Найти тему

Voisin C22 и С20

Источники – сайты Automobiles Voisin - http://www.automobiles-voisin.fr/e_index.html, Classic Car Catalogue - https://classiccarcatalogue.com/VOISIN_1931.html, различные источники периода и другие издания.

На Парижском автосалоне 1930 года Габриель Вуазен представил два выдающихся автомобиля, которые можно считать вершиной производственной линейки фирмы, во всяком случае, в ряду роскошных дорогих моделей. Этими машинами были С20 и С22, отличие которых состояло, главным образом, в двигателях – если С20 комплектовался V12 налоговой мощностью 28 л.с. (фактическая мощность составляла 120 л.с.), то на С22 устанавливался рядный 6-цилиндровый мотор мощностью 33 л.с. (фактической мощностью 130 л.с.), который был развитием более раннего 18-сильного агрегата от модели С16.

Voisin C20 с кузовом Myra на Парижском автосалоне 1931 года.
Voisin C20 с кузовом Myra на Парижском автосалоне 1931 года.

Особенностью этих моделей было низкое (surbaisse) шасси, в котором лонжероны рамы проходили под осями и рессорами, что обеспечивало, наряду с низким расположением сидением и посадкой пассажиров, снижение центра тяжести и повышало устойчивость машины и улучшало ее управляемость, несмотря на большие габариты и вес.

Особенности передней подвески заниженного шасси.
Особенности передней подвески заниженного шасси.

Обе модели имели одинаковые размеры, хотя для обозначения их шасси использовались разные заводские названия – шасси С20 называлось Simoun, а шасси С22 – Siroco, и сначала эти машины, как считается, были доступны только в виде шасси (правда, нет сведений о мастерских, строивших кузова для этих шасси). Но с 1931 года обе модели стали комплектоваться одинаковыми кузовами трех типов, имевших имена собственные – Myra для 4-местной берлины (седана), Mylord для 4-местного купе (или полу-берлины) и Myrte для 4-местного кабриолета.

-4

Из-за одинаковых кузовов до сих пор машины этих двух моделей часто путают и, особенно, в интернет-источниках моделью С22 называют С20. У обоих автомобилей годом начала производства считается 1931, а окончания – 1933, при этом остается неизвестным, сколько экземпляров было изготовлено. Во многих источниках содержится информация о том, что в период производства, с 1931 года у обеих моделей была увеличена база, до 3,71 метра (при этом остается неизвестным, какой она была изначально), а также утверждается, что три указанных выше кузова ставились на машины тоже с 1931 года. Это значит, что в 1930 году автомобили, представленные на Парижском салоне, были своего рода прототипами и отличались от поздних версий.

Этот автомобиль, как и многие другие роскошные модели того периода, вышедшие в неподходящее время сильнейшего экономического кризиса, продавался плохо из-за очень высокой цены. Во Франции цена шасси – как Siroco, так и Simoun, составляла 140000 франков, а готового автомобиля – 180000. Поэтому несколько готовых машин остались непроданными, а их судьба неизвестна. До настоящего времени, как считается, дошли несколько экземпляров модели С20, но фактически в сети имеются фотографии единственной машины с кузовом Mylord на шасси 47505.

-5

Живые машины модели С22 отсутствуют, более того, остается неясной и принадлежность к этой модели фотографий тех автомобилей, которые атрибутируются как С22, в частности, специализированным сайтом Automobiles Voisin. В настоящее время считается, что моделью С22 являются две следующие машины, но никаких деталей о них, таких, как номера шасси, неизвестно:

-6
-7

Однако первая машина (или очень похожая на нее) на других фотографиях, но с колпаками на колесах называется уже либо моделью С20, либо просто 12-цилиндровым Вуазеном (то есть, той же моделью С20), в том числе, в источниках периода:

-8

Можно также отметить, что имеющиеся фотографии отличающихся деталями (колпаками, регистрационными номерами, цветом) автомобилей, вне зависимости от их атрибуции, имеют один и тот же тип двухдверного кузова, отличающийся от «стандартного» Mylord тем, что в нем отсутствуют задние окна, и кабина кажется более короткой.

