Найти тему

Военные поезда и железные дороги. Франция. II.

Картинка из свободных источников. Французский локомотив Crochat тип 22 LN2. Компания Анри Кроша из Парижа построила около 320 этих локомотивов с газовым/электрическим двигателем в период с 1908 по 1918 год.
Картинка из свободных источников. Французский локомотив Crochat тип 22 LN2. Компания Анри Кроша из Парижа построила около 320 этих локомотивов с газовым/электрическим двигателем в период с 1908 по 1918 год.

Франко-прусская война 1870-71 годов рассматривалась во Франции как незаконченное дело. Французы хотели вернуть обе провинции - Эльзас и Лотарингию. Дополнительным источником напряженности была колониальная экспансия, в частности, Марокко, где столкнулись интересы и престиж Германии и Франции. Когда в 1914 году разразилась война, французы были полны решимости взять реванш в быстрой и победоносной кампании, которая приведет их в Берлин. Трагические уроки 1870 года не были забыты, и мобилизация войск и перевозка по железной дороге прошли довольно гладко.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Перед самой Первой мировой войной Франция предусмотрела возможность военного контроля над гражданскими частными железнодорожными компаниями во время войны. Когда разразилась Первая мировая война, французы, которым предстояло воевать на своей земле, мобилизовали железнодорожный персонал.

Однако французская железная дорога и военные планы Франции были в в значительной степени нарушены в 1914 году. Они потеряли значительное количество запасов, а многие важные инженерные сооружения вблизи линии фронта были разрушены до того, как фронты стабилизировались. Французы были вынуждены полагаться на быструю импровизацию, прежде чем были приняты эффективные меры, и до того, как появились стандартные военные локомотивы и подвижной состав. Одна из самых впечатляющих импровизаций произошла во время битвы на Марне (5-12 сентября 1914 года), когда около 6 000 французских резервистов были доставлены на фронт парижскими таксомоторами.

В битве при Вердене - бессмысленном побоище, в которой погибли многие тысячи французов и немцев. Немцы ожидали, что их лучшая логистика будет решающей и победой. Но в свое время они недооценили стойкость и гибкость французов. Самой известной французской транспортной системой была печально известная извилистая, узкая, грунтовая, 75-километровая Священная дорога (Voie Sacrée), соединявшая железнодорожный плацдарм. Около 50 000 грузовиков были собраны со всей Франции для снабжения осажденного Вердена людьми и боеприпасами. Частота движения по этой дороге составляла примерно один грузовик каждые двадцать секунд, поэтому любую сломавшуюся машину просто выталкивали с дороги. Без автомобильного транспорта Верден, вероятно, не выдержал бы осады, но железная дорога также сыграла свою роль.

Гораздо менее известной и не воспетой была железная дорога на реке Мёз, которая проходила параллельно дороге. В то время эта местная железная дорога с колеей в 1 метр имела 800 грузовых вагонов и 75 локомотивов по которой курсировало до 35 поездов в день и перевозилась значительная часть припасов - около трети всех потребностей гарнизона. Позднее, в ходе войны, усовершенствования, как технические, так и эксплуатационные, позволили пустить около 150 ежедневных поездов. Французским железным дорогам также приходилось справляться с переброской войск и грузов для британских экспедиционных сил, размещенных на севере Франции. Удивительно, но британцы без колебаний согласились на то, чтобы часть их логистической системы будет укомплектована и контролироваться французами.

С началом окопной войны дороги, ведущие к фронту, сильно пострадали от постоянного движения автомобильного и конного транспорта. В результате быстро строящиеся, легко ремонтируемые и гибкие узкоколейные железные дороги оказались чрезвычайно полезными и даже незаменимыми. Во Франции были разработаны железные дороги Дековилля для сельскохозяйственных районов, горнодобывающей промышленности и временных строительных объектов. Французы стандартизировали 60-сантиметровую колею.

За фронтом были созданы обширные постоянные сети узкоколейных железных дорог. Эти импровизированные узкоколейки были грубыми; на них не было ни освещения, ни сигналов. Поезда ходили по неустойчивому балласту, наспех уложенному на грязь, и были довольно медленными (около шесть-восемь миль в час), но, несмотря на свои небольшие размеры, узкоколейные поезда выполняли очень большую нагрузку. Перевозки на этих небольших одноколейных линиях осуществлялась с помощью небольших бензиновых или дизельных локомотивов. Капитан Пешо из французской артиллерии сконструировал 10-тонный сочлененный локомотив Fairlie 0-4-4. Французские военные построили 62 локомотива типа Péchot-Бурдон, построенных в период с 1888 по 1914 год. Но французская промышленность не справлялась, так что локомотивы пришлось импортировать из-за границы. Американская Пенсильванская компания "Болдуин Локомотив Уоркс" построила еще 280 локомотивов. во время войны. Тридцать два 0-6-0Т американской конструкции и шестьсот бензиновых механических локомотивов мощностью 55 кВт были закуплены у компании Baldwin Locomotive Works.

Картинка из свободных источников. Болдуин 0-6-0.
Картинка из свободных источников. Болдуин 0-6-0.

Около сотни американских паровозов Baldwin 0-6-0ST были выпущено для французской железной дороги в 1916 году. Простой, хотя и довольно низко посаженный локомотив был оснащен водоподъемником, позволявшим брать воду в любом месте. а дымовая труба была оснащена большим искрогасителем, так как локомотив часто тянул поезда с боеприпасами.

Франция, возможно, была самой плодовитой страной в производстве железнодорожной артиллерии. С началом Первой мировой войны французская армия столкнулась с нехваткой тяжелой полевой артиллерии. На фронт было переброшено большое количество тяжелых крепостных орудий береговой обороны и морских орудий, но они, как правило, были непригодны для использования в полевых условиях и требовали какого-либо крепления.. Поэтому существующие морские или береговые крепостные орудия и мортиры, переделанные на железнодорожные опоры, стали очевидным решением. Учитывая статичность фронта и распространение железнодорожных линий, которые появились на Западном фронте Франция создала большой арсенал железнодорожной артиллерии. Тяжелая железнодорожная артиллерия (Artillerie Lourde sur Voie Ferrée, ALVF) включала в себя несколько типов орудий разработанных компаниями Saint Chamond, Schneider и Batignolles. Эти железнодорожные орудия были очень тяжелыми и впечатляющей дальнобойностью, как, например, 240-мм орудия Сен-Шамона, 320-мм орудия Шнейдера или 320-мм орудия Батиньоля которая могла стрелять снарядами весом 454 кг. 370-мм железнодорожная пушка могла стрелять на максимальную дальность 16 км. 400-мм пушка St. Chamond 400-мм орудие, установленное на рельсах, могло стрелять снарядами весом 680 кг. У французов также имелся 370-мм миномет, стрелявший 113-кг снарядами на расстояние 8 км.

По мере того как продолжалась Первая мировая война, разрабатывались и производились более совершенные орудия. К окончанию войны французы обладали внушительной коллекцией ALVF, многие из которых оставались на вооружении вплоть до Второй мировой войны.

Продолжение следует….

Поддержите канал – поставьте лайк.

Забавные и интересные факты
Интересные факты, события, люди.10 апреля 2024