старым, «житейским». Тем не менее утверждение христианства приводило к тому, что принятые в этой религии имена становились традиционными, и постепенно нехристианские имена выходили из употребления.
- Однако еще до XVII века у многих были и прозвища. Отчасти это было связано с распространенным представлением, что, зная имя человека, можно причинить ему вред колдовством, – поведал генеалог.
Также в XVIII–XIX веках существовало мнение, что новорождённому желательно давать имя того святого, который церковью прославлялся в тот день, когда младенец родился или когда его крестили. Кстати, оказалось, что имена Инна и Римма изначальное были мужскими – так называли христианских святых. Но по недоразумению такие имена начали давать новорожденным девочкам, и теперь это женские имена.
Тайна происхождения татар
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник института истории им. Ш. Марджани Академии наук Татарстана Искандер Измайлов рассказал о концепциях происхождения татарского народа. Наиболее распространенная сейчас теория формирования народов, конструктивистская, гласит, что нации являются предметом конструирования, собираются как кубик Рубика или мозаика.
- Как ни пыталась татарская интеллигенция создать единую татаро-башкирскую нацию, но не получилось. И те и другие были мусульманами, пользовались похожим языком, но не вышло. Как мы видим, есть определенные препятствия для такого конструирования, – сказал историк о недостатках теории, немного коснувшись всегда горячей темы отношений двух соседних республик.
Измайлов сообщил, что в российской историографии до 40-х годов XX века были две точки зрения на происхождение татар. Первая гласила, что татары, с одной стороны, это наследники державы Чингисхана. Вторая – что татары являются наследниками Волжской Булгарии. Из-за плохого отношения к истории Золотой Орды в советское время ордынский период был практически исключен из изучения татарской истории. И на этом фоне сформировалась булгаро-татарская концепция – она исходит из того, что влияние Золотой Орды не оказало существенного влияния на этничность, национальную культуру Волжской Булгарии и Татарстан. Впрочем, убедить татар, что они булгары, авторам концепции не удалось, заметил спикер.
- Но есть и прямо противоположная точка зрения. Это монголо-татарская концепция – она гласит, что булгары никакого отношения к этногенезу татар не имеют. Что татары пришли вместе с монгольским завоеванием, – поведал историк.
По мнению авторов данной концепции, после ордынского нашествия произошла смена населения, этничности и национальной культуры Волжской Булгарии. Эту концепцию поддерживают в том числе и национальные историографы из Башкортостана и Чувашии, которые говорят, что на самом деле потомками Булгарии являются их народы. А татары, по данной концепции, пришли на эти земли относительно поздно.
- Во-первых, никакого массового переселения татар на территорию Среднего Поволжья не зафиксировано. И смены культуры и идентичности мы тоже не наблюдаем. Население Волжской Булгарии было мусульманским. А чуваши до вхождения в состав русского государства были язычниками и никогда мусульманами не были. И вот это является главным камнем преткновения в современных теориях происхождения чувашского народа, которые возводят его к Волжской Булгарии, – объяснял недостатки концепции Измайлов.
Представитель Академии наук РТ считает, что современная татарская нация – это нация, возникшая в середине XIX века из различных компонентов, в котором ведущую этносоциальную роль сыграли татары – потомки тюркских народов. Большую роль в формировании народа сыграло сословие служилых татар. Их представление о своем единстве на новом витке развития наций в XIX веке помогло консолидировать этнотерриториальные группы населения, которых ничего не объединяло, кроме ислама, в современную татарскую нацию.
Автор: Рамиль Акберов