В одной из статей я рассказывала о любви отаку к делу и жизни. Вскользь я упоминала хикикомори, но подробно рассказать о них обещала позже. Наконец это время настало. Усаживайтесь поудобнее, берите с собой печеньки или чипсы - мы начинаем научный доклад о японских хикикомори!
Кто такие хикикомори?
Японское слово хикикомори буквально означает «нахождение в уединении». Данный термин создал один из известных психологов Японии – Сайто Тамаки. Он столкнулся с этим феноменом, когда работал психотерапевтом в городе Фунабаси. Сайто интересовался исследованиями в области психиатрии подросткового возраста. Обеспокоенные асоциальным поведением своих детей родители стали часто обращаться к нему за помощью. В 1998 г., после нескольких лет наблюдений за такими феноменом, психолог написал книгу под названием «Хикикомори: вечные подростки». Для обозначения хикикомори в мире также часто используется возникший в Великобритании синонимичный термин NEET, который расшифровывается как «Not in Employment, Education or Training», хотя некоторые исследователи считают, что такое смешение неверно. В классификации Косуги Рэйко хикикомори назван термином замкнутый NEET – это человек, который не в состоянии в какой-либо форме взаимодействовать с обществом. Отметим, что японский хикикомори может взаимодействовать с обществом посредством сети Интернет или выходя из дома, например, ради покупки продуктов.
Впервые, как мы можем заметить, феномен хикикомори в относительно современном виде появился в Японии в 1970-х гг. Множество мужчин в возрасте 20-30 лет отказывались выходить из дома, общаться с друзьями и даже семьёй, заменяя реальность просмотром телевизора, игрой в видеоигры и чтением манга. Внешний вид классического хикикомори следующий: домашняя одежда и принесённая для удобства еда – всё, что нужно хикикомори для того, чтобы комфортно проводить время не выходя из комнаты. Можно предположить, что это явление связано с завышенными требованиями и ожиданиями японского общества к людям, с давлением социальных норм, устоев и традиций. От молодого человека требуют сразу после обучения в школе поступить в престижное высшее учебное заведение, а по его окончании найти престижную работу и построить карьеру. Родители молодого человека могут очень сильно влиять на выбор профессии, из-за чего он находится под давлением не только общества в целом, но и семьи. По меркам японского общества, индивид обязан усердно трудиться и работать сверхурочно, показывая свою преданность рабочему коллективу и традициям, быть вежливым и покорным. Индивид не может по сложившимся в социуме традициям поделиться ими с коллегами или знакомыми, если столкнулся с тяжёлыми психологическими проблемами: он должен оставлять все проблемы невысказанными, чтобы не беспокоить ими собеседника, всегда улыбаться, как принято в обществе.
Хикикомори – сокращённо хикки, – это люди-затворники, предпочитающие жизнь в стенах дома жизни в социуме и внешнем мире. Они очень близки с субкультурой отаку, поскольку точно так же одержимы своим увлечением: коллекционированием вещей, анимэ, манга и многим другим. Хобби становится смыслом жизнью хикки, как и у отаку . Хикикомори отказываются от реального мира не только в пользу любимых занятий, но и из-за психологических травм (становятся объектами психологических издевательств идзиме в школе, переживают трудности в семье) или других причин. По рассказам и интервью у самих хикикомори, а также по исследованиям психиатров и социологов в этой области Сува Мами, Хара Коити, Сайто Тамаки и многих других, можно предположить, что хикикомори – не тунеядцы, как принято считать в обществе. Они являются изгоями из-за несоответствия ожиданиям общества, людьми с психологическими проблемами или проблемами с ментальным здоровьем.
Детей и подростков, которые отказываются ходить в школу из-за травли и издевательств, называют футоко. Этот термин переводится как прогул, боязнь школы или же непосещение. До 1992 г. отказ ходить в школу (тогда он назывался "тококёси" – сопротивление) считался психическим отклонением. Позднее термин заменили на футоко.
Приверженцы субкультуры большую часть времени проводят дома, это мы можем понять исходя из данных приведённой на изображении таблицы с результатами опроса хикикомори от 15 до 39 лет. Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии определило хикикомори как человека, который не участвует в жизни общества и не желает этого. Человек становится хикикомори, если живёт затворником шесть и более месяцев, не работает, не учится, не выходит за пределы дома и не имеет близких отношений ни с кем, кроме семьи. Стоит отметить, что общение в сети интернет в перечень критерий не входит – такие люди могут общаться в социальных сетях, играх и на прочих интернет-платформах совершенно свободно.
