В предыдущей статье была составлена 20-ка самых недисциплинированных игроков чемпионатов СССР по футболу в период 1936 -91 годов. Большинство из этого списка -люди, хорошо известные старшему поколению болельщиков. А для тех, кто не очень знаком с ними - вот короткие характеристики на каждого. Маленькое досье, так сказать. Я не стану писать подробно, кто за кого играл на протяжении всей карьеры - кому интересны такие вопросы без труда найдет их в любых Википедиях и прочих ресурсах. Здесь будут упомянуты только команды Высшей лиги. Постараюсь, по мере возможности, просто описать кто что из себя представлял. Пойдем по списку снизу вверх.
20. Лозинский Владимир (06.01.1955 - 17.07.2020) - в Чемпионатах СССР 287 игр/10 мячей = 15 предупреждений за 10 сезонов. (12 - за "Динамо" Киев и 3 - за "Металлист"). Наибольшее количество за сезон - по 3 - в 1982, 83 и 86 годах.
Владимир Лозинский, хоть и родился в брянской глубинке (село Сопычи, Стародубского р-на Брянской обл.), считал себя коренным киевлянином, по крайней мере, футбольным. Начал он играть в 10 лет в школе киевского "Динамо", куда привел его старший брат. В начале 70-х спортшкола "Динамо" не баловала первую команду талантами, поэтому тренеры делали ставку на игроков, рекрутированных со всей Украины. Из тех, что пришли с Лозинским в 1965 году в спортшколу, до дублирующего состава дошли только четверо, а до основного - он один. Попал он в него, надо сказать, не без усилий - после трех лет в дубле за спинами непобедимой команды 74-76 годов Владимир отслужил положенную армейскую повинность и написал заявление об уходе. Его долго уговаривали, а он то уезжал в Донецк, то возвращался... В результате первым матчем за основной состав стал ...поединок против итальянской "Фиорентины". Это был товарищеский матч городов - побратимов. Случилось это во многом "благодаря" конфликту тренеров и игроков, названному "головокружением от успехов".Тогда Лобановский был вынужден отказаться от своего друга Базилевича, а основу "Динамо" покинули Рудаков, Мунтян, Звягинцев, Матвиенко и Трошкин. Их места заняли Бессонов, Лозинский, Хапсалис и Бережной. Благодаря своим феноменальным физическим данным ("Человек с двумя сердцами" - как говорили про него одноклубники) Владимир закрывал свой правый фланг "от флажка до флажка", сильно бил с правой ноги по воротам, если предоставлялась такая возможность, был цепким, жестким и неуступчивым в единоборствах. Даже байка ходила про то, как на установках Лобановский говорил: "Володя, твоя задача - пробежать по правому флангу, навесить в штрафную и попасть в голову Хлусу". Время, когда он играл (а это почти 9 сезонов), не было самым лучшим в истории "Динамо", но Лозинский являлся постоянным игроком основы. Четырежды включался в список "33 лучших футболиста СССР", а это, согласитесь, немало. Оборвался киевский отрезок карьеры Лозинского довольно неожиданно - в 29 лет. В сезоне 1984 "Динамо" заняло 11-е место, после чего Лобановский решил сменить исполнителей. Место в основе заняли Рац и Яремчук, а Лозинский отправился в Харьков. В "Металлисте" Владимир был одним из лидеров, на высоком уровне провел два сезона (1985 и 86), но затем вернулся домой, в Киев, где поиграл за местный СКА во 2-й союзной лиге. В дальнейшем не отказывался поиграть и в других командах 6-й зоны, пока, по его собственным словам, "не набегался к 36 годам". Завершил игровую карьеру в 1990 году в Кременчуге, играя за местный "Кремень", где после и стал тренировать.
19. Морозов Геннадий (30.12.1962) - в Чемпионатах СССР 236 игр/4 мяча = 15 предупреждений за 11 сезонов (1980 - 1991) Из них 12 - за "Спартак" (Москва), 3 - за "Динамо"(Москва). Наибольшее кол-во за сезон = по 3 - в 1983, 85 и 89 г.
