Противостояние назначено Россией на сентябрь. На Олимпийских играх: выиграй медаль. На Играх дружбы: побеждай и получай деньги. Основная претензия спортсменов к олимпийскому движению заключается в том, что они не могут зарабатывать деньги, констатирует авторитетнейший американский спортивный обозреватель Алан Абрахамсон на срециализированном сайте Inside the Games и в пух и прах разносит МОК.
Встречайте не одобренные Международным олимпийским комитетом Игры дружбы, которые пройдут в России в сентябре этого года: 36 видов спорта, 21 объект: 17 в Москве, четыре в Екатеринбурге (включая легкую атлетику с 18 по 22 сентября).
Общий призовой фонд по всем видам спорта: 100 миллионов долларов. Победители получаат по 40 000 долларов. Занявшие второе место — 25 000 долларов. За третье — 17 000 долларов. Никакой «Олимпийской деревни». Вместо этого участников будут приветствовать в трёх- или даже четырехзвездочных гостиницах.
Толкай, отвечай толчком — в значительной степени принесённый миру Умаром Кремлёвым, возможно, одной из самых провокационных и интересных фигур в мировом спорте 2024 года.
Эти и другие подробности о Всемирных играх дружбы 2024 года и создании «Международной ассоциации дружбы» широко циркулировали в последние дни, подтверждая то, что некоторые считают уловкой изолированной России или, что более вероятно, экзистенциальной угрозой для МОК, которому уже второе столетие, и тому что отстаивает МОК.
С 1896 года олимпийский мир руководствуется идеей амбициозного идеала — содействия миру во всем мире путем объединения спортсменов всего мира в надежде, что личный обмен может показать, что мы все, в конце концов, больше похожи, чем различны.
Это не то, чем занимается Международная ассоциация дружбы (IFA), штаб-квартира которой будет находиться в Абу-Даби.
«Всемирные игры дружбы — международный коммерческий мультиспортивный турнир, проводимый под эгидой Международной ассоциации дружбы», — говорится в её заявлении.
«Цель Игр — создать эффективную платформу для спорта высших достижений, обеспечить недискриминационный доступ к международным спортивным мероприятиям для спортсменов всех стран и спортивных организаций, а также разработать новые форматы международного спортивного сотрудничества», — сказано далее в документе.
«Всемирные игры дружбы уважают право человека заниматься спортом без политического вмешательства. Единственным критерием участия в Играх являются спортивные заслуги спортсменов, которые будут приглашены индивидуально на основании рекомендаций национальных спортивных федераций и международных спортивных рейтингов», — заключает заявление.
Придеритесь, если хотите, ко всему этому, особенно к той части, что «без политического вмешательства».
Обходной путь — «индивидуальное приглашение». А то, что касается оплаты — это вполне реально. Если ты в команде, тебе платят — это тоже реально.
Мы находимся, дамы и господа, на переломном моменте.
Как Томас Бах, президент Международного олимпийского комитета, неоднократно заявлял за свои более чем 10 лет пребывания в должности, спорт и политика во многом находят друг друга.
Начнем с того, что американские спецслужбы, например, в понедельник описали «все более хрупкий мировой порядок».
Явным следствием этого является то, что за последние 12-18 месяцев это пространство неоднократно указывало на то, что гегемония Запада в международном спорте ослабевает.
Начните с мощной пары в лице того, что американские спецслужбы называют «конфронтационной» Россией и «амбициозным, но тревожным» Китаем. Теперь рассмотрим формирующийся Глобальный Юг, а также экономическая мощь стран Персидского залива и их растущее влияние в мировом спорте; голоса Южной Америки и Африки, которые по праву могут чувствовать себя подчиненными в международном спорте; то, что руководители разведки назвали «более способными негосударственными субъектами… бросающими вызов давнему правилу международной системы»; и, наконец, желание спортсменов повсюду получать вознаграждение.
Это горючая смесь.
А еще вот что: войне на Украине нет оправдания. Тем не менее, многие страны мира не поддерживают Украину.
