Смерть искусства

Тема в общем-то банальная. Но вот как-то сошлось. И актеры жалуются, что в театре черт знает, что и кто, писатели – что их не читают, кинозрители – что новые фильмы все хуже и хуже, художники вообще замолчали. Можно спорить часами, писать тома рассуждений, но мы - коротко, как обычно.

Что такое искусство по сути? Это когда специально и хорошо обученные одному ремеслу люди создают продукцию выше среднего уровня качества специально для продажи или показа. Иногда такая продукция признается выдающейся или даже гениальной, а ее авторы - гениями.

Вроде мы любим искусство, мы хотим искусства, мы грустим по искусству, но факт остается фактом – оно умерло и, будучи порождением сначала буржуазного быта, а позже – борьбы с буржуазностью, больше не имеет ни просвещенного заказчика, ни подготовленного потребителя.

Сами так называемые «творцы», «художники» – это лодки без парусов, птицы без внутренней системы навигации, рыбы в чуждой среде. Они ведомы исключительно общественным мнением, к которому всеми силами приспосабливаются всю жизнь. И если всего этого нет, творческий огонь гаснет, а попытка воспламенится от других источников настоящей искры высечь не может.

А что у нас с общественным мнением?

Как-то в середине 90-х у нас с женой в процессе обсуждения какого-то режиссера родилась мысль – в обществе, где драматизм повседневности рождает в человеке глубочайшие реальные переживания, несравнимые с чувствами, рожденными произведениями искусства, лицедейство политиков и бизнесменов вызывают массовые нервные расстройства и инфаркты, где правда оказывается страшнее любого вымысла, этот самый вымысел в форме искусства оказывается глупостью и бессмыслицей. Он мало кого способен взволновать. Да и какие еще нам нужны ко всему этому волнения! Соответственно, общественного запроса на произведения искусства в новом счастливом буржуинском обществе не может остаться по определению.

Но это не все. Мой приятель пишет неплохие рассказы, назовем это так. Читает его 5-10 человек. Он жалуется и хочет, чтобы читали больше. Но это иллюзии.

Дело в том, что кроме общественного запроса на произведения искусства должен иметься их массовый потребитель. А его главное свойство – умение отличать хорошее от плохого, красивое от уродливого, высокое от низкого, сильную мысль от слабой, оригинальное от банального, сделанное со вкусом от безвкусицы, один стиль от другого.

Как Вы помните, «кровавому тирану Сталину» зачем-то понадобился народ, способный не только отличить хорошее от плохого, но и думающий, чувствующий, как гениальные поэты и писатели, режиссеры и художники. Народ, устремленный к самым вершинам человеческого духа. Ленин требовал: искусство принадлежит народу и должно быть понято им. И Сталин такой понимающий народ создал. А уже по запросу этого народа возникло выдающееся советское искусство.

Этого народа больше нет. Но есть российское ТВ, умственный, культурный и нравственный диапазон которого столь низок, что детей страшно подпускать. Есть российское образование, уже породившее целое поколение людей без критериев, без навыков анализа хоть чего-то в жизни, где уж искусства! Есть социальные сети и интернет, уравнявший мысль, высказанную в коротком посте безграмотным недорослем, даже собственных слов не способных понять, с мыслью хорошего специалиста или просто оригинально мыслящего человека, человека опытного и разумного с человеком «зеленым» и «безбашенным». Читатели аплодируют самопальным, плохо рифмованным, не имеющим поэтического размера виршам с несколькими пошленькими фразами куда сильнее и активней, чем хорошим строфам хорошего поэта. Искренне аплодируют. Называя это стихами, а автора поэтом.

Если у массового потребителя нет навыка различения предметов искусства, то невозможны и сами его предметы.

Что же из этого следует?

А два возможных исхода – либо человечество вот-вот погибнет, и сие этой гибели предвестник, либо в новой жизни новому человечеству искусство не понадобится вовсе. Его заменит обычное народное творчество, которое было всегда и было доступно всем. Всем! Никаких академий, учащих рисовать, играть, ставить, снимать, писать и пр. И реализуется мечта киношного театрального режиссера – «народные театры вытеснят наконец-то профессиональные».

Творчество – это не про деньги, а про самореализацию. А там, глядишь, и подлинные художники, талантливые от природы, себя проявят. Но без снобизма и самолюбования.