(поддержка и развитие потенциально одаренных детей)
Типовые задания для развития способностей личности (поддержка и развитие потенциально одаренных детей)
Педагог дополнительного образования Остапук Халида Хамедовна, объединение «Краеведы-умельцы» ,МБУДО «Пилигрим»
1.1 Критерии для разработки
Педагогические стратегии
Виды типовых заданий
* изучение широких (глобальных) тем и проблем
*использование междисциплинарного подхода в обучении на основе интеграции тем и проблем из различных областей знания.
*изучение проблем «открытого типа»
* поощрение углубленного изучения тем учебного материала.
*содействие изучению способов получения знания (процедурных знаний или знаний о том, как)
* поощрение альтернативности ,многопозиционности во взглядах, возможности иной интерпретации, иного языка, обращения к иным модельным представлениям.
* развитие рефлексивных способностей
1.2. Для поддержания целостности развития личности:
* развитие познавательной позиции
* развитие исследовательской позиции
* развитие интерсубъектной позиции
*развитие личностной системы ,самоопред-я ,
1.Систематизируй и оцени полученные на занятии знания. ( задания рассчитаны на ученика 3го или 5-го класса, )
2.Проанализируй поставленную задачу и расскажи, как ты построишь гипотезы?
3.Проведи исследование, (ознакомившись с работами художников ) и выбери из представленных вариантов свою модель.
4.Определи способ отстаивания своих интересов, идей, представь авторскую позицию.
(относительно той или иной композиции)
5.Подготовься к публичному выступлению (в объединении) сделай рекомендацию.
6.Подготовь выступление на музейном уроке, используя разные источники информации.
Педагогические рекомендации:
1.Педагогам дополнительного образования хорошо известно, что в каждом объединении, наряду с учениками со средними способностями, всегда есть дети одаренные или потенциально одаренные. Естественно, с н ими надо заниматься несколько иначе, чуть усложняя задания, находить нужный тон в беседе, и делать все ,чтобы развитие одаренных детей шло в хорошем темпе, чтобы такие ученики не теряли интереса к занятиям в объединении. Независимо от того, увлечены они шахматами, танцами или гончарным делом.
2. Задания давать грамотно и по уровню из развития. «Выполни декоративную роспись кувшина по готовым образцам» это для них является простым заданием. А вот если ученик вначале выполнит несколько вариантов эскизов декоративной росписи кувшина и выберет наилучший, здесь он и знаний, и навыков получит больше.
3.Составляя типовые задания для одаренных детей, формулируйте грамотно задания, используя термины: «Разработай, 2. Проведи исследование. 3.Определи способ. 4. Систематизируй.. и т. д. Только работая с одаренными детьми на опережение, вы достигнете хороших результатов.
4. Более углубленная работа , которую с увлечением выполняет одаренный ученик в объединении, под руководством педагога, зачастую помогает ему лучше узнать себя, развить способности и определиться, порой без труда, в выборе профессии.
Методическая разработка: « Поиск и исследование. Как овладеть структурой исследовательской деятельности и замотивировать учащихся для проведения исследовательской работы в направлении художественно изобразительного искусства.»
Педагогические рекомендации
1.При посещении выставки изобразительного искусства в городском выставочном зале педагог обсуждает с ребятами различные направления в и скусстве, графика, живопись, батик, иконопись и т .д. Дает характеристику, как, при помощи каких материалов или красок выполнена та или иная работа. Обсуждает тематику,технику и сложность выполнения той или иной творческой работы. Расширяя тем самым кругозор ученика, его познавательную способность.
2.Обсуждая в дальнейшем тему исследовательской деятельности, выбранную учеником, методы решения поставленной задачи, педагог мягко направляет его мысли в нужном творческом решении. незримо подсказывая, с чего начать анализ к примеру картин художника, на что обратить внимание.
3.Ученик может , ознакомившись с разнообразными картинами талантливого художника, разной направленности, выбрать свой вариант, суметь охарактеризовать работу, дать оценку. И желательно представить свою пробу пера, продемонстрировав, к примеру, свой рисунок, выполненный в графике.
4 Исследовательской работой такого характера педагог способствует развитию способностей ученика, его уверенности, умению самостоятельно дать оценку в будущем творчеству того или иного художника, выразить свою точку зрения и одновременно развить свой талант в изобразительном творчестве
5 В качестве примера приведена работа способной ученицы объединения Краеведы умельцы Софьи Кулаковской.
Педагог дополнительного образования объединения «Краеведы-умельцы» Остапук Х.Х