Туалетные столики появились в Европе в XVIII столетии и не предназначались для посторонних глаз. На протяжении столетий туалетные столики претерпевали множество конструктивных и стилистических изменений, однако неизменно оставались желанным предметом интерьера, требующим соответствующего места в доме.
Почему «туалетный»?
Слово «туалетный» происходит от французского toile — «наряд», следовательно, это место, за которым происходит ритуал преображения: нанесения косметики и примерки одежды для выбора лучшего образа.
Изначально «туалет» представлял собой просто полотно дорогой ткани – кружева, муслина, атласа или саржи, которое набрасывали на сундучок или шкафчик и располагали на нем флакончики, расчески и всё необходимо для ухода за лицом и прической.
Главное — зеркало!
В XVIII веке зеркала уже начали интегрировать в предметы мебели: они могли служить украшением к письменному столу, шкафчику для хранения корреспонденции, отделениям шкафа и настенным светильникам. Зеркало стало необходимым аксессуаром для дамского туалетного столика и мужского туалета, перед которым мужчины брились. Туалетные столики обычно располагали в будуаре, гардеробной и даже в небольших комнатках, где спали служанки и хранили белье.
В середине XVIII века в моду вошли маленькие переносные столики, состоявшие из круглой столешницы, установленной на одной ножке. Постепенно они превратились в довольно сложные сооружения — настоящие произведения искусства: столешница с деревянной мозаикой, многочисленные ящички и зеркало, которое можно было наклонять под определенным углом (посмотреть пример в каталоге).
Во Франции, во времена правления Людовика XV изделие представляло собой столик с несколькими отсеками и большим зеркалом и назывался poudreuse, от слова «пудра». Самыми роскошными и величественными были, конечно, образцы мадам де Помпадур с их бесчисленными отделениями для щеточек, пузырьков, со множеством ящичков и зеркал в ажурных изящных оправах.
А в Англии такие предметы мебели называли Beau Brummel, по имени знаменитого денди тех времен — Джорджа Брайана Браммела. По свидетельствам его прислуги, он собирался на светские мероприятия более 5 часов!
Меньше функциональности, больше изысканности
Постепенно лаконичные модели, которые иногда выполняли роль и письменных столов, превратились в изысканные образцы, предназначенные исключительно для исполнения «украшательских» функций. Мастера-краснодеревщики декорировали изделия маркетри, отделывали поверхность столешницы дорогими тканями и инкрустировали драгоценными камнями, а некоторые столики оснащали дополнительными раскладными столешницами.
В XVIII веке конструкция претерпевает изменения: теперь столик опирается не просто на изящные ножки, а на два небольших шкафчика с пространством для ног между ними. Название он получил соответствующее — kneehole. Чаще всего предметы изготавливали из ореха, а внешний вид отвечал скорее функциональным задачам, а не эстетическим. Со временем высота и форма менялись, и количество ножек доходило до 6 штук: 2 сзади и 4 спереди.