Позавтракать в Санкт-Петербурге, пообедать во Владикавказе, а поужинать в Сочи — в таком распорядке дня для Полины Акельевой нет ничего необычного. Вот уже 2 года липчанка трудится бортпроводником.
Редкую для нашего региона профессию Полина выбрала ещё в детстве. Так поразило её первое путешествие на самолёте. Липчанка до сих пор вспоминает показавшееся необычным ощущение лёгкой невесомости при взлёте и восторг от видов за окном. Тогда и решила стать бортпроводником. И целенаправленно шла к своей мечте.
Пригласили через час
Задолго до окончания липецкого лицея № 66 Полина изучила все особенности будущей профессии и требования разных авиакомпаний к приёму на работу. Чтобы получить вакансию своей мечты, девушка не только усиленно штудировала иностранные языки. Весь 11-й класс проходила с «пучком» на голове — училась быстро и красиво убирать волосы, как это делают бортпроводницы. После школы поступила на факультет философии и психологии Воронежского государственного университета, чтобы научиться правильно взаимодействовать с людьми. А ради практического опыта общения даже трудоустроилась на время официанткой.
Усилия Полины не пропали даром. Уже через час после окончания собеседования ей пришло приглашение на работу.
— Присматривала авиакомпанию, базирующуюся в Санкт-Петербурге, этот город всегда меня привлекал, — рассказывает Полина. — Тогда я не была особо уверенной в себе, поэтому предпочла онлайн-собеседование. Боялась, что растеряюсь и сделаю что-то не так. Да и билеты до Питера и обратно стоят недёшево — было бы обидно, если бы прокаталась впустую. А дома рядом со мной на всех этапах собеседования находилась подруга, которая своим присутствием поддерживала меня.
Многим привычнее заморское слово «стюардесса», происходящее от английского stewardess. Но сами себя представители профессии называют бортпроводниками. Так записано в их трудовых книжках. К тому же в коллективе немало мужчин.
В отпуске скучаю по работе
Влиться в коллектив липчанке оказалось легко. Во-первых, она ещё до подачи документов знала всё об особенностях выбранной ею авиакомпании «Победа» — от требований к внешнему виду до ценностных ориентиров. Во-вторых, работе предшествовала подготовка в специальном учебном центре, и общительная Полина уже там подружилась с девушками, которые также только пришли в профессию. Кстати, когда напарницей ставят одну из близких приятельниц, липчанка считает это большой удачей и ждёт не дождётся, когда отправится в этот рейс. А в-третьих, одно из правил авиакомпании — «Мы все на «ты».
— Такой подход очень располагает, — говорит Полина. — Даже если первый раз видишь бортпроводника, тепло приветствуешь его, и он отвечает тем же. И так же легко продолжаешь общение с коллегой, которую не видела полгода. Уже от одной атмосферы в коллективе хочется улыбаться. Не знаю, как представители других профессий, но я даже в отпуске скучаю по работе.
Отпуск Полины длится 70 дней. За это время она успевает несколько раз побывать в Липецке у родителей, попутешествовать и хорошенько отдохнуть.
Помощь придёт!
— Иногда видим неуважительное отношение к нам, основанное на представлении о бортпроводниках как обслуживающем персонале, — говорит Полина. — Есть такой стереотип: стюардесса — человек с тележкой, что в самолёте развозит еду. На самом деле мы — залог комфортного и безопасного полёта в салоне. Кстати, в авиакомпании, в которой тружусь, нет услуг питания, что удешевляет стоимость билета. Но любой желающий может заранее заказать себе горячий обед, и его доставят к посадке.
В авиакомпании есть разные по продолжительности рейсы. Предпочитая длительные, Полина готова к разным ситуациям. Ведь замкнутое пространство по-разному влияет на людей. Тревога и беспокойство могут перерасти в раздражение, особенно у тех, кто летит впервые. Полина и её коллеги, замечая изменения в поведении клиентов (так в авиакомпании принято называть пассажиров), стараются успокоить их, переключить на другие темы. Иногда человеку достаточно услышать, что бортпроводник в воздухе уже десятый час (бывает, что летевший 6 часов самолёт тут же принимает пассажиров и отправляется обратно). При таком сравнении уже по-другому воспринимается время, проведённое пассажиром в пути.
Не единожды липчанка оказывала помощь людям, которым внезапно становилось дурно от духоты и замкнутого пространства. И здесь тоже важно проявить индивидуальный подход. Однажды в салоне женщина в хиджабе почувствовала себя плохо. Оказалось, по религиозной традиции в этот день ей нельзя было есть и пить. Поэтому привычный в таких случаях стакан воды помочь не мог. Расстегнуть тесно прилегающую одежду женщине тоже было нельзя. Бортпроводницы проводили даму в хвостовую часть самолёта, где предложили ей влажные салфетки и обеспечили дополнительную циркуляцию воздуха. Это помогло.
В другой раз полёт проходил в условиях сильной турбулентности и некоторое время всем порекомендовали держать ремни пристёгнутыми. Одна женщина не решилась подойти к бортпроводникам с просьбой о стакане воды и, видимо, не обратила внимания на кнопку вызова бортпроводника на панели. В итоге, не приняв вовремя таблетку, потеряла сознание. Бортпроводницы быстро пришли на помощь: привели её в чувство, дали нужное лекарство. И дополнительно наблюдали за ней до конца полёта. Всё завершилось благополучно.
— Ради этого и училась! — гордо заявляет Полина. — Когда кому-то получается помочь, понимаешь, что не зря выбрала профессию.