Накануне Парижской Олимпиады очередная война на Ближнем Востоке внезапно привлекла огромное внимание.
Один человек, в частности, подключился к этим темам, твердо обещая — и пока выполняя — ставить спортсменов своего вида спорта на первое место, и именно поэтому гораздо более крупные Игры дружбы представляют такую опасную угрозу для МОК: Кремлёв, российский глава Международной боксерской ассоциации (IBA).
МОК настолько разозлился на Кремлёва, что выгнал IBA с олимпийского пространства. Сейчас спор рассматривается в Швейцарском спортивном арбитражном суде.
Можно предвидеть, что МОК там одержит победу.
Бокс по-прежнему будет в олимпийской программе в Париже этим летом и в Лос-Анджелесе в 2028 году.
Если МОК выиграет эту битву, как насчет долгосрочной войны?
Кремлёв, как ясно видно из множества доступных документов, является одним из тех, кто предложил идею проведения Игр дружбы, и явно стал движущей силой её реализации.
В рамках IBA Кремлёв нашел новый способ щедро платить боксерам-победителям: 200 000 долларов золотым медалистам среди мужчин на чемпионате мира IBA 2023 года в Ташкенте (Узбекистан) и 100 000 долларов победителям среди женщин в Нью-Дели. Планируется, что к 2027 году победители среди мужчин станут получать по 1 миллиону долларов.
Деньги заговорили во весь голос.
Мы живем в эпоху перемен — в нашем глобальном порядке, политике, средствах массовой информации, мировом спорте. Деньги — проверенный разрушитель в футболе (Доха-2022, Саудовская Аравия-2034) и гольфе (LIV).
На протяжении десятилетий активисты в Соединенных Штатах спорили о том, чтобы спортсменам колледжей платили за занятия спортом. Теперь они могут — через имя, изображение и подобие или NIL-сделки.
В чем разница между нулевыми деньгами на банковском счете за прыжки в высоту, скажем, на соревнованиях NCAA в Фейетвилле, штат Арканзас, и призовыми деньгами за соревнование олимпийского типа в российском Екатеринбурге?
В любом случае, доллары есть доллары.
В этом суть дела.
Вопрос в том, появится ли это изменение, возможно, давно назревшее, на олимпийском горизонте?
Этот вопрос стоит не только перед МОК, но и перед несколькими десятками олимпийских федераций.
Немедленная институциональная реакция кажется слишком предсказуемой. С одной стороны, все федерации на словах поддерживают концепцию, согласно которой спортсмены являются основой всего, что они делают. Потом появляется этот инновационный способ оплаты спортсменов — и что?
Если бы это была не Россия, был бы кто-то другой?
Если бы это была Саудовская Аравия или Китай, была бы реакция такой же?
Если бы Игры дружбы проводились в Юджине, штат Орегон, или в Лондоне, или в Лозанне, Швейцария, была бы такая же реакция со стороны Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ, с 2019 года — World Athletics, WA)?
В письме от 8 марта она сообщила своим более чем 200 федерациям-членам, что Игры дружбы не будут частью ее глобального календаря, и поэтому любые мировые рекорды, которые могут быть там установлены, не будут учитываться. Точно так же любые выступления на Играх не будут учитываться при составлении мирового рейтинга.
Может ли World Athletics помешать кому-либо поехать? В письме говорится, что участие является «личным выбором».
Недавно Всемирное антидопинговое агентство опубликовало коммюнике, в котором выразило «обеспокоенность» по поводу «планов России провести Игры дружбы, несанкционированное мероприятие», заявив, что «здоровье и справедливость спортсменов могут быть поставлены под угрозу», и призвав всех «игнорировать это мероприятие», поскольку ВАДА «не может ручаться» за антидопинговую программу, которая может существовать, а может и не быть.
Подробнее: Российское антидопинговое агентство, как отметило ВАДА, в настоящее время не соответствует требованиям; в настоящее время в стране нет лаборатории, аккредитованной ВАДА, и «общее доверие к антидопинговой системе в России остается низким».
