Найти тему
29,4K подписчиков

ЗАКОН ХИКА - ХАЙМАНА

108 прочитали

Или просто ЗАКОН ХИКА.

По воспоминаниям наших старших товарищей, раньше всё было просто: заходишь в продуктовый магазин и наперёд знаешь, что выбор у тебя будет невеликий: есть просто сыр, просто подсолнечное масло, просто хлеб, просто сахар и пр. И не надо, как сейчас, долго бродить между прилавков, ломая голову, какую же колбасу взять из 56 сортов или что какой майонез купить из 24 разных видов.

Или просто ЗАКОН ХИКА.

Всё это, конечно же, шутка, потому что и в былые времена был выбор, просто не такой, как сейчас (и как "у них"). Но проблема, на самом деле, затронута очень важная, и касается она того, что сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни - проблема выбора.

Оказывается, к её решению можно подойти с точки зрения не только экономики, но также математики и психологии, как сделали это британский психолог Уильям Хик и его американский коллега и Рэй Хайман.

Они провели ряд экспериментов и выяснили, что время, необходимое человеку для принятия решения в результате возможного выбора, при увеличении вариантов увеличивается логарифмически. Грубо говоря, если перед нами всего один сорт водки и мы решаем, купить её или не купить за 1 час, то в случае, когда количество сортов удвоится, мы потратим время не 2 часа, а меньше. Чисто конкретно, логарифмически.

Таким образом выведенный учёными ЗАКОН ХИКА - ХАЙМАНА оценивает когнитивно-информационный потенциал в экспериментах с реакцией выбора.

Или просто ЗАКОН ХИКА.-2

Применение этот закон получил не только в области мерчендайзинга, но и, как ни странно, в дизайнерском деле. Потому что когда программисты разрабатывают интерфейс той или иной компьютерной системы, они всегда помнят: увеличение количества кнопок заставляет пользователя дольше думать над тем, какую из них надо нажать, однако время это можно также выразить логарифмической кривой.

А ещё можно сделать и такой вывод: если вы точно знаете, сколько платьев у вашей супруги, есть вероятность предсказать, через какое время она, наконец, выберет то, что хочет, перед вашим совместным походом в театр.

Или просто ЗАКОН ХИКА.-3

Уильям Эдмунд Хик (1 августа 1912 – 20 декабря 1974) - британский психолог, специалист в области экспериментальной психологии и эргономики.

Получил медицинское образование в Университете Дарема, Англия. В 1941 году присоединился к Медицинскому корпусу Королевской армии, а после увольнения в 1944 году работал в Отделе прикладной психологии в Кембриджской психологической лаборатории.

Был одним из основателей Группы экспериментальной психологии, которая затем превратилась в Общество экспериментальной психологии. Также основал Общество эргономики.

Или просто ЗАКОН ХИКА.-4

Рэй Хайман (родился 23 июня 1928) - американский психолог, почётный профессор психологии Университета штата Орегон.

Родился в Челси, штат Массачусетс. Учился в Бостонском университете, демонстрируя свои способности фокусника и менталиста. Увлекался хиромантией, однако потом понял, что всё это лажа, и стал убеждённым скептиком. Мало того, вместо диплома журналиста выбрал совсем другую карьеру и получил докторскую степень по психологии в Университете Джона Хопкинса.

Хайман преподавал в Гарварде, получил ещё одну докторскую степень в Университете Саймона Фрейзера, работал на кафедре психических исследований в Стэнфордском университете штата Орегон.

Был одним из основателей Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях. Разработал руководство по стилю и этикету в помощь писателям-скептикам и критикам ("Правильная критика Хаймана"). Там есть такие рекомендации:

1. Будьте готовы: подготовьте ответы на часто задаваемые вопросы о скептицизме

2. Проясните свои цели: оцените свои собственные намерения и определите предполагаемую аудиторию. Хайман предостерегает от критики, мотивированной плохими намерениями, например, нападками на истца, а не на претензию.

3. Сделайте свое домашнее задание: проведите исследование, чтобы понять аргументы истца

4. Не выходите за рамки своего уровня компетентности: признайте то, чего вы не знаете, и при необходимости проконсультируйтесь с экспертами

5. Позвольте фактам говорить самим за себя: если вы тщательно подготовились, позвольте аудитории прийти к выводу самостоятельно

6. Будьте точны: используйте точные формулировки, будьте максимально точны. Часто двусмысленные или нечеткие слова или понятия выявляют двусмысленное или нечеткое мышление и запутанность.

7. Используйте принцип благотворительности: предоставьте истцу презумпцию невиновности. Формулируйте ответы на наиболее убедительную интерпретацию аргументов истца.

8. Избегайте громких слов и сенсационности: вместо этого выбирайте долгосрочное доверие.

Его приглашали для консультаций в Министерство обороны США, для тщательного изучения экстрасенсорных способностей, биолокации, паранормальных явлений и прочих непонятностей.

Будучи известным скептиком, Хайман говорил: "К сожалению, средства массовой информации сделали так, что у нас стало намного больше верующих. В классах становится меньше учителей естественных наук, крупные газеты увольняют своих научных сотрудников, 24-часовые новостные каналы пытаются заполнить все это время и конкурировать с Foxx News. Дела идут неважно".

...Кажется, у нас происходит то же самое.

P.S. Из ЗАКОНА ХИКА - ХАЙМАНА можно сделать следующие выводы:

  • Используйте модели, чтобы сократить выбор и ускорить реакцию. В простейшем случае выбор может основываться на динамике цен. Более сложным выбором модели было бы использование только ограниченного числа исходных данных фундаментальной информации. Модель сократит время обработки любого решения.
  • Следуйте правилам. Это вариация идеи модели, которая увеличит время реакции независимо от используемой информации.
  • Классифицируйте схожую информацию, чтобы сократить количество вариантов. Например, оценочные показатели могут быть объединены для принятия единого решения.