Что требуется карикатуристу, чтобы стать успешным в жанре комиксов? Американец Билл Уайтхед считает: нужно не только обладать хорошим чувством юмора и наблюдательностью, но и стараться быть оригинальным в своём творчестве. Последнее сделать не так-то просто из-за большой конкуренции. Нередки случаи, когда карикатуристы, исчерпав собственные идеи, занимаются откровенным плагиатом, повторяя находки коллег. Однако это путь в никуда. Публику не обманешь: она моментально видит и чувствует подвох и не готова смеяться над шутками второй свежести. Поэтому, чтобы быть востребованным, хороший карикатурист всегда должен быть впереди. Или хотя бы вровень с лучшими.
Карьера Билла в юмористическом жанре началась ещё тогда, когда он был в пятом классе и рисовал весёлые картинки для школьной газеты. Ему нравилось копировать рисунки из комиксов, журнала «New Yorker» и редакционные карикатуры. Через некоторое время ему удалось выработать собственный стиль, сделав упор прежде всего на том, что он изображал. Билл понял, что можно сделать рисунок смешным и без поясняющей надписи. И неважно, лежит ли смысл на поверхности, или читателю придётся немного подумать над шуткой, чтобы постичь, в чём её соль. Главное — привлечь внимание и чем-то зацепить.
Прежде чем создать комикс «Свободный выгул» Билл в течение двадцати лет делал юмористические рисунки для Hallmark Cards в Канзас-Сити и получил несколько наград за самые продаваемые открытки. С 1987 года он в ежедневном режиме создавал карикатуры для «Kansas City Business Journal». Одиннадцать лет подряд они попадали в список «Лучшие редакционные карикатуры года» по версии Pelican Publishing.
Уайтхед также стал победителем аналогичного конкурса, организованного «Saturday Evening Post». В качестве фрилансера он успел поработать с изданиями «Advertising Age», «Boston Phoenix», «Wall Street Journal» и «King Features». Он создавал плакаты для магазинов, обложки для книг и пластинок.
Однажды ему в голову пришла идея отправиться в самостоятельное авторское плавание, и Билл создал комикс «Свободный выгул» («Free Range»), подразумевая, что не станет посвящать его какой-то одной теме, а будет показывать всё, что способно вызвать улыбку. Жена и трое детей поддержали карикатуриста в этом решении. Уайтхед рискнул и не прогадал. Он органично вписался в весьма конкурентную сферу и смог не только удержаться на плаву, но и преуспеть.
В одной точке сошлись несколько факторов, которые и позволили ему добиться успеха: креативное мышление, трудолюбие, собственный стиль, отличное понимание юмористических тенденций и так называемое «чувство языка», позволяющее карикатуристу создавать каламбуры, неологизмы и жонглировать словами, легко подменяя смыслы на противоположные.
Сейчас Билл Уайтхед приглашает всех желающих отправиться с ним в наполненное шутками путешествие. В его причудливой и весёлой вселенной обитают обычные горожане, домашние и дикие животные, ковбои, пришельцы, потусторонние существа, спортсмены и художники.
Возможно, они гротескно и странно выглядят, но их поступки ещё более странные. Собственно, нелогичные действия, остроумная игра слов, а также аллюзии на известные произведения живописи и масскульта и заставляют людей от души смеяться.
«Открою небольшой секрет: карикатуристы прежде всего развлекают себя, а уже потом всех остальных, — говорит Билл Уайтхед. — Я прекрасно провожу время со своим комиксом, и мне остаётся надеяться, что и моим читателям он тоже нравится».
Карикатурист тасует рисунки, как карточную колоду, всё время показывая что-то новое и не позволяя зрителям насытиться и заскучать. И это единственная диета, которую можно прописывать всем и каждому. Хотя от передозировки юмора иногда возникает побочный эффект в виде самопроизвольно улыбающегося рта и слезящихся глаз.
Уайтхед показывает различные сценки из реальной жизни, а также воплощает вымышленные сюжеты. Нужно отметить качество рисовки, которая отличается узнаваемостью и большим вниманием к деталям.
Билл старается не загонять себя, не страдает излишним трудоголизмом и делает перерывы в работе, чтобы не перегореть и не начать повторяться. В свободное от рисования время он исполняет ритм-н-блюз со своей группой. Гитарная импровизация и игра на фортепиано позволяют ему не только отвлечься и хорошо отдохнуть, но и дарят идеи и вдохновение для новых шуток.