Источники – сайты Automobiles Voisin - http://www.automobiles-voisin.fr/e_index.html, Classic Car Catalogue - https://classiccarcatalogue.com/VOISIN_1931.html, различные источники периода и другие издания.
На Парижском автосалоне 1930 года Габриель Вуазен представил два выдающихся автомобиля, которые можно считать вершиной производственной линейки фирмы, во всяком случае, в ряду роскошных дорогих моделей. Этими машинами были С20 и С22, отличие которых состояло, главным образом, в двигателях – если С20 комплектовался V12 налоговой мощностью 28 л.с. (фактическая мощность составляла 120 л.с.), то на С22 устанавливался рядный 6-цилиндровый мотор мощностью 33 л.с. (фактической мощностью 130 л.с.), который был развитием более раннего 18-сильного агрегата от модели С16.
Особенностью этих моделей было низкое (surbaisse) шасси, в котором лонжероны рамы проходили под осями и рессорами, что обеспечивало, наряду с низким расположением сидением и посадкой пассажиров, снижение центра тяжести и повышало устойчивость машины и улучшало ее управляемость, несмотря на большие габариты и вес.
Обе модели имели одинаковые размеры, хотя для обозначения их шасси использовались разные заводские названия – шасси С20 называлось Simoun, а шасси С22 – Siroco, и сначала эти машины, как считается, были доступны только в виде шасси (правда, нет сведений о мастерских, строивших кузова для этих шасси). Но с 1931 года обе модели стали комплектоваться одинаковыми кузовами трех типов, имевших имена собственные – Myra для 4-местной берлины (седана), Mylord для 4-местного купе (или полу-берлины) и Myrte для 4-местного кабриолета.
Из-за одинаковых кузовов до сих пор машины этих двух моделей часто путают и, особенно, в интернет-источниках моделью С22 называют С20. У обоих автомобилей годом начала производства считается 1931, а окончания – 1933, при этом остается неизвестным, сколько экземпляров было изготовлено. Во многих источниках содержится информация о том, что в период производства, с 1931 года у обеих моделей была увеличена база, до 3,71 метра (при этом остается неизвестным, какой она была изначально), а также утверждается, что три указанных выше кузова ставились на машины тоже с 1931 года. Это значит, что в 1930 году автомобили, представленные на Парижском салоне, были своего рода прототипами и отличались от поздних версий.
Этот автомобиль, как и многие другие роскошные модели того периода, вышедшие в неподходящее время сильнейшего экономического кризиса, продавался плохо из-за очень высокой цены. Во Франции цена шасси – как Siroco, так и Simoun, составляла 140000 франков, а готового автомобиля – 180000. Поэтому несколько готовых машин остались непроданными, а их судьба неизвестна. До настоящего времени, как считается, дошли несколько экземпляров модели С20, но фактически в сети имеются фотографии единственной машины с кузовом Mylord на шасси 47505.
Живые машины модели С22 отсутствуют, более того, остается неясной и принадлежность к этой модели фотографий тех автомобилей, которые атрибутируются как С22, в частности, специализированным сайтом Automobiles Voisin. В настоящее время считается, что моделью С22 являются две следующие машины, но никаких деталей о них, таких, как номера шасси, неизвестно:
Однако первая машина (или очень похожая на нее) на других фотографиях, но с колпаками на колесах называется уже либо моделью С20, либо просто 12-цилиндровым Вуазеном (то есть, той же моделью С20), в том числе, в источниках периода:
Можно также отметить, что имеющиеся фотографии отличающихся деталями (колпаками, регистрационными номерами, цветом) автомобилей, вне зависимости от их атрибуции, имеют один и тот же тип двухдверного кузова, отличающийся от «стандартного» Mylord тем, что в нем отсутствуют задние окна, и кабина кажется более короткой.
В этой связи возникает вопрос – возможно ли, что в течение 1930 года, до фактического начала серийного производства было создано целых четыре автомобиля с нестандартным кузовом, учитывая, что все созданные экземпляры обеих моделей исчисляются считанными единицами? Или же речь все же идет об одной машине, на которой менялись регистрационные номера и второстепенные детали экстерьера? И если это все же был один автомобиль, то какой модели – С20 или С22?
Относительно подробная информация, доступная в открытых источниках, имеется только по одной из машин, представленных на приведенных выше фотографиях – светлом автомобиле, снятом в Бразилии. Этот экземпляр был завезен в эту страну французским иммигрантом, предположительно, в 1933 году и куплен местным миллионером по имени Roberto Marinho. Из-за жаркого бразильского климата, по имеющимся свидетельствам, шестицилиндровый двигатель перегревался и для лучшего его охлаждения были установлены два дополнительных радиатора по бокам капота, хорошо различимые на фотографиях машины (можно предположить, что по этой же причине она была перекрашена из черного в какой-то светлый цвет). То есть, в данном случае, имеются подтверждения того, что этот автомобиль был моделью С22. В дальнейшем эта машина отличилась тем, что установила местный рекорд скорости в 144 км/ч, все же не выдержала бразильской жары при одной из изнурительных поездок в гору, когда на моторе из-за перегрева расплавились клапана, а во время Второй мировой войны была утилизирована.
Если предположить, что бразильский Вуазен – это та же машина, которая фигурирует на других фотографиях с характерным кузовом без задних окон, то получается, что на всех этих снимках – С22, а не С20. Либо можно предположить, что все-таки два автомобиля обеих моделей получили в 1930 году одинаковые кузова. В пользу этой версии говорят некоторые фотографии этой машины из французской прессы начала 30-х годов, подписанные «12-цилиндровый Вуазен», три разных регистрационных номерных знака на машинах, сменившихся в течение всего лишь одного-двух лет.
Имеются и некоторые отличия на разных снимках - например, на автомобиле с номером 3431-RD3 отсутствуют багажные ящики на боковых подставках (этот же вариант Вуазена известная французская мастерская ССС отобразила в своей модели, которую назвала Voisin 12 cylindres 1930). Поскольку, ни одна из машин модели С22, очевидно, не дожила до настоящего времени, эти вопросы пока что остаются открытыми.
Технические характеристики
Двигатель:
Тип – рядный шестицилиндровый
Объем – 5830 см3
Диаметр х ход поршня – 94 х 140
Мощность – 130 л.с.
Карбюратор – Zenith
Трансмиссия:
Привод – на задние колеса
Сцепление – монодисковое
Коробка передач – 4-ступенчатая + задняя
Размеры:
Длина – 5270 мм
База – 3708
Высота - 1500
Передняя колея – 1520
Задняя колея – 1420
Масса – 1750
Скорость – 150 км/ч
Расход топлива – 24 литра на 100 км