По результатам исследований, проведённых кабинетом министров в 2016 и 2019 гг., численность хикикомори составила 1 150 000 человек в возрасте от 15 до 64 лет. Эти данные не отражают реальное количество хикикомори, поскольку многие не участвовали в исследованиях. По мнению Сайто Тамаки, популяция хикикомори составляет 2-3% населения (около 2 млн человек). При дальнейшем приросте в течение 13 лет их количество превысит 10 миллионов. Кроме того, по состоянию на 17 октября 2019 г. по данным правительства Японии число прогульщиков в начальных классах достигало рекордного уровня: в 2018 г. 164 500 детей пропустило более 30 дней занятий. В 2017 г. их было 144 000. Из этого можно сделать вывод, что несмотря на перемены общество продолжает давить на индивида ожиданиями, социальными нормами и традициями, и чаще всего начинается это в школе.
Хикикомори чаще всего поддерживает семья: они не сталкиваются с бытовыми проблемами, поэтому часто живут в добровольном заточении до самой старости. Также хикикомори получают пособие по безработице от правительства, а в некоторых случаях и государственное пособие по инвалидности.
Хикикомори в японском обществе: плохо или хорошо?
Отношение к феномену хикикомори в Японии тоже нельзя назвать однозначным. Многие японцы считают, что представители этой субкультуры являются ленивыми людьми, тунеядцами, затворниками, которых обеспечивают родители. С каждым годом благодаря усилием врачей, социологов и молодого поколения, отношение к феномену постепенно меняется в лучшую сторону. Люди становятся более понимающими и терпимыми, поскольку причиной затворничества чаще всего являются ментальные проблемы, травля в учебных заведениях, проблемы индивида в семье и обществе в целом. Исии Масахиро, 20 лет занимающийся поддержкой хикикомори как представитель некоммерческой организации «Panorama», отмечает, что многие японцы не видят себя нигде, кроме учёбы и работы, поэтому если человек перестаёт работать или учиться, ему кажется, что кроме дома идти больше некуда.
Уровень преступности, безусловно, тоже является причиной подобного отношения общества к хикикомори. Громкие дела способствовали мнению о том, что хикикомори опасны для общества. Одним из ярких примеров можно назвать убийство в городе Кобэ в 1997 г. Мальчик под прозвищем Сэйто Сакакибара (настоящее имя неизвестно – японское законодательство запрещает разглашение информации о личности несовершеннолетних преступников) в возрасте 14 лет убил мальчика 11 лет и девочку 10 лет. Сэйто Сакакибара был хикикомори и увлекался манга и анимэ в жанре хентай. Этот жанр содержит откровенные сцены эротического характера. Убийца был отправлен в специальное медицинское исправительное учреждение, в связи с чем мы можем заявить, что он имел серьёзные проблемы с психическим здоровьем. Вопреки мнению, что хикикомори опасны, уровень преступности среди субкультуры остаётся низким.
Люди становятся хикикомори по многим причинам. Самой распространённой причиной среди молодых людей является идзиме (букв. «издевательство») в японских учебных заведениях. Дети бывают жестокими, поскольку не осознают, что делают в полной мере. Японские дети не исключение: многие дети подвергаются травле в школе из-за жестокости одноклассников. Из-за идзиме появляются футоко – дети и подростки, не желающие ходить в школу. Можно предположить, что идзиме касается не просто издевательств в физическом и психологическом планах, а попыток общества искоренить черты, которыми индивид выделяется в коллективе. Иными словами, общество таким образом пытается стереть индивидуальность, яркость личности молодого человека.
Помимо давления общества и семьи, взрослые хикикомори чаще всего испытывают стыд за невозможность найти работу и устроиться в обществе. Такие люди считают себя никчёмными, недостойными счастья и уважения. В их душе происходят столкновения абсолютно полярных утверждений (например, «я не могу выйти в общество» и «я не прекращаю корить себя за это»), что нередко является причиной суицидов, преступлений и продолжения затворничества до конца жизни. Иногда суициды сопровождаются убийством близких родственников (зачастую если у индивида были семейные проблемы) или же убийством малознакомых людей. На данный момент самоубийства – основная причина смерти среди японской молодёжи.
Основными факторам, усугубляющими проблему хикикомори в Японии, являются:
- развитая экономика страны, поскольку она даёт возможность японским семьям из среднего класса и выше содержать своих детей до самой старости;
- неспособность японских родителей распознать проблему и помочь детям не изолироваться от общества;
- родительская мягкость или эмоциональная взаимозависимость родителей и ребёнка;
- несоответствие ожиданий и реальности касательно работы, завышенные ожидания рабочего общества от индивида.
