Лайнеру RMS Titanic, который считался "непотопляемым", потребовалось всего 2 часа 40 минут, чтобы уйти под воду. Он отправился в свой первый рейс из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк 10 апреля 1912 года. Путешествие через Атлантический океан должно было занять 5 дней. Среди пассажиров были как богатые и влиятельные люди, так и бедные иммигранты, которые стремились попасть в Америку.
14 апреля капитан "Титаника" Эдвард Смит получил несколько предупреждений об айсбергах, но продолжил движение на полной скорости. Это было крайне опасное решение. Корабль не смог избежать столкновения, получил пробоину от айсберга и менее чем через три часа затонул у берегов Ньюфаундленда, унеся с собой около 1500 жизней.
Цифры помогают осознать масштабы трагедии. В этой статье мы расскажем о событиях, которые привели к крушению "Титаника", а также о том, какие уроки можно извлечь из этой трагедии.
Строительство "Титаника" обошлось в 7,5 млн долларов
Лайнер был построен компанией White Star Line на верфи Harland and Wolff в Белфасте, Ирландия На его создание ушло три года.
"Титаник" состоял из 3 миллионов заклёпок, весил 46 000 тонн и имел длину 260 метров — это больше четырёх городских кварталов. В строительстве корабля принимали участие около 3 000 рабочих.
На борту "Титаника" было 1 317 пассажиров
Судно могло перевозить до 3 300 человек. Во время первого рейса на корабле находилось около 2 200 человек, в том числе примерно 900 членов экипажа. Согласно данным Национального архива Великобритании, 324 пассажира были первого класса, 284 — второго класса и 709 — третьего класса.
В винном погребе корабля находилось 1 000 бутылок вина
21 апреля 1912 года газета The New York Times сообщила, что на борту роскошного лайнера находился груз общей стоимостью 420 000 долларов. В декларации значились следующие предметы: 3 000 чайных чашек, 40 000 яиц, пять роялей и 36 000 апельсинов. Кроме того, это был ещё и почтовый корабль (RMS — Royal Mail Steamer), на борту которого располагалось почтовое отделение с 3 364 ячейками.
Во время последнего ужина для пассажиров первого класса на корабле подали 10 блюд
В меню были устрицы, консоме, лосось-пашот, филе миньон, ягнёнок с мятным соусом, римский пунш, жареный голубь, холодный винегрет со спаржей, пате де фуа-гра и пудинг Уолдорф. К каждому блюду подобрали подходящую пару вин. После ужина предлагали крепкие спиртные напитки и сигары.
Пассажирам второго класса подавали классические блюда французской и американской кухни. А пассажиры третьего класса обычно ужинали супом или рагу.
14 апреля "Титаник" получил шесть предупреждений о ледовой обстановке
Согласно книге Брюса Алпайна "Титаник: легенда, мифы и фольклор", в тот день лайнер получил три предупреждения от других судов, находившихся в этом районе, а также три сообщения от SS Californian — небольшого парохода, остановившегося примерно в 30 км от роскошного судна. Последнее предупреждение было отправлено в 11 часов вечера: "Мы остановились и окружены льдами"
Расстояние, пройденное до крушения: 2 070 миль (3331 км)
Корабль начал свой путь из Саутгемптона (Англия), затем останавливался в Шербуре (Франция) и Квинстауне (Ирландия), после чего направился в Нью-Йорк. 14 апреля судно находилось в 640 км к югу от Ньюфаундленда, когда в 23:40 вперёдсмотрящие заметили айсберг. Он протаранил шесть из шестнадцати водонепроницаемых отсеков "Титаника", которые быстро наполнились водой. По оценкам специалистов, если бы были затоплены только четыре отсека, корабль мог бы остаться на плаву. С момента, когда айсберг был впервые замечен, до столкновения прошло всего 37 секунд, а сам корабль затонул за 160 минут.
Температура воды была -2℃
Многие люди погибли из-за гипотермии, вызванной низкой температурой воды. Пребывание в воде температурой 26℃ градусов может привести к смерти, если оно будет длительным. Если пробыть в воде с температурой 10℃ градусов час, это может привести к смерти, а при температуре -2℃ градуса летальный исход может наступить уже через 15 минут.
Количество спасательных шлюпок, предусмотренных конструкцией корабля: 64
Однако на самом деле на корабле было 20 спасательных шлюпок (четыре были складными). Согласно книге Алпайна, они могли вместить только 1 178 пассажиров и членов экипажа, но это количество всё равно превышало требования Закона о торговом судоходстве 1883 года. Тем не менее, в шлюпки смогли сесть чуть более 700 человек.
В 1912 году во время чрезвычайных ситуаций действовало правило: "Сначала женщины и дети". Эта правило часто приводила к тому, что шлюпки спускали на воду наполовину пустыми, поскольку женщинам и детям отдавали предпочтение при посадке. Такая ситуация произошла и на "Титанике".
Число погибших: 1 517 человек
Когда на корабле заиграла музыка, он ушёл под воду, унося с собой тех, кто ещё не оказался в воде. Почти 32 % людей, бывших на борту "Титаника", спаслись. Их эвакуировало судно RMS Carpathia, которое ответило на сигнал бедствия, отправленный с "Титаника", и прибыло около 4 часов утра.
Состояние Дж. Дж. Астора, самого богатого пассажира, на момент гибели: 87 000 000 долларов
"Здесь мы в большей безопасности, чем в этой маленькой лодке", — сказал Джон Джейкоб Астор IV своей 18-летней беременной жене после того, как "Титаник" столкнулся с айсбергом. Пассажир первого класса, один из богатейших людей мира того времени, известный тем, что построил нью-йоркский отель "Астория", утонул. Его жена выжила.
Среди других известных пассажиров на борту были совладелец универмага Macy’s Исидор Штраус и его жена Ида, которая сошла со спасательной шлюпки, чтобы встретить свою судьбу вместе с мужем. Был также Бенджамин Гуггенхайм, который, одетый в белый галстук и фрак, помогая пассажирам сесть в спасательные шлюпки, сказал: "Мы оделись во всё лучшее и готовы пойти на дно как джентльмены". А 17-летний Джек Тайер, наследник состояния на железной дороге в Пенсильвании, чудом выжил, погрузившись в ледяную воду и уцепившись за перевернутую спасательную шлюпку.
До обнаружения обломков прошло 73 года
1 сентября 1985 года океанограф Роберт Баллард обнаружил обломки "Титаника". Они находились на глубине 3 650 метров. Поле обломков простиралось на 38 кв. км, а корпус судна был погребён под 13-метровым слоем ила.