Вопрос к другу: не является ли это последнее утверждение своего рода адресованным ВАДА и некоторым западным странам, потому что именно им поручено восстановление российской антидопинговой системы?
В любом случае, просим внимательно прочитать бюллетень Игр дружбы: «Допинг-контроль на Всемирных играх дружбы 2024 года будет проводиться специализированной антидопинговой организацией в соответствии с международными стандартами и требованиями Всемирного антидопингового кодекса».
Примечание: здесь не сказано Российское антидопинговое агентство (РУСАДА). Об этом сообщает антидопинговое агентство.
Ожидается, что Игры дружбы соберут «более 6000 спортсменов из более чем 70 стран».
Для сравнения: в Париже 2024 года примут участие около 11 000 спортсменов из более чем 200 национальных олимпийских комитетов.
Что касается ВАДА и нескольких десятков федераций Летних игр, то, скажем, на них действительно приезжает более 6000 спортсменов. Что могло бы мотивировать эти многие тысячи?
Бах прекрасно осознает опасность соревнований в стиле Игр дружбы, заявив на прошлогоднем заседании МОК, на котором IBA была запрещена:
«У нас будут Игры политического блока А, Игры политического блока Б и отдельные Игры для стран, которые не хотят объединяться. Всеобщие Олимпийские игры больше не будут возможны. Чемпионаты мира в истинном смысле этого слова больше не будут возможны».
Это поднимает еще один логический ряд вопросов: должны ли они вообще быть?
Олимпийские игры, как и все остальное, должны быть актуальными.
Что случилось с Блокбастером? Печатной версией Британской энциклопедии? Ресторанами Говарда Джонсона? Обеденными стойками Вулворта? длинноволновым радио? Дискотеками?
Тот факт, что современные Олимпийские игры существуют уже 130 лет, ещё не является гарантией чего-либо. Что говорят эти телевизионные рекламные ролики? Прошлые результаты не являются гарантией будущих.
К его чести, Бах стремился перетащить МОК, традиционную европоцентрическую организацию, в XXI век. Он руководил рядом реформ управления и программ.
Однако, несмотря на всё это, МОК изо всех сил пытается привлечь и поддержать интерес среди своей ключевой группы населения — людей в возрасте от 18 до 34 лет. Поэтому в программу Парижских игр 2024 года были добавлены такие виды спорта, как серфинг, скейтбординг и брейк-данс (на жаргоне МОК — брейк).
О программе Игр дружбы: «Акробатический рок-н-ролл» 19 сентября в Москве. И смешанные единоборства 15-17 сентября в Екатеринбурге.
Всего 36 видов спорта, 208 дисциплин, 283 медали.
Количество телетрансляций Олимпийских игр резко сократилось. Во всем мире с 3,6 миллиардов в Лондоне в 2012 году до 3,05 миллиардов в Токио 2020/1,15%.
В Соединенных Штатах примерно 50% от Лондона до Токио, примерно 31,1 миллиона в среднем в прайм-тайм и 15,6 миллиона на телевидении и в интернете.
Большая надежда МОК заключается в том, что Париж, после так называемой азиатской тройки — Пхенчхана-2018 и двух Игр периода ковида в Токио и Пекине — возродит интерес к Олимпийским играм, а Лос-Анджелес ещё больше оживит его в в 2028 году.
А что, если церемония открытия (план предусматривает использование флотилии лодок по Сене) возникнут проблемы с безопасностью?
Или что-то ещё во время Парижских игр пойдет наперекосяк?
Или даже если все пойдет хорошо, телевизионные картинки не будут крутыми?
Или — спортсмены мира приедут, Олимпиада — это все, на что надеется МОК (вообще говоря, Игры выживали и процветали так долго не зря), но значительное число их всё же решит:
Мир во всем мире — это хорошо, и вместе может быть весело, но… когда дело доходит до выше, быстрее, сильнее, хочется получать деньги.
Разве это не вполне разумно?
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».
© Перевод с английского Александра Жабского.