В 80-е годы считался одним из лучших мастеров персональной опеки. Не был грубым или чрезмерно жестким, но играть против него было сущим наказанием для всех нападающих Высшей лиги. Обладал приличной стартовой скоростью, от него было чрезвычайно сложно убежать. Интуиция помогала первым оказываться у мяча и прерывать острые передачи. Безукоризненно выполнял подкаты, мастерски отбирал мяч и, не будучи слишком высоким (1.77 см) обладал отменной прыгучестью и часто выигрывал дуэли у более рослых форвардов. Разумеется,, он не был ангелом, и соперникам от него доставалось, Но грубым игроком его не считали и травм он никому не наносил. В двух первых сезонах за "Спартак" Морозов не имел постоянного места на поле, чаще всего затыкая дыры в обороне то справа, то слева. Бесков не сразу разглядел в нем центрального защитника. Но главное, что разглядел. И начиная с 1983 года Морозов стал действовать в центре обороны. Он довольно долго ходил кандидатом в сборную - его дебют в ней состоялся в августе 1985 в товарищеском матче против Румынии в Москве. Малофеев остался доволен, и в осенних матчах, где решалась судьба путевки в Мексику, Морозов играл постоянно. Сменивший Малофеева незадолго до начала ЧМ -86 Лобановский убрал из состава сборной многих игроков, игравших при прежнем тренере, но Морозова это не коснулось, и в Мексику он поехал, хотя и не оправился до конца от травмы голеностопа. А после возвращения с ЧМ, 31 августа 1986 в Лужниках, в матче против "Днепра" (1:1) в первом тайме нападающий гостей Олег Таран ударом сзади нанес Геннадию очень серьезную травму (разрыв передних и боковых связок колена, мениска и капсулы), последствия которой, по сути, и вынудили Геннадия Морозова завершить карьеру в 27 лет - в 1990 году. Нет, он еще "отслужил армию" ("Спартак" не смог помочь тогда с "бронью"), два года честно отбегав за московское "Динамо", вернулся в родной "Спартак" и выиграл с ним Чемпионат СССР 1989 года. Но после чемпионского сезона была операция в Германии и вердикт врачей "Никакого футбола". Так в 27 лет он ушел из большого футбола, явно не доиграв до своего максимума.
18. Дикарев Валерий (10.09.1939 - январь 2001) - в Чемпионате СССР 237 игр/ 1 мяч = 15 предупреждений/ 1 удаление за 9 сезонов (1960 - 1968) Из них 1- за "Нефтяник" (Баку) и 14/1 уд. - за "Спартак" (Москва). Наибольшее кол-во за сезон = 4 /1 удаление в 1963 и 4 - в 1966 г
Центральный защитник Валерий Дикарев пришел в "Спартак" из бакинского "Нефтяника"в начале 1961 г., и сразу занял место в основном составе красно-белых , завоевавших в том сезоне бронзовые награды. А через год к ним добавились золотые. Геннадий Логофет так говорил о своем партнере: "Взрывной, в меру жесткий, ноги здоровые, головой играл прилично. Действовал в центре обороны сначала с Анатолием Масленкиным, потом - с Алексеем Корнеевым... Как и многие другие футболисты того времени собирал пластинки - в основном джаз. Ну, и погульбанить любил, не без этого..." А спартаковский врач Борис Болотов вспоминает так: "Как правило, на выезде я жил в одном номере с Н.П.Старостиным, и мы обменивались мнениями об игроках. Так вот, рассуждая о Дикареве, сходились на том, что парень способный, но ему надо бы добавить профессионального отношения к делу". Дикарева несколько раз вызывали в сборную, но там ему трудно было конкурировать с набравшим форму А.Шестерневым. Из "Спартака" Валерий в 1967 тоже ушел не по собственной инициативе. В октябре 1967 после неудачной игры в гостях против алма-атинского "Кайрата" (0:1) тогдашний старший тренер москвичей Н.П.Симонян отчислил из команды с формулировкой "для оздоровления коллектива" четверых: Дикарева, Корнеева, Юрия Семина и Валерия Рейнгольда. Еще год, 1968, он отыграл в Высшей лиге за московский "Локомотив", после чего закончил с большим футболом. После завершения карьеры игрока поработал тренером в благовещенском "Амуре", а после переквалифицировался в арбитра - судил (правда, недолго) матчи во 2-й лиге.
17. Сулаквелидзе Тенгиз (23.07.1956) - в Чемпионатах СССР 279 игр/ 20 мячей = 15 предупреждений / 2 удаления за 11 сезонов (1978 - 1988) Все в составе "Динамо" (Тбилиси). Наибольшее кол-во за сезон - по 3 в 1983 и 84 г.
"Один из сильнейших защитников в советском футболе 80-х. Обладал прекрасными физическими данными, самоотверженно действовал в единоборствах, хорошо играл головой, был очень эффективен при персональной опеке. Четыре раза включался в список "33 лучших футболистов СССР", в т.ч . в 1980, 1981 и 1984 под №1 на своей позиции" - так написано в различных энциклопедиях. И добавить особо тут нечего. Болельщики со стажем прекрасно помнят Тенгиза Григорьевича по играм за тбилисское "Динамо" и сборную СССР. Хотя пару штрихов к портрету добавить можно. До 14 лет параллельно с футболом он серьезно занимался академической греблей в родном Кутаиси. "Могу сказать, что гребля сделала меня выносливым.Моей футбольной карьере гребля капитально помогла." Второй штрих: на вопрос корреспондента "На кого из современных игроков Вы были похожи?" ответил: "Когда играл Гаттузо, в Грузии все говорили, что это мой прототип. Как-то в отборе Грузия с Италией играли, так многие говорили, что это я на поле, а не Гаттузо. Дженнаро такой же боец, как и я. Сравнение может, и уместно, только я не получал столько желтых и красных карточек, как он. И был все же немного техничнее."
