Найти тему

Карибы под парусом без опыта - 1380 морских миль! «Куба-США-Багамы-Теркс и Кайкос-Доминикана»

584 прочитали

Свой первый "опыт" под парусом я получил в 2017 году, на 2-х недельных курсах IYT Bareboat Skipper. Самостоятельного же опыта не имел и яхты в чартер не брал, но желание было и вот, 02 января 2024 года, один хороший капитан пригласил меня помощником на перегон парусной яхты с Острова Свободы Кубы в Доминикану. Капитан осознавал мой багаж знаний и отсутствие нормального опыта, но говорит этого было достаточно на тот момент. Меня же напрягало только одно – на сколько мой организм перенесет качку, хотя правильно сказать, на сколько быстро адаптируется и не стану ли я балластом для капитана в этом увлекательном путешествии, которое растянулось почти на два месяца.

Ну теперь детально…

На Кубе мы приняли к перегону 37 футовую яхту верфи Gulfstar, 1978 года выпуска, но в очень хорошем состоянии, так как все это время яхта находилась в одних руках и ходила от марины к марине в водах США. Яхта старая, мореходная, но на тот момент мы еще не осознавали на сколько😊 На яхте 4 полноценных спальных места, два в носовой каюте и два в кают-компании. Для нас, команды из 2-х человек это более, чем достаточно. Двигатель 50-сильный старенький дизель Perkins. Хозяин лодки подготовил нам набор фильтров, несколько импеллеров, запас масла, все, что запросил накануне капитан. Из недостатков, которые напрягали, это всего две АКБ, только рабочий палубный душ и не было второго рифа на гроте. На первом переходе еще и выяснили, что не работают навигационные огни на топе мачте, но на носу всех Gulfstar дублируются красный и зеленый огни, только этого было недостаточно, так как при большой волне их просто не видно. Это и послужило поводом сделать первую вынужденную остановку во Флориде. Ну об этом позже…

Осадка яхты всего 1,45 метра, что неплохо для такого размера. AIS нет, радара нет, но стоит неплохой автопилот (спасибо этому незаменимому помощнику, без него было бы куда сложнее). Стаксель на закрутке, грот обычный, причем я впервые работал с таким, так как учился на Bavaria, а там грот закручивается в мачту (спорное решение, но не мне судить). Вообще осмотр показал неплохое состояние рангоута и такелажа, хотя в одном месте нашли небольшую протечку в районе брандерщита.

Не буду вникать в подготовительные мероприятия, расскажу лишь о питании, что нам подготовил хозяин лодки😊 На борту было несколько банок хорошей ветчины CPAM, очень много куриного бульона в банках (без мяса, только бульон), довольно большое количество отличной консервированной куриной грудки, которая в общем и составила наш рацион. Еще докупили зеленый горошек, кукурузу, дошираков, сладостей и конечно овощи и фрукты. Вот тут стоит отдать должное овощам и фруктам Кубы. То, что дешево, это понятно, но то, что томаты и ананасы хранились почти две недели, вот это порадовало нас. Надо было больше брать😊 Были еще рыбные консервы, два вида, что-то еще…но это лишь разбавляло наш рацион. Конечно не обходилось без рыбалки.

Главным сокровищем на нашей яхте был комплект интернета Starlink (особая благодарность владельцу яхты). Вы представляете насколько прогресс шагнул вперед, благодаря Илону Ивановичу Маску! Буквально 5-10 лет назад владельцы яхт платили большие деньги за спутниковый интернет, чтобы пару раз в неделю скачать какие-то жалкие кбт пакетов прогноза погоды, а сейчас можно спокойно смотреть фильмы и особо не ограничивать себя (если есть деньги на счёте).

Комплект Starlink питался от двух зарядных станций ECOFLOW (стоимость этих батарей почти 2000 долларов). Также был 2,8квт бензиновый генератор, который мы использовали для заряда этих станций. На борту было всего две солнечные панели по 100W, но с отличным КПД и они спокойно заряжали наши основные АКБ (в США мы докупили еще одну). Порой приходилось закрывать панели, так начинался перезаряд.

6 января мы заправили все танки и канистры дизелем, водой и вышли в свой первый переход в направлении Багамских островов, но по пути было принято решение зайти в воды США (Флорида кис) для покупки АКБ, фонаря на мачту, а также у нас не работал ветроуказатель, хотя на мачту установили новый (по словам хозяина лодки), сам же монитор оставался старенький. В США простояли три дня, поднимали меня на мачту, проверил ветроуказатель, все работало. Выяснили, что монитор приказал долго жить. Вскрытие показало несколько расплавленных дорожек, попытались сдать в ремонт, но клиента оживить не удалось. Ждать новый не решились и весь путь мне приходилось задирать головушку наверх, чтобы следить за ветром. В США докупили еще 20 футов якорной цепи.

