В наши дни школьникам (и не только им) всё сложнее воспринимать книги, тем более, не по собственному желанию, а из необходимости подготовки к уроку. Вот почему многие учителя прибегают к хитрости: предлагают ученикам изучать объёмные произведения по экранизациям. Но работает ли это? Попробуем разобраться.
Казалось бы, что такого? Просмотр фильма занимает гораздо меньше времени и в общих чертах передаёт сюжетную канву. Что ж, у этой медали есть и обратная сторона.
Книги и фильмы - совершенно разные произведения
Первая и, казалось бы, самая очевидная причина: книги и фильмы по ним могут вообще не иметь ничего общего, кроме названия. Начиная сюжетом, заканчивая основным посылом - всё это у фильма и книги может различаться.
Простой пример - советская версия "Карлсона". Мультфильм запомнился зрителям за яркий образ "мужчины в полном рассвете сил", который, несмотря на детскую шаловливость, имел мягкий, добрый характер.
Что же мы видим в оригинале Астрид Лингрен? Хама и обманщика, курящего трубку. В честь Карлсона даже назвали синдром, выражающийся в наличии у ребёнка воображаемого друга.
Кроме того, у книг и кино совсем разные задачи, язык повествования, способы вовлечения. Если автор книги опирается на воображение читателя, то режиссёр напрямую изображает происходящие события. Что уж говорить, если одна страница киносценария равняется всего лишь 1 минуте экранного времени.
В фильмах намеренно упускаются многие детали книг, иначе зрителям пришлось бы сидеть у экранов по 8-12 часов.
Для большей наглядности рекомендую ознакомиться с роликом с канала Chuck Review, в котором сравниваются две экранизации знаменитого романа Стивена Кинга "Оно"
Контекст времени сильно изменился
Конечно же, нужно также понимать, что со времён написания книг из школьной программы прошли много лет. Сейчас мы живём совсем в другом мире, многие элементы книг вековой давности могут быть непонятны читателю. И здесь помощником должен выступить учитель, ведь именно от него зависит усвоение школьной программы.
Если же ученик пытается изучить роман по его экранизации, преградой к понимаю исходного произведения может стать личное мнение режиссёра, касаемо романа (это вообще тема для отдельного разговора).
Как пример, можем взять телесериал "Шерлок" компании BBC.
Хотя в основе большей части серий и лежат оригинальные рассказы о Шерлоке Холмсе, основной целью авторов всё же было полное обновление истории. Шоураннеры перенесли действие в 21 век, осовременили сюжетные ходы, которые в наше время могли бы показаться клишированными, устаревшими, глупыми.
Но самые заметные изменения коснулись, конечно, персонажей. Так, например, образ Шерлока в сериале стал более провокационным (интересно, что книжный Холмс также был ходячей провокацией, кинематограф только усилил эффект). Холмс — высокоактивный социопат с манией величия, одержимый демонстрацией своих умственных способностей. Он импульсивен, пассивно-агрессивен и надменен. Раскрытие сложных дел для него — способ самоутвердиться.
Просмотр фильмов снижает когнитивные способности
Да-да, не удивляйтесь. Американские учёные опубликовали исследование, согласно которому долгое время, проведённое перед экраном, совмещённое с низкой физической активностью (распространённое явление современности), активно приводит к уменьшению количества серого вещества. А в юном возрасте, когда мозг ещё только развивается, это ещё опаснее.
Мнения учителей
Что же думают по этому поводу профессионалы своего дела, учителя? Уместно ли использование киноэкранизаций на уроках литературы?
Так, Татьяна Рыжкова считает, что педагоги должны придерживаться ряда методических условий для успешного использования экранизации на уроке: необходимо предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности;
Процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов:
1) подготовка учеников к восприятию кинофильма;
2) обмен впечатлениями о кинофильме после его просмотра;
3) создание проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к литературному источнику;
4) сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста на уровне либо эпизода, либо целого;
В процессе изучения произведения литературы читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в конечном итоге преобладать над зрительской деятельностью, считает Рыжкова.