За все время выступления в чемпионате страны Сулаквелидзе удаляли всего 2 раза: в матче 11.07.1981 "Арарат" - "Динамо" Тб на 39-й мин. при счете 1:1 получил желтую карточку "за систематические нарушения правил игры", после чего "аплодисментами выразил недовольство решением судьи"(арбитр М.Ступар) за что тут же получил вторую желтую карточку и был удален с поля. Второй раз был удален в своем последнем сезоне: 12.07.1988 в матче "Кайрат" - "Динамо" Тб при счете 0:0 на 44-й мин было обоюдное удаление Б.Джуманова ("Кайрат") - "за грубый прыжок с целью нанесения травмы" и Т.Сулаквелидзе ("Динамо") - "за грубый удар соперника рукой" - как капитан команды, он вступился за партнера, которого сбил Джуманов.
16. Кузнецов Борис Дмитриевич (14.07.1928 - 03.12.1999) - в Чемпионатах СССР 174 игры / 1 гол = 15 предупреждений / 5 удалений за 12 сезонов (1952 - 1961) из них 1 удаление в составе МВО (Калинин) в 1952, остальные 15 пред./4 удаления в составе "Динамо" (Москва). Наибольшее кол-во предупреждений за сезон - 6 / 1 удаление = в 1954 г. На данный момент рекордсмен Чемпионатов СССР по количеству удалений = 5.
Резкий, жесткий, физически сильный защитник. Обладал прекрасными физическими данными, прыгучестью, пластичностью, умелым выбором позиции, которым порой компенсировал недостаток скорости. Вместе с Константином.Крижевским и Владимиром Кесаревым составлял сильнейшую линию обороны в советском футболе 2-й половины 50-х годов (так называемая "линия трех К") - все трое играли на ЧМ-58 г. в Швеции, первом для сборной СССР. В матче с бразильцами Кузнецову выпало держать Гарринчу. И когда после возвращения на родину Бориса Дмитриевича журналисты спрашивали - ну, в двух словах, как Гарринча? - ответ был короток - "Ну что ты, ###, из под жопы рвет!" Это была фирменная кузнецовская манера рассказывать - он любил сочные, иногда на грани литературного, выражения, к которым привык, когда работал в сапожной мастерской в Западной трибуне стадиона "Динамо", откуда он в итоге и попал в большой футбол - так вспоминал партнер Кузнецова по команде Анатолий Коршунов. "Вообще у него судьба складывалась непросто. Вначале играл за клубные команды, которые выступали на первенство Москвы, Там его приметили и пригласили в команду мастеров. Всех поражал его бег - несмотря на то, что он был высокий и сухопарый, он бежал, как на пружинах. Он напоминал мне рысь, которая крадется, а потом резко атакует. Очень красивый бег, на таком широком шаге. Он сразу прописался в основном составе. Очень надежно играл. Пройти его было архи-трудно! А еще Борис обладал отличным ударом с обеих ног. Но его "коронкой" были удары и навесы слева по диагонали на правый край. Левой он работал, как клюшкой!" Л. И. Яшин говорил о Кузнецове: "На поле он был видной фигурой. Старые болельщики хорошо помнят его постоянные рейды вдоль левого края, которые заканчивались резкими ударами по воротам, и его филигранные подкаты, когда убежавший от Кузнецова соперник вдруг обнаруживал, что убежать-то он убежал, но... без мяча. Это был страстный, горячий человек, полностью отдававшийся игре. Иногда он переходил рамки дозволенного, и получал больше штрафных, чем кто-либо другой из его коллег. Но все эти нарушения шли не от злого умысла, а от искреннего желания принести команде как можно больше пользы, наглухо закрыть путь к ее воротам..." Борис Кузнецов семь раз включался в список "33 лучших футболистов СССР" (в т. ч. в 1957, 1958 и 1959 под № 1 на своей позиции)
Если рассматривать случаи удаления Б. Кузнецова, то возникает вопрос по самому первому - считать его или нет? Оно случилось 19.04.1953 в Куйбышеве, в матче "Крылья Советов" - МВО (Москва) 1:1. Матч был скандальным. Главный арбитр Тевельский (кстати, местный) удалил во 2-м тайме двух игроков МВО. Сначала Бузунова на 78-й мин. ("за умышленный удар ногой соперника, не владеющего мячом"), а на 90-й мин при счете 1:0 в пользу МВО назначил в их ворота пенальти и удалил Б.Кузнецова за нецензурную брань в свой адрес, вызванную его назначением. В итоге Ворошилов забил с 11-метрового, и хозяева ушли от поражения. а МВО подали по этому поводу протест, который был отклонен. А после игры 21.05.с харьковским "Локомотивом" команду МВО расформировали, и все результаты игр с ее участием аннулировали. В официальной статистике подобные моменты (игры и забитые мячи в аннулированных матчах) выносятся в отдельную графу и в общий подсчет не идут. Но все равно упоминаются (отдельно) в общей статистике игрока.
А вообще в том сезоне 1953 г. на счету Б.Кузнецова 1 предупреждение и 2 удаления. Второе случилось уже в футболке московского "Динамо", куда его перевели после расформирования МВО. В последнем матче сезона 10.09.1953 против московского "Торпедо" на 86-й мин. "за обоюдную грубость" были удалены Б.Кузнецов ("Динамо") и Н.Сенюков ("Торпедо").
Ну а я продолжу свои маленькие зарисовки в следующей статье.