подъем на мачту и ремонт ветроуказателя
подъем на мачту и ремонт ветроуказателя

С США мы взяли курс на Нью-Провиденс, главный остров Багам, на котором расположена знаменитая столица пиратов – Нассау. Вот тут-то нам удалось оценить мореходные качества нашей лодочки. По Navionics зафиксирована максимальная скорость в 10,1 узел, что просто невероятно. Да, это не 100% точность, но все равно, капитан, который сам владеет хорошей мореходной яхтой Endeavour был в полном восторге, а уж как я прыгал от счастья, что не пришлось метать харчи за борт😊 Капитан сразу сказал – морской болезнью страдают почти все, потому вот «Драмина», кушай хлопчик, не стесняйся. Расписал мне курс на первые 2-3 дня, но Драминка мне понадобилась только на выходе, через часов 8-12 организм уже мог воспринимать качку даже в кают-компании, но желательно за эти первые 12 часов отоспаться, а после приема Драмины для меня это совсем не проблема, рубит как топором, аж ноги подкашивались как спать хотелось😊

в море просто невероятные закаты
в море просто невероятные закаты

За 1,5 суточный переход нон-стоп, мы прошли 220 морских миль. Заходя с открытого океана на банку Багам, поймали 4,5 кг махи-махи. Вкуснятина, а не рыбка! Зашли на якорную стоянку ночью, все шло прекрасно, я был на носу с фонарем, готовился отдавать якорь (электрической лебедки у нас нет), тут капитан кричит «п##да импеллеру, температура двигателя растет!». Мы чудом успели бросить якорь, но проверять на сколько он зацепился уже не смогли. Ночь была напряженная, но ветра не было, а дно в бухте хорошее и соседние яхты стояли далеко от нас. Это был мой первый опыт замены импеллера. Все оказалось довольно просто, если не учитывать геморрой с откручиванием окислившихся болтов и работы в узком моторном отсеке. Кстати, чем чаще там приходилось бывать, тем все больше и больше места там казалось. Либо мы похудели за переход, либо тело стало гибким, работая в таких ограничениях😊

Отдохнув сутки, или двое, мы вышли на свою следующую точку, остров Лонг Айленд (не путать с США). На этом острое нас ждала закрытая якорная стоянка, где мы планировали провести дня 4, так как по прогнозу заходил очень сильный Восточный ветер.

Этот переход нам преподнес еще один неприятный сюрприз. Стоит сказать, что перегон яхты вдвоем, это довольно утомительное занятие. Вахты делим между собой, днем по 3 часа, ночью по 2 часа. Днем особых проблем нет, но вот утренние вахты, после 3-4 часов утра, это действительно мука. Так вот, идем мы ночью под двигателем. Был полнейший штиль, паруса убраны. Передаю вахту капитану, ложусь спать. Будит меня кэп со словами, Макс, слушай как работает двигатель. Слушаем…секунд 5 двигатель работает ровно, потом обороты резко падают, идет провал и потом снова рост. Ночь была без луны, тьма кромешная и определить скорость визуально нереально, но по навиониксу мы видим, что еле ползем, хотя обороты высокие даем. Понимаем, что хрень либо с топливной системой, либо коробкой передач. Я кинулся проверять фильтра, а кэп полез смотреть КПП. Яхта в тишине крутиться на 360 градусов. Вдалеке вижу лайнер, через секунды он уже с другой стороны. Ночью вообще в море ощущения расстояния до объектов определить непросто и расхождение с судами для меня, как и было, так и осталось делом нервным…хотя в последний бросок, уже в Доминикане, я потрепал нервы сухогрузу. Определил, что идем пересекающимися курсами, вижу его правый борт, но не спешу, думаю подойдем ближе, приведусь чуть к ветру, чтобы пройти по корме, а в это время видимо, с мостика сухогруза пытались нам по рации объяснить на сколько мы не правы, используя местные идиоматические выражения. Рация у нас тоже отключена, бережем батареи и нервы. В результате смотрю, сухогруз совершает непонятный маневр, огни пропадают, и я уже вижу красный огонь. Думаю, с ума схожу, или может слепой и спутал ранее красный огонь. А оказалось, сухогруз не дождался нашего маневра и сам отвернул так, что разошлись с ним левым бортом, хотя рано, рано подняли они панику…я спокойно попивал маунтин блю и понимал сколько мата сейчас летит в мой адрес😊

Так вот, возвращаемся к нашим баранами, то есть проблеме. Топливный фильтр, сепаратор чистый, а вот капитан вылазит с круглыми глазами и сухим щупом КПП. В темноте доливаем 1,5 л трансмиссионного масла, материм себя, что не проверили ранее, заводим и идем дальше. Пол ночи вылетело в трубу без сна, зато адреналина выше крыши.