-9
-10
-11

В этой связи возникает вопрос – возможно ли, что в течение 1930 года, до фактического начала серийного производства было создано целых четыре автомобиля с нестандартным кузовом, учитывая, что все созданные экземпляры обеих моделей исчисляются считанными единицами? Или же речь все же идет об одной машине, на которой менялись регистрационные номера и второстепенные детали экстерьера? И если это все же был один автомобиль, то какой модели – С20 или С22?

Относительно подробная информация, доступная в открытых источниках, имеется только по одной из машин, представленных на приведенных выше фотографиях – светлом автомобиле, снятом в Бразилии. Этот экземпляр был завезен в эту страну французским иммигрантом, предположительно, в 1933 году и куплен местным миллионером по имени Roberto Marinho. Из-за жаркого бразильского климата, по имеющимся свидетельствам, шестицилиндровый двигатель перегревался и для лучшего его охлаждения были установлены два дополнительных радиатора по бокам капота, хорошо различимые на фотографиях машины (можно предположить, что по этой же причине она была перекрашена из черного в какой-то светлый цвет). То есть, в данном случае, имеются подтверждения того, что этот автомобиль был моделью С22. В дальнейшем эта машина отличилась тем, что установила местный рекорд скорости в 144 км/ч, все же не выдержала бразильской жары при одной из изнурительных поездок в гору, когда на моторе из-за перегрева расплавились клапана, а во время Второй мировой войны была утилизирована.

Если предположить, что бразильский Вуазен – это та же машина, которая фигурирует на других фотографиях с характерным кузовом без задних окон, то получается, что на всех этих снимках – С22, а не С20. Либо можно предположить, что все-таки два автомобиля обеих моделей получили в 1930 году одинаковые кузова. В пользу этой версии говорят некоторые фотографии этой машины из французской прессы начала 30-х годов, подписанные «12-цилиндровый Вуазен», три разных регистрационных номерных знака на машинах, сменившихся в течение всего лишь одного-двух лет.

-12
Обе эти фотографии датируются 1930 годом, при этом автомобили на них несут разные номерные знаки.
Обе эти фотографии датируются 1930 годом, при этом автомобили на них несут разные номерные знаки.
Фотография 12-цилиндрового мотора Вуазен, сопровождавшая фотографию автомобиля с предыдущего снимка в парижском альманахе «L'Art vivant: revue bi-mensuelle des amateurs et des artistes» от 1 июля 1930 года.
Фотография 12-цилиндрового мотора Вуазен, сопровождавшая фотографию автомобиля с предыдущего снимка в парижском альманахе «L'Art vivant: revue bi-mensuelle des amateurs et des artistes» от 1 июля 1930 года.

Имеются и некоторые отличия на разных снимках - например, на автомобиле с номером 3431-RD3 отсутствуют багажные ящики на боковых подставках (этот же вариант Вуазена известная французская мастерская ССС отобразила в своей модели, которую назвала Voisin 12 cylindres 1930). Поскольку, ни одна из машин модели С22, очевидно, не дожила до настоящего времени, эти вопросы пока что остаются открытыми.

Технические характеристики

Двигатель:

Тип – рядный шестицилиндровый

Объем – 5830 см3

Диаметр х ход поршня – 94 х 140

Мощность – 130 л.с.

Карбюратор – Zenith

Трансмиссия:

Привод – на задние колеса

Сцепление – монодисковое

Коробка передач – 4-ступенчатая + задняя

Размеры:

Длина – 5270 мм

База – 3708

Высота - 1500

Передняя колея – 1520

Задняя колея – 1420

Масса – 1750

Скорость – 150 км/ч

Расход топлива – 24 литра на 100 км