Современники считали ее на страшилиной, но, тем не менее, она умудрилась выйти замуж по любви. Муж предал ее, но и сам жестоко страдал.
С золотой ложкой во рту
Катя была единственной дочерью весьма знатного семейства. Отец ее, Петр Михайлович Лунин, отличившийся в 1770г. в сражении при Кагуле и при взятии крепости Тульча, был известен Москве и Петербургу как остряк и чудак: он украшал себя немыслимым количеством орденов и вел себя весьма вызывающе.
Все удивлялись, как такой богач, красавец и повеса умудрился жениться на графине Авдотье Хвостовой. Та, хоть и была наследницей немалого состояния, красотой вовсе не отличалась. Впрочем, может, так оно и было задумано изначально: Петр Михайлович славился в молодости не только красотой и не отягощавшей его моралью, но и повышенным вниманием к своему собственному полу. Вот и получалось, что жена, радовавшаяся хоть какому-то семейству, закрывала глаза на похождения богатого и красивого мужа, а у того, в свою очередь, было нормальное алиби (если вы понимаете, о чем я 👀).
Катюша родилась в 1787 году, братьев и сестер у нее так и не появилось. Выращенная в любви, заботе и богатстве, она была легкомысленной, избалованной и отчаянно некрасивой. От матери она доблестно унаследовала все ее самые плохие черты: по свидетельству современников у нее были большие, на выкате глаза, коротенькие, кривые и толстенькие ножки, очень длинная и толстая талия и непропорционально большая голова. Жуть, а не девушка.
Зато любвеобильность она унаследовала от папочки.
Веселая невеста
В юности чета Луниных знатно прокатилась по Европе, отметившись в таких городах, как Париж, Рим и Вена. Там Катюша помимо всевозможных развлечений во всю познавала премудрости музыкального искусства: у нее проклюнулись необыкновенный талант к пению и чарующий голос. Вот такая своеобразная сирена уродилась: магические звуки ее голоса заставляли окружающих забыть про неприглядную наружность.
Отбоя от кавалеров у нее буквально не было. А Катеньке того и надо: не смущаясь, хвасталась она многочисленными любовными посланиями. Например, письмо от молодого французского офицера Ипполита Оже буквально ходило по рукам в самом настоящем своем рукописном оригинале, перемещаясь из одной великосветской гостиной в другую и всюду производя приличный ажиотаж. Нет, для виду Лунина, конечно, возмущалась: все же девушка из приличной семьи, а тут такой «гран скандаль». Но внутри артистическое сердечко ее ликовало от внимания и восторга, которые она получала – в конце концов, не могло же письмо самостоятельно уйти от непосредственного получателя в свободное плавание.
Кстати, а как бы вы повели себя на месте девушки и на месте несчастного француза?
А вот еще одна прекрасная история. Как-то раз император Александр I прогуливался по набережной и узрел странное: из окна спальни девицы Луниной, располагавшейся на первом этаже особняка князя Гагарина вылез некий растрепанный кавалер. Честный император немало обеспокоился и самолично отправил хозяевам квартиры гонца с предупреждением, что таким образом из квартиры вместе с абстрактной девичьей репутацией могут вынести самые что ни на есть взаправдашние драгоценности и деньги.
Скандала не последовало, зато последовал отъезд четы Луниных в очередное заграничное турне – в солнечную прекрасную Италию.
Итальянская любовь престарелой невесты
Ах, Италия – страна любви. Там невероятный Катин голос произвел настоящий фурор: от поклонников буквально не было отбоя. В небольшой промежуток времени певица из далекой северной страны получила целых 23 предложения руки и сердца, каждое из которых было безжалостно отвергнуто: либо жених не нравился чете Луниных-старших - не подходил по происхождению и/или достатку, либо сама Катюша вставала в позу: за всяких скуфов и тюбиков (по-современному выражаясь) идти она была не готова.
Меж тем, невесте стукнуло ажно 30 неюных лет. Это сейчас, в эпоху пенициллина и прочих медицинских чудес сей возраст считается самым подходящим для создания семьи: когда молодые успели отучиться и карьеру сделать, на ноги встать, можно и о семейном гнездышке задуматься. А в те времена мадемуазель Лунина считалась самой что ни на есть состоявшейся старой девой.
Так что долго ли, коротко ли, но компромисс между родителями и строптивой дочерью был найден. К Катюше посватался прекрасный итальянец Миньято Риччи. Девица пришла в восторг: жених был черноволос, волоок, высок, строен и красив просто до неприличия. За душой у молодого человека, что был на пять лет младше своей суженой, не было ничего кроме умения прекрасно петь: в этом они с Катериной сошлись в балансе и гармонии. Единственное, по требованию и под давлением разочарованного папы-Лунина герцог Тосканский таки пожаловал Миньято графский титул: без этого Петр Михайлович ни в какую не соглашался на сей сомнительный союз.
