Министерство торговли Турции приняло решение ограничить экспорт некоторых товаров в Израиль с 9 апреля 2024 года. Было отмечено, что ограничение, охватывающее 54 пункта на первом этапе, будет действовать до тех пор, пока не будет снято перемирие и все ограничения на оказание любой экономической помощи.
Израиль также заявил, что ответит на эти ограничения аналогичными шагами.
СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ИЗРАИЛЯ ВСТРЕВОЖЕНА.
Источники в израильском строительном секторе, цитируемые израильской прессой, заявили, что ожидают, что ограничения, введенные Турцией в отношении экспорта, повысят цены на недвижимость в стране.
Израильский деловой секор также предупредил, что турецкие санкции могут стать первым шагом на пути к тотальному экономическому бойкоту со стороны мусульманских стран.
Например, Дуби Амитай, генеральный секретарь президиума деловых организаций Израиля, сказал: "В Израиле есть серьезные опасения по поводу турецкого бойкота."
Со другой стороны, Йоэль Амир, генеральный директор кредитной страховой компании Coface Bdi, предупреждает о влиянии этого кризиса на строительную отрасль и развивая этот вопрос дальше, утверждает, что санкции повлияют на экономику Израиля отрицательным образом.
"Действия Турции по ограничению экспорта в Израиль могут оказать влияние на экономику Израиля, особенно на строительный сектор."
ПО ЗНАЧИМОСТИ ЭТО ВТОРОЙ КРИЗИС ДЛЯ ИЗРАИЛЯ ПОСЛЕ COVID-19
Строительная отрасль Израиля опасается повторения сценария, подобного тому, который произошел во время Covid-19, когда импорт строительных материалов из Китая был остановлен примерно на год. Из-за проблем с поставками материалов во время Covid-19 реализация и окупаемость проектов в Израиле в то время снизилась, а цены в строительном секторе резко подскочили. После этого кризиса поставок Израиль перенаправил свои закупки строительных материалов в Турцию, а отношения с Анкарой стабилизировались и стали улучшаться.
Опасаясь нового кризиса, представители отрасли сразу после турецкого эмбарго попросили у государства гос.поддержки для импорта материалов из других стран (ЕС) где цены на аналогичные строительные материалы гораздо выше.
Строительная отрасль Израиля отметила, что турецкий бойкот стал "еще одним и новым болезненным ударом" после Covid-19, и от роста цен на жилье не избежать. Представители отрасли также заявили, что должны быть найдены альтернативы и что они должны сократить свою зависимость от Турции. ри этом стоило бы отметить, что из за низкого курса турецкой лиры, рынок турецких строительных материалов был просто "Клондайком" для израильских строительных компаний.
Так израильский строительный сектор импортировал значительное количество строительных материалов и изделий, в основном цемента и железа, из Турции из-за их высокого качества и низкой стоимости. Мрамор, используемый в ванных комнатах, унитазах и раковинах, на 100% стал турецкого происхождения, теперь его придётся импортировать из Италии.
По данным Израильской торговой палаты; Импорт изделий из камня, гипса, цемента, асбеста, керамики, стекла и т. Д. Из Турции в Израиль в 2022 году составил около 500 миллионов долларов. Эта цифра превысила 1,2 миллиарда долларов в 2023 году, включая железо и сталь. Можем предположить, что разница с товарами из ЕС составит около 300% в реальных ценах.
По данным Coface Bdi, весь импорт из Турции (в целом, включая все продукты) в 2023 году составил около 4,6 миллиарда долларов. Согласно некоторым анализам, эта цифра составляет 5,4 миллиарда долларов.
Для Израиля, хотя Турция является важным источником импорта цемента, только этот товар не окажет большого влияния на цены на жилье в Израиле. Однако источники в израильской отрасли говорят, что, учитывая полный набор товаров из объявленного списка ограничений, отрасль столкнется с гораздо большим негативным воздействием.
Другие под санкционные сектора экспорта которые доставят проблемы израильской экономике.
Израильская пресса писала, что помимо строительного сектора, Израиль столкнется с проблемами в секторе изделий из алюминия, стали, автомобильных комплектов и запчастей, химических удобрений, бытовой электроники и одежды.
На самом деле Турция стала вводить ограничения ещё раньше.
В частности, после 7 октября Турция начала сокращать экспорт в Израиль. Аналогичным образом был сокращен импорт из Израиля. В период октябрь-декабрь 2023 года экспорт Турции в Израиль снизился на 34 процента по сравнению с аналогичным периодом 2022 года; по сравнению с тем же годом и месяцами наш импорт сократился на 58 процентов.
Сейчас в турецком парламенте раздаются голоса за прекращение транзита иностранных товаров ( в частности нефти и газа) через турецкую территорию в Израиль.
На данный момент в турецком парламенте обсуждаются меры по прекращению транзита углеводородов в Израиль, говоря о том, что вышеописанные санкции несколько запоздали и их нужно было вводить сразу после агрессии против Газы и Палестины. Только более жёсткие меры и международная изоляция позволят международному сообществу остановить агрессора и заставить его признать независимое государство Палестина.