На стоянку пришли одни из первых, заранее и заняли отличное место, максимально близко к берегу. Цвет воды изумлял, на Багамах он какой-то невероятный. В результате на этой стоянке мы простояли 10 ночей. Это был и отпуск и просто мука. Я сходил с ума от безделья, мы периодически ездили на берег, чтобы купить свежих продуктов, а в результате стали обжираться чизкейками и запивать все это пивом😊 Багамы прекрасны, тут спорить нет смысла, но у Доминиканы есть ряд преимуществ. Во-первых, у нас лучше природа. Там уж очень бедная растительность. Во-вторых, акул там как снега зимой в Сибири. Боже, прямо на стоянке в динги док, сажусь с пакетом продуктов, а под лодкой проплывает2-х метровая акула-нянька. Я понимаю, что она вряд ли стала бы меня кушать, они редко нападают на людей, но уверяю, купаться стало некомфортно.

до встречи с акулами:-)
до встречи с акулами:-)

Хотя кого я обманываю, окунался с яхты держась за лестницу…больше на Багамах я не плавал😊

Как только ветер стал стихать, я насел на капитана, уговаривая его выходить. Он человек опытный, говорит мне – рано! Только уже было в тягость, душа просила море. В результате вышли мы на сутки раньше, чем хотел кэп. Попали в такую болтанку, волны, казалось, с 4-х сторон, хотя, возможно, так и было. После восточного ветра еще не успокоилось, ветер сменился, и волна пошла уже с другой стороны, идем вдоль острова, а там отбойная волна. Ушли в море, а там не лучше. На выходе с банки всегда болтанка, а тут еще такой ветер. Волны более 2-х метров и вот тут случилось то, что должно было случится в первый переход. Накатывает слабость, мышечная боль и вкусно приготовленный жирный ужин от кэпа вылетает на корм рыбам. Два таких захода и мой желудок пустой, а сознание очищается😊 Сразу стало легче, хотя ненамного. До вечера нас кидало как маркитанскую лодку. Было принято решение уйти в сторону от маршрута и переждать ночь на якорной стоянке. Пришлось в результате пройти 60 лишних миль.

Дальше наш маршрут был на Теркс и Кайкос. Неспеша шли по островам, заодно тестируя КПП, из которой масло улетало непонятно куда. Выяснилось, что на приводе умер сальник и когда КПП работает, по капле, но масло уходило. На Багамах купили запас втридорога и таким багажом пришли на Теркс и Кайкос.

Заходили ночью, в узкий фарватер для больших кораблей. Справа, слева глубины минимальные, но кэп решил идти максимально правее, чтобы не было опасных расхождений с судами. В результате в 5:30 утра нас догоняет береговая охрана, с криками «Докладайте Вы откуда и кудааа, идееет бедааа» (песня Капитана Врунгеля). Поворчали, что вызвать нас не могут, а мы пожаловались на севшие батареи в рации. В результате вежливо попросили нас быть на 16-м канале и в случае чего, вызывать, не стесняться😊 Хорошие ребята, это Вам не Доминикана! :-)

На Теркс и Кайкос стояли в марине South side Marine. Ценник конский на все. Дизтопливо самое дорогое за весь маршрут и самое плохое, пиво тоже не дешевое, зато взяли тушёные ребрышки и покушали горячего. Планировали отдых пару дней, но учитывая, что уже пошел второй месяц путешествия, приняли решение помахать ручкой и дернуть в сторону дома. Через 1,5 суток мы зашли в марину Луперон. Это наш порт на севере Доминиканы. Был там ранее на мотоцикле и мне очень не понравился городок, а вот погуляв после трипа, понял, все не так плохо и даже очень мило и уютно, а главное, прекрасная природа.

Через пару дней прилетел хозяин лодки, я откланялся и на автобусе умчал на юг, домой, а кэп с хозяином пытались починить КПП. Через неделю я вернулся, и мы уже погнали лодку вокруг острова, на Карибское побережье и это тоже было веселое приключение!

Тяжело описать все эмоции, которые получил за эти, почти два месяца. Не загрузить также всех фото и видео. Встречи с дельфинами, ночные дожди, рыбалка, порывы ветра, но главное я понял – это мое! Вспоминаю это приключение с большим восторгом, хотя работа эта не простоя…а это работа! Когда шли вокруг Доминиканы, на борту уже был хозяин лодки и он брал на себя всего одну ночную вахту, хотя не обязан. Так вот, даже его одна вахта очень сильно облегчала нам работу и ночи проходили гораздо легче. Команда из 3-х, а лучше 4-х человек, это идеально. Такой командой можно смело идти нон стоп сколько угодно!

Что сказать – спасибо за опыт в 1380 морских миль. Надеюсь, впереди будут еще и еще!