Мы уже рассматривали историю покорения Чукотки. Сами чукчи не имели своей письменности, поэтому их истории и сказания сохранились преимущественно в народных преданиях.
Как известно, чукчи были очень воинственным народом с развитым культом смерти. Это были лихие разбойники, наводившие ужас на юкагиров, коряков, эскимосов, эвенов и другие народности Северо-восточной Азии. К соседям чукчи относились презрительно и называли их общим словом – «таннгытан», что можно перевести, как «нелюдь». Они не считали юкагиров и другие народы за людей, потому жестокость, проявляемая ими при набегах, вполне укладывалась в логику чукчей и их мораль. Зачем жалеть «нелюдей»?
Однако в XVII веке пришли те, кого чукчи посчитали «единственными настоящими людьми». Это были русские.
Костяные люди с моржовыми мордами и рыбьими глазами, неподвластные духам
Чукчи, впервые увидевшие белого человека, прозвали русских «люди с моржовыми мордами и рыбьими глазами». Усы и бороды же вызывали ассоциацию с моржами.
Впервые чукчи столкнулись с русскими на реке Алазее, где атаманы Дмитрий Зырян и Иван Ерастов объявили Чукотку подвластной русской короне землёй, а чукчам предложили платить ясак в казну. Своенравные северяне ответили градом стрел, но, к их удивлению, стрелы и копья не взяли брони русских воинов. Оружие чукчей было бессильно против доспехов русских, зато доспехи из тюленьей кожи и моржовой кости пробивались пулями и ядрами. Чужеземцы с «грохочущими палками» настолько впечатлили чукчей, что они невольно пропитались уважением к неведомому врагу.
Кузнечного дела чукчи не знали, как и не умели обрабатывать металл, потому сочли, что русские носят доспехи из какой-то особо прочной кости. Так русских окрестили «костяными людьми». Чукчи были храбры, но убить русского воина, облачённого в доспехи, им, имеющим лишь копья и луки, было крайне сложно. Это считалось уделом храбрых, и каждый воин, воевавший против русских, становился почитаем в своём племени.
Не меньше чукчей поражало то, что русские не боялись проклятий и мести их духов. Потому русские вскоре стали единственным народом, с которым чукчи считались, в отличие от коренных жителей.
Грозный старик Йеконнин
В первой половине XVIII века вышел приказ об усмирении «немирных чукоч». С этого момента начинается самый кровавый этап войны за Чукотку. В Анадырский острог приходит капитан Павлуцкий, которого вскоре чукчи окрестили Йеконнин, что весьма созвучно с фамилией Якунин. Капитан не отличался милосердием и оставлял после себя выжженные поселения. Ему удалось то, что прежде не удавалось никому – навести ужас на чукчей своей беспощадностью. Прежние русские воеводы едва ли позволяли себе миндальничать с заклятыми соседями, да и юкагиры, желая отомстить чукчам за набеги и истребление своих земляков, охотно помогали русским. Но все эти действия вполне укладывались в рамки чукотской морали и вполне соответствовали представлению чукчей о справедливой войне. Но Павлуцкий превзошёл всех своих предшественников, и даже самих чукчей в жестокости, проявляемой его солдатами.
За это он и стал героем народных преданий. Кровожадный старик, вооружённый «грохочущей палкой», не знал жалости, и, согласно легенде, был связан со злыми духами. Он коллекционировал головы чукчей и отправлял их в дар своему верховному шаману, прося у духов силы и богатств. Йекуннин не останавливался ни перед чем, однако, в конце концов, грозный старик погибал от руки храбрых воинов.
Он и правда погиб на поле боя после нескольких лет относительного спокойствия, когда вместе с экспедицией попал в устроенную чукчами у реки Орловой засаду. Так чукчи всё-таки одолели своего заклятого врага.
«Единственные настоящие люди»
Усмирить чукчей военным путём не получилось. И тогда в ход пошёл подкуп племенных вождей. Чукчи прекратили сопротивление, но только после того, как русские отступили на запад и сожгли Анадырский острог. В дела чукотских племён русская администрация предпочитала не вмешиваться, однако всем лояльным вождям платили за верность короне и давали различные привилегии вплоть до права самим возлагать дань на соплеменников в том размере, в котором сочтут нужным.
Чукчи же, годами наводившие ужас на соседей, прониклись к русским уважением. Это был редкий случай, когда чукчи, жившие ощущением собственной исключительности, вынуждены были признать русских равными себе, то есть, «единственными настоящими людьми».
(с) Андрей Долохов
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!