Растрата, взятки, мошенничество – так кратко можно охарактеризовать уголовные дела региональных военкомов, «поставляющих» срочников на службу.
На горизонте последних двух лет в Татарстане прогремело сразу три обвинения в отношении «военных чиновников» — и суммарный ущерб от инкриминируемых преступлений превышает 40 миллионов рублей.
При составлении рейтинга самых коррумпированных ведомств республики, «Вечерняя Казань» опиралась на изученные в суде материалы дела и открытые источники.
Похоронки на 38 миллионов не дошли до несуществующих ветеранов
Наибольший урон по репутации татвоенкомата нанесло дело Игоря Скорохода, экс-начальника центра соцобеспечения комиссариата. Его напару с владельцем нескольких похоронных предприятий Борисом Тутаевым судят за аферу на 38,3 миллиона рублей. На скамье подсудимых также должен был оказаться третий обвиняемый, некто Муслимов, но он числится в международном розыске.
Из обвинительного заключения следует, что троица в период с 2012 по 2019 год подделывала документы о возмещении затрат на похороны ветеранов Великой Отечественной войны. По закону, государство может оплатить погребение ветерана, если предоставить военкомату чек о затратах, свидетельство о смерти, а также фото надгробия умершего.
По версии следствия, подсудимые решили этим воспользоваться: Тутаев и Муслимов находили компании, которые лишь на бумаге занимались похоронами ветеранов, а Скороход все эти документы подписывал и заодно ставил подпись начальства. В среднем за одну могилу выходило 25 тысяч рублей — деньги делились на троих.
Также в деле есть еще один эпизод на полтора миллиона. Как считает обвинение, эта сумма является выплаченной военной пенсией по выслуге лет Тутаева — Скороход якобы «приписал» ему лишние 24 года службы по контракту.
Подсудимые вину не признают, хотя и подтверждают сам факт хищения денег.
Стоит отметить, что на всех «могильных» документах стояла подпись Сергея Погодина, главного военного комиссара республики, который ушел в отставку спустя год после этого дела — в декабре 2023 года. Чиновник вышел на пенсию по выслуге лет.
Взятка за военник
По статье «получение взятки по предварительному сговору» в Казани судят бывшего военкома Советского района города Рустема Шакирова и директора кадетской школы-интерната Раиса Юнусова.
По версии следствия, к Юнусову обратилась мать призывника с просьбой «отмазать» сына от армии — у парня были ограничения по здоровью, старые медкомиссии выявили у него категорию «Б-3» (годен к службе с незначительными ограничениями), но для «списания» молодого человека требуется категория «В».
Женщина считала, что у сына есть непривычное заболевание, но обследования военкомата дожидаться не стала — решила действовать наверняка и вышла на Юнусова, поскольку тот обладал «необходимыми знакомствами».
Все получилось — подсудимый действительно по ее просьбе обратился за помощью к Шакирову, а в качестве ценника за услугу озвучил ей сумму в 80 тысяч рублей, причем себе не оставил ничего — все деньги, по версии обвинения, были переданы Шакирову.
Тот в свою очередь, оставив себе лишь 10 тысяч рублей, передал их дальше, некой Альбине Сахаповой — женщине напрямую знакомой с врачами призывной комиссии. На Сахаповой эта цепочка замкнулась — женщина, как следует из ее показаний, не передавала деньги дальше, однако призывник служить так и не пошел.
Самое странное в этом деле, что сумма изначального ущерба растаяла с 220 тысяч рублей до 80-ти. В суде Сахапова подтвердила, что получила именно 220 тысяч, а другие 150 получила от Шакирова в качестве материальной помощи, поскольку находилась с ним в интимных отношениях.
Вместе с суммой взятки в этом уголовном деле куда-то исчезали и фамилии других призывников, которым Шакиров, по версии следствия, «помогал».
Уголовные дела возбуждены также против Сахаповой и матери призывника.
Арский военком и 600 тысяч взяток
Пока Шакиров, Юнусов, Тутаев и остальные ожидают приговора — на прошлой неделе только стартовало судебное разбирательство военкома Арского и Атнинского районов Татарстана Алмаза Бурганова. Его обвиняют в получении взяток на 610 тысяч рублей.
По версии следствия, эти деньги он получил от призывников за военник категории «В». Причем способ выдачи «непризывного» документа существенно отличался от типичного «нужного решения» призывной комиссии за деньги.
Обвинение полагает, что Бурганов писал заявления от лица «избранных» призывников на выдачу нового военника в связи с потерей старого — после чего взяткодателям выдавался белый билет. В деле Бурганова шесть эпизодов, а границы инкриминируемых преступлений определяются 2013 и 2020 годами.
Свою вину подсудимый не признает, а обвинения называет оговором.