Липчан среди бортпроводников Полина пока не встречала. Зато по-соседски с удвоенной радостью приветствует немногочисленных коллег из Воронежа, Курска и Орла.
Визитная карточка
— Улыбка — наша визитная карточка, — продолжает рассказывать об особенностях профессии Полина. — От неё точно становится всем светлее. Старая детская песня обретает новое звучание. Когда испытываешь удовлетворение от работы, от возможности летать и путешествовать, хочется делиться своим ощущением с окружающими, подарить и им частицу радости. Естественная улыбка — первый шаг к установлению контакта.
Полина рассказывает о случае, запавшем в душу. Один пассажир вёл себя агрессивно, нецензурно ругался. Любой бы записал его в хулиганы, но бортпроводники, оценив ситуацию, решили с ним побеседовать.
— Мы не навешиваем ярлыков, ведь не знаем, что случилось с человеком до того, как он сел в самолёт, и видим лишь следствие произошедших событий, выраженное в таком поведении, — рассказывает Полина. — Улыбка, ровный спокойный тон — и человек тебе открывается, делится сокровенным и успокаивается. Покидал мужчина борт совсем в ином настроении и, оставив контакты, искренне приглашал в гости. Считаю это своей первой профессиональной победой.
Бывает, попадаются и «буйные», которые не хотят ничего слышать. Тогда бортпроводницы обращаются за помощью к пилотам. Те по громкой связи по фамилии, да ещё с указанием места в салоне просят пассажира угомониться. Голос «с неба» всегда действует на смутьянов отрезвляюще.
От Калининграда до Иркутска
— График работы очень удобный, — рассказывает Полина. — Понимаю, почему в нашей авиакомпании немало семейных людей: в большинстве случаев к вечеру ты будешь дома. Даже если у тебя несколько рейсов, к примеру, до Москвы и обратно.
Можно легко планировать свой день — успеть сходить хоть к стоматологу, хоть на маникюр, заняться саморазвитием. Полина, к примеру, находит время на изучение иностранных языков. В дополнение к английскому она выбрала популярный в мире испанский, а также корейский — у девушки азиатские корни. Онлайн-формат курсов позволяет проходить задания из любой точки мира.
Благодаря работе липчанка много где побывала — от Москвы и Новосибирска до городов Турции и ОАЭ. Но свой первый рейс помнит как сейчас: полуторачасовой полёт в Калининград подарил массу впечатлений от видов на город с высоты на фоне красивейшего заката.
Нравится бывать и в Сочи, хотя из-за гор условия полёта менее комфортные. Оттуда липчанка всегда привозит чурчхеллу. К слову, это ещё один из плюсов профессии: в свободные часы можно не только осмотреть достопримечательности, но и купить то, что сложно найти в Липецке или Санкт-Петербурге.
— Работа дарит множество открытий, — рассказывает Полина. — К примеру, я и не подозревала, что Владикавказ и Махачкала — такие красивые города с самобытной культурой, которую интересно изучать. И вряд ли бы когда-нибудь решилась бы купить билет до Иркутска, чтобы посмотреть на Байкал. Ведь зачастую в отпуске многие предпочитают южные города, отдых в которых дешевле. Работа не сводит на нет детскую мечту о путешествиях, напротив, открывает возможности посещать всё новые и новые места. Надеюсь, что она позволит посетить и Узбекистан — от коллег и пассажиров слышала немало интересного об уникальной культуре этой страны.
Полёт не страшен
Самый частый вопрос, который задают Полине, не боится ли она летать.
— Когда человек находится в самолёте в качестве клиента, его прежде всего пугает неизвестность, — говорит она. — Я же обладаю максимальной информацией о полёте и знаю «кухню» изнутри. Мне известно, как обучены сотрудники авиакомпании и как они будут действовать в случае непредвиденных ситуаций, поэтому я спокойна. Если подумать, в небе даже безопаснее. Такой простой пример: человек решил перекусить и серьёзно поперхнулся. Не факт, что дома кто-то окажется рядом, а в самолёте на помощь обязательно придёт бортпроводник.
Пугают людей и широко освещаемые в СМИ истории об авиакатастрофах. Но Полина уверена в профессионализме своих коллег.
— Мы не задумываемся о том, что на обычных дорогах риска гораздо больше, — говорит липчанка. — За пару лет дважды попадала в ДТП на автобусах по дороге на работу. Когда человек на борту боится, рассказываю об этом и прошу обратить внимание на частоту рейсов: в аэропорту постоянно приземляются и улетают самолёты, поток колоссальный. И добавляю, что летаю каждый день по несколько раз. Это многих успокаивает.
Услугами авиакомпании пользуются немало знаменитостей — от звёзд кино до блогеров. Полина сосредоточена на работе, поэтому не всегда знает, кто из известных личностей на борту. Тем более они сами стараются не привлекать к себе излишнего внимания, а бортпроводники не подают виду, даже если поняли, кто попал на их рейс. Ведь важно, чтобы в стрессовой для многих ситуации полёта каждому было комфортно.
Полине запомнилась ведущая авторского канала «Дорогу педагогам» Василиса Кедрова. Популярная тиктокерша сама обратилась к бортпроводникам с просьбой записать вместе небольшой видеоролик.
Но самая приятная встреча состоялась в рейсе до Иркутска. В числе пассажиров оказалась липецкая подруга, которая задолго до путешествия несколько раз консультировалась с Полиной, как вести себя в аэропорту и самолёте, ведь предстоял первый полёт в жизни. Обе были приятно удивлены, встретившись на борту.