За дочь Лунины давали 100 тысяч годового содержания, так что любви итальянца не было предела. Катюша тоже была счастлива.
Брак по любви
Вскоре после церемонии молодая чета вернулась в Москву и заселилась к Катиным родителям: один этаж восстановленного после пожара 1812 года особняка отошел чете Луниных, второй заняла чета Риччи.
Окрыленная чувством искренней гордости за такого чудесного мужа Лунина-младшая сразу устроила вояж по лучшим московским домам – все должны были позавидовать ее семейному счастью.
Впрочем, приемы в доме Луниных на Никитском бульваре тоже редкостью не были: весь город собирался на выступления семейного музыкального дуэта. Слава семейства Риччи гремела по первопрестольной.
Жаль, с детьми у семейства было туго. Во время первой беременности Екатерины Петровны, когда пара отправилась на мужнину Родину в нежную Италию, эксцентричный отец решил проверить крепость дочерней любви и направил ей сообщеньице с известием о собственной безвременной кончине. Дочерняя любовь оказалась настолько крепка, что Катина беременность закончилась не только скорейшим возвращением в родные пенаты, но и выкидышем. Следующая дочь пары не дожила и до года.
Так, слава и энергия Луниной постепенно увядали, популярность уходила, женщина грустнела. То ли дело ее все еще молодой и прекрасный муж: тот продолжал колесить с выступлениями и по гостям. Не проехал он и мимо знаменитого салона не менее знаменитой Зинаиды Волконской.
Упс, прости, прощай, моя любовь… У меня Зиночка
Зинаида - как много в этом звуке для элиты русской слилось. Мне кажется, за ней не волочился только ленивый: типа если хочешь считаться в светских кругах «настоящим мущщиной», будь добр повздыхать по прекрасной Зинке месяцок-другой.
Однако, и на старуху бывает проруха: после первого выступления в салоне великой Зины Миньято остался хозяйкой не впечатлен. Так и сказал своей благоверной: «Мол так себе эта ваша Зинка, и чего по ней весь белый свет кипятком по-маленькому ходит, мне абсолютно неясно». Ну сказал и сказал: с него не убудет, а жена довольна.
Но, Екатерину Бог хитростью, к сожалению, обделил: она пошла и ничтоже сумняшеся рассказала об этом маленьком инциденте самой Зинаиде Александровне. Лично. В глаза. И посмеялась ещё. Забавно ей видите ли было.
Разумеется, женская месть была страшной. Как раз когда слава покинула нашу милую певунью, а папаша Лунин фактически стоял на грани банкротства, пришла Зинаида Александровна к итальянцу Миньятто и «говорит так сладко, чуть дыша»:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Ну и все остальное в таком духе. Бедняга уши развесил и ломанулся вместе с Зинаидой от опостылевшей жены обратно к себе на Родину на гастроли - не зря же Зинаида сказала, что он хорош.
В Италии правда выяснилось, что никому он там не сдался, своих певцов у них там хватает, да ещё получше и покрасивше слегка соскуфившегося Миньято. Довольная собой Зинаида растворилася в неизвестном широкому кругу лиц направлении, оставив бывшего возлюбленного в одиночестве и нищете. Обратно несчастный вернуться не смог: во-первых, у него не было средств на такое длительное и дорогостоящее путешествие, а во-вторых, он страшно занемог и даже, то ли на фоне болезни, то ли из-за пережитого стресса, лишился зрения.
Так судьба-злодейка покарала неверного мужа. А вот с покинутой женой она обошлась гораздо более милосердно.
Счастливая старость всеми забытой певицы
Катенька осталась одна и много горевала по поводу своей тяжелой доли. Детей у нее не было, родители вскоре один за другим отмучились и отправились в лучший из миров. Чтобы поддерживать мало-мальски приличное существование, Екатерине Петровне Луниной-Риччи пришлось продать семейные драгоценности.
Тем не менее, врожденное жизнелюбие вскоре взяло свое: девушка слегка оправилась и даже взяла на воспитание внебрачную дочь своего кузена. Лизонька Нащокина стала для Луниной смыслом жизни, графиня растила девочку, словно родную, дала ей прекрасное образование и обучила музыке и пению.
Кргда Лиза выросла, она удачно вышла замуж: её муж Фёдор Дмитриев управлял крупным предприятием, занимался наукой. Екатерина Петровна до конца жизни прожила в доме своей воспитанницы и ушла из жизни в 99 лет, пережив Риччи на целый 21 год. Она гордилась своей жизнью и обожала вспоминать известных личностей, с которыми ей довелось познакомиться (того же Пушкина) и весь ряд императоров и императриц, которых ей удалось пережить.
~~~~~~
Если вы переживали за милую Катю так же, как и я, поставьте, пожалуйста, лайк 🫶🏻