Найти тему

Накатка на миниатюрном настольном токарном станке Proxxon PD250.

Давно хотел обзавестись мелкими накатками для настольного токарного станка. Они не так часто нужны, но бывают случаи, когда надо сделать мелкий винт с мелкой накаткой, а возможности нет. Раньше мне было не найти подходящий ролик в продаже. Сейчас с развитием различных маркетплейсов и сетевых магазинов всё стало гораздо проще.

Сейчас, параллельно работам с моделью, я взялся за изготовление клентевалки. Понадобилось выточить небольшие бронзовые винты с накаткой. Это и послужило толчком для очередного поиска подходящих накаток для миниатюрного токарного станка.

Критерии поиска простые - мне нужны самые маленькие колёса с самым мелким шагом. Чтобы можно было прокатать профиль на мелком станке без значительной нагрузки на ходовые гайки суппортов.

На всехинструментах я нашёл самые мелкие ролики с размерами 15 х 4 х 4 мм. Прямые, косые с шагом от 0,4 мм, а также сетчатые с углублённой ячейкой и с выпуклой.

Заказал на пробу колесо с сетчатым профилем 30 градусов, углублённые ячейки, шаг 0,6 мм. Такой профиль имеет аббревиатуру GV. Стоимость у колёсика диаметром 15 мм из Р6М5 тысяча с лишним.

Интересно было попробовать накатку сетчатого профиля одним роликом. До этого я делал такую накатку двумя роликами с косым разнонаправленным профилем на большом станке ИЖ 1И611П.

Получил накатку и сразу сделал державку сечением 10 х 10 мм из старого резца 12 х 12 мм. Просверлил осевое отверстие на 4 мм, затем отфрезеровал паз под колесо.

Державка с колесов накатки.
Державка с колесов накатки.

Державку зачернил в масле.

Ось сделал из хвостовика сломанного двухстороннего сверла 4 мм, которое обычно используют для сверления листового материала под заклёпки. Ось забилась плотно, никакой фиксации дополнительной я не стал делать.

Державка, колесо накатки и ось.
Державка, колесо накатки и ось.

Пробную накатку я решил сделать на бронзовой заготовке большого диаметра с небольшим пояском. Ширина пояса составляла примерно половину от ширины колеса накатки. Процесс накатки прошёл на пониженных оборотах (100 об/мин) в приемлемом режиме. Т.е. станок не перенапрягался, чрезмерного давления на суппорт я не оказывал.

После большого диаметра попробовал на диаметре около 8 мм. Также половину рабочей части колеса прокатал и решил провести его вдоль оси вращения в сторону патрона. По привычке с двухроликовой накаткой. Но, как оказалось, методом протяжки одноколёсная сетчатая накатка не работает. Рисунок сбился и замялся.

Попробовал произвести накатку на всю ширину колеса - 4 мм. Ожидаемо, крохотному станку такую ширину взять уже тяжело. Поэтому я решил остановится на ширине прокатки в 2 - 2,5 мм и сузить рабочую часть колеса шлифованием.

Зажал колесо накатки и бормашинкой установленной в резцедержатель токарника выполнил шлифование.

Накатка на винтах.
Накатка на винтах.

Накатка получилась 2,5 мм шириной, Её можно использовать на мелких винтах как одним поясом, так и двумя с проточкой между поясами.

Винт м4 с двумя поясами накатки.
Винт м4 с двумя поясами накатки.

Операция накатки довольно сильно снижает ресурс станка. Основная нагрузка приходится на винт и гайку поперечной подачи. Они справляются со своей задачей. А вот механизм крепления поворотного суппорта, на который устанавливается резцедержатель, необходимо доработать. Дело в том, что поворотный суппорт фиксирует один винт М6 по оси вращения. И при оказании на него усилия он просто поворачивается. Если в обычных токарных операциях этого не происходит, то при выполнении накатки суппорт начинает поворачивать.

Я решил добавить винт между суппортами, чтобы исключить проворачивание и зафиксировать поворотный суппорт относительно поперечного под 90 градусов.

Выставил угол, зафиксировал осевым винтом суппорта и просверлил сквозное отверстие диаметром 2,5 мм и нарезал резьбу М3.

Верхний, поворотный суппорт - легкосплавный. Нижний, поперечный - стальной. После установки дополнительного винта проворачивания прекратились.

Заказал еще два колеса с такими же размерами. Одно с сетчатым профилем, но выпуклыми ячейками (GE), втрое колесо с прямым рифлением шагом 0,6 мм.

Державку для них планирую использовать ту же, ось выколоткой выбивается, ставится другое колесо и ось забивается.

Накатки
Накатки

Также сошлифовал с них половину рабочей части и обкатал на той же пробной заготовке большого диаметра, чтобы наглядно была видна разница в профиле.

Прямая накатка оказалась бракованная - у неё нарушена соосность посадочного отверстия и наружного диаметра накатки. Да и шаг крупноват, заказал еще прямую с шагом 0,4 мм. Соосность теперь буду проверять при получении.

После шлифования накаток промыл патрон и суппорта в бензине.

-10

В будущем хочу изготовить сжимающуюся накатку с двумя роликами, чтобы снять нагрузку с суппортов. Имеющиеся в продаже слишком велики для настольного токарника. Я сделаю под такие же колёса 15 х 4 х 4 мм. Но с её помощью можно будет накатывать только сетку с выпуклой ячейкой ( первый прокатанный профиль на пробнике ). Мне же больше всего понравилась сетка с вдавленными ячейками (GE).

Профиль сверху вниз: GV 30 0,6 / GE 30 0,6 / AA 0,6
Профиль сверху вниз: GV 30 0,6 / GE 30 0,6 / AA 0,6

В заключение хотелось бы отметить, что диаметр заготовки должен соответствовать выбранной накатке - её шагу. Диаметр вычисляется по формуле: D = (N * P) / π. Где D - диаметр заготовки, N - количество зубьев, а P - шаг. Чем меньше диаметр заготовки, тем точнее должен он должен быть подготовлен к накатке, чтобы не сбивался шаг.

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Подпишитесь 🔔 на канал, чтобы не пропустить новый выпуск.

Спасибо за внимание и до встречи на канале!