По состоянию на 2020 г. в японском обществе насчитывается около 1 млн. хикикомори. Целые семьи изолируются от общества. Феномен изолированных от общества и испытывающих финансовые трудности семей, в которых 80-летние родители обеспечивают своих 50-летних детей, получил название «проблема 8050». В стареющем японском обществе эта проблема является наиболее актуальной в наше время.
«В Японии от людей требуют поэтапно обретать независимость – устроиться на работу, вступить в брак, купить жильё. Это как подъём на эскалаторе. Если потерпеть неудачу при трудоустройстве, оправиться от поражения и начать всё сначала нелегко. Такие люди вынуждены оставаться с родителями в статусе «вечного ребёнка». Родители – их единственное спасение, а общественное мнение давит на родителей, призывая содержать таких детей своими силами», – пишет Кавакита Минору, адъюнкт-профессор педагогического университета Айти о проблеме 8050.
Японское правительство активно борется с затворничеством хикикомори: создаются государственные центры поддержки хикикомори, где можно получить консультацию психолога, помощь в поиске работы и другую помощь. Существуют определённые минусы в таком подходе. Хикикомори готовы обучать социализации в рабочем коллективе. Спонсируемые правительством Японии муниципалитеты призывают их принять участие в связанных с работой мероприятиях, таких как семинары для обучения поведению на рабочем месте. Проблемой является то, что муниципалитеты часто не могут найти поблизости компании, которые могли бы предоставить возможности трудоустройства для таких людей.
Любая попытка обратиться за помощью может закончиться неудачей уже на этапе консультации, несмотря на создание государственных центров. Конкретных методов лечения для хикикомори в медицине не существует, как и специальных препаратов: для лечения представителя данной субкультуры всегда нужен особый подход, который в подобных центрах чаще всего не предусмотрен. Кроме того, хикикомори нельзя лечить принудительно, поэтому большинство членов данной субкультуры отказывается от лечения. Многие семьи и хикикомори испытывают настолько сильный стыд, что даже не способны принять помощь государства или пособие для безработных в качестве поддержки. Усложняется получение помощи и боязнью осуждения обществом: семьи и члены субкультуры боятся, что соседи, коллеги или же знакомые узнают об этой проблеме, из-за чего давление на индивида и родственника только возрастёт, поэтому за помощью не обращаются даже в специальные центры.
Наиболее эффективным лечением, как мы можем отметить, является социализация. Для футоко создаются частные домашние школы, где детям и подросткам разрешают носить любую одежду, отдыхать и учиться в меру возможностей. Основная задача подобного учебного заведения – не учебный процесс, а социализация детей, возможность для них раскрепоститься, научиться снова доверять обществу.
Инициативные врачи, социологи и учёные проводят различные семинары для родителей и близких хикикомори, создают некие кружки, чтобы дать хикикомори возможность вернуться в социум. Хикикомори работают совместно с психотерапевтами и врачами-психиатрами, сами организуют собрания, занимаются повседневными делами, выпускают «Газету хикикомори». Благодаря консультациям членов семей с психотерапевтами жизнь в подобных семьях меняется, и есть примеры, когда меняются сами затворники. На это требуется время, но, вероятно, другого пути, кроме поиска шансов, связывающих затворника с обществом, постепенного распространения достоверной информации о хикикомори в обществе и создания принимающей его среды, на данный момент не существует.
Во время Корона Сэдай люди вынуждены принять образ жизни хикикомори. Сами затворники отмечают, что жизнь в условиях пандемии стала хуже: все члены семьи находятся дома благодаря дистанционной работе и учёбе, что значительно усиливает стресс и напряжение. Оптимистично настроенные хикикомори наоборот говорят, что подобные рекомендации правительства помогут обратить должное внимание на изменения в мире.
Итак, подведём итоги:
- Усилиями социологов, учёных и врачей мнение общества постепенно меняется. Общество становится более снисходительным к хикки.
- Помимо форумов в сети Интернет, для реабилитации хикикомори создаются кружки, где люди могут обсуждать свои проблемы и социализироваться после долгого затворничества. Хикикомори общаются, вместе занимаются полезными делами (такими как, например, создание газеты), рассказывают о себе миру. Таким образом проблема затворничества постепенно решается инициативными людьми и специалистами.
- Хикикомори активно распространились не только по Японии, но и по другим развитым странам. Это явление, отражающее изменения в социуме и благосостоянии общества.
А считаете ли вы себя хикки? Как вы относитесь к подобному явлению в нашем обществе?
Пишите в комментариях :)