Материал для урока по теме "Способы передачи чужой речи"

Нередко в устной или письменной речи нам нужно передать чьи-то слова. Сделать это можно несколькими способами.  Способ 1.

Нередко в устной или письменной речи нам нужно передать чьи-то слова. Сделать это можно несколькими способами.

Способ 1. Предложения с прямой речью

Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включённое в авторский текст.

Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и прямой (чужой) речи. В словах автора есть глаголы или существительные со значением речи или мысли. Иногда их может не быть.

Прямая речь разнообразна. Ею может быть:

  • речь людей;
  • внутренняя речь, то есть мысли людей;
  • различные надписи, цитирование чужого текста;
  • высказывания различных существ, предметов, которых фантазия человека наделяет способностью мыслить и говорить.

Например

«Рассказ «Васюткино озеро» написал Виктор Астафьев», — объяснил учитель.

Способ 2. Несобственно-прямая речь

В таких предложениях почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передаётся она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика.

Например

Ученики с удовольствием прочитали рассказ Астафьева. Очень уж им понравился главный герой! Молодец! Со всеми трудностями справился.

Способ 3. Предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто её на самом деле произнёс. Они сохраняют только содержание, но не форму чужого высказывания.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчинённые предложения, состоящие из двух частей (слов автора и чужой речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

Например

Учитель объяснил, что рассказ «Васюткино озеро» написал Виктор Астафьев.

Способ 4. Простые предложения с дополнением

Такие предложения передают только тему (основное содержание) чужого высказывания, содержат глагол со значением говорения + предлог О + дополнение, называющее тему.

Например

Учитель рассказал об авторе «Васюткиного озера».

Способ 5. Предложения с вводными словами и вводными предложениями

В таких предложениях пересказывается содержание чужого высказывания и передаётся при помощи вводных конструкций со значением источника сообщения.

Например

По словам учителя, рассказ «Васюткино озеро» написал Виктор Астафьев.

Способ 6. Диалог

Это разговор нескольких лиц, естественная форма непосредственного общения.

Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

Например

— Кто написал рассказ «Васюткино озеро»? — спросил учитель.

— Виктор Астафьев, — ответил ученик.

Упражнения для отработки

Какие способы передачи чужой речи использованы в приведенных ниже фрагментах из рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»? Напротив указанных номеров предложений напишите название способа: прямая речь, диалог, несобственно-прямая речь.

Фрагмент 1

(1) Он зарядил одноствольную переломку, взвёл курок и положил ружьё рядом. (2) Спать! (3) Не прошло и пяти минут, как Васютка почувствовал, что к нему кто-то крадётся. (4) Он открыл глаза и замер: да, крадётся! (5) Шаг, второй, шорох, вздох… (6) Кто-то медленно и осторожно идёт по мху. (7) Васютка боязливо поворачивает голову и неподалёку от костра видит что-то тёмное, большое. (8) Сейчас оно стоит, не шевелится. (9) Мальчик напряженно вглядывается и начинает различать вздетые к небу не то руки, не то лапы. (10) Васютка не дышит: «Что это?» (11) В глазах от напряжения рябит, нет больше сил сдерживать дыхание. (12) Он вскакивает, направляет ружье на это тёмное:

— Кто такой? А ну подходи, не то садану картечью!

(13) В ответ ни звука. Васютка ещё некоторое время стоит неподвижно, потом медленно опускает ружьё и облизывает пересохшие губы. (14) «В самом деле, что там может быть?» — мучается он…

Предложения 2, 4: _____________________________________________________

Предложения 10, 14: _____________________________________________________

Предложение 12: _____________________________________________________

Фрагмент 2

(1) Так он простоял некоторое время и почувствовал, что ноги его вязнут. (2) Болото! (3) Болота чаще всего бывают у берегов озёр. (4) Губы Васютки задрожали: «Нет, неправда! Бывают болота возле Енисея тоже». (5) Несколько прыжков через чащу, крапиву, кусты — и вот он на берегу.

Предложения 2, 3: _____________________________________________________

Предложение 4: _____________________________________________________

Фрагмент 3

(1) Васютка дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку. (2) Узнает ли? (3) Выберется ли из тайги? (4) Затерялся в ней точно песчинка. (5) А что теперь дома? (6) Там, за тайгой, люди словно в другом мире: смотрят кино, едят хлеб… может, даже конфеты. (7) Едят сколько угодно. (8) В школе сейчас, наверное, готовятся встречать учеников. (9) Над школьными дверями уже вывешен новый плакат, на котором крупно написано: «Добро пожаловать!»

Предложения 2 – 8: _____________________________________________________

Предложение 9: _____________________________________________________

Эти и другие задания с ответами вы можете найти в рабочем листе "Способы передачи чужой речи".

Также вас могут заинтересовать рабочие листы по теме "Прямая речь" и "Косвенная речь".

В каждом рабочем листе краткая теория по теме, авторские упражнения для закрепления (многие составлены на основе рассказа В. Астафьева "Васюткино озеро") и ответы к ним.

Прикрепляю к статье скриншоты страниц из этих рабочих листов для ознакомления с содержанием.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.