На Quora периодически появляются вопросы, которые подстегивают знающую (и не очень) аудиторию давать интересные ответы. Вот и в этот раз я вам покажу, какие прозвучали комментарии на вопрос:
Насколько легко или сложно управлять танком?
... и какой возник диалог между россиянином и западными знатоками.
*********************
Роберт Кариото, США, 8 лет в Национальной гвардии и армейском резерве в звании офицера
Все американские ОБТ, начиная с конца Второй мировой войны, использовали автоматические трансмиссии и рулевое колесо или Т-образную рукоятку для управления.
После небольшой тренировки любой, кто умеет водить машину, сможет управлять танком. Старые бронетранспортеры М-113 использовали рулевые рычаги. К этому потребовалось немного больше времени, чтобы привыкнуть. Но танком, не считая его размеров, веса и недостаточной заметности, управлять на самом деле довольно легко.
***
Хильдинг Турдин
Отсутствие обзора, гораздо тяжелее автомобиля, башня, необходимость следить за тем, находитесь ли вы в лесистой местности (добро пожаловать в северную Швецию, да, мы здесь тоже используем танки) или на открытой, тактические знания о том, где вы можете проехать и где вы можете укрыться или хорошая огневая позиция.
Управлять танком по дороге легко, а быть танкистом сложнее...
***
Даллас Маккей, работал в армии США
...Что касается фактического управления танком, это может быть проблемой. Обзорность ограничена, даже если вы едете с открытым люком и поднятой головой. Таким образом, определение местоположения машины по отношению к другим предметам может оказаться непростой задачей. Крутые повороты на дороге могут оказаться трудными, поскольку вы не видите, насколько близко вы находитесь к объектам, в которые не хотите врезаться. Кроме того, вы не получите такой же обратной связи с дорогой, как в легковых автомобилях. Вы не заметите лежачего полицейского.
Если вы врежетесь в машину, дерево, бордюр, здание и т. д., вы, вероятно, не заметите этого, если только она не достаточно большая и не попадет под ваши гусеницы. Я видел, как М1 сбил грузовик в Корее и отправил его в полет, как игрушку. Экипаж танка этого даже не заметил. В меня врезался Ford F150 когда я был на «Брэдли» на обледенелой дороге, и если бы парень позади меня не сказал мне, что в нас врезались, я бы никогда не узнал. Множество танков упало с поездов или соскользнуло со скал, потому что сложно понять, где заканчивается левое и правое ограничения дороги.
...Когда вы впервые начинаете управлять танком или любой крупной бронетехникой, это может напугать. Кроме того, вождение танка – это командный вид спорта. Вы не можете отступить, если вас никто не направляет. Повороты, смена полосы движения, обход препятствий, поиск места для парковки — все это требует как можно большего количества глаз и четкого общения между всеми членами экипажа. По мере вашего обучения ваша зависимость от других членов экипажа уменьшается, но никогда не прекращается.
Одна последняя вещь. Положение механика-водителя, как правило, самое удобное на танке. Обычно он довольно просторный, сиденье удобное или его можно легко изменить, чтобы сделать его более удобным. Известно, что водители танков М1 засыпают за рулем, потому что сиденье представляет собой откидывающуюся спинку, а гул машины может успокаивать. Это также единственная позиция, где у вас есть реальная конфиденциальность, поэтому вы можете много дро@ить. Это также было бы источником зависти...
***
Борис Саночкин, бывший командир (главный орк) отряда специального назначения Остубаф в Мордоре (вымышленное место Толкина) (1997–2018)
Органы управления танком функционируют аналогично органам управления автомобилем, что упрощает работу с ними призывников. В результате танками легко управлять любому человеку.
Давайте посмотрим на систему управления раннего Т-72, которая не закрыта панелями и экранами, как на более поздних моделях. Учтите, что органы управления идентичны Т-80, что может показаться странным, учитывая, что по механике они совершенно не имеют себе равных.
Кроме того, недавно отремонтированные Т-72 и новейшие Т-90 имеют рули вместо рулевых рычагов и автоматические коробки передач, но это еще больше приближает их к обычным машинам.
- Это сцепление на Т-72 и Т-90 или «педаль РСА» на Т-80. Учитывая, что Т-80 оснащен реактивным двигателем, стандартное фиксированное сцепление в трансмиссии, очевидно, невозможно, поскольку оно вращается очень быстро; следовательно, «сцепление» на этом танке поворачивает лопатки турбины компрессора, вызывая потерю тяги двигателя, что позволяет вам переключать передачи во время его включения.
- Это педаль тормоза.
- Это акселератор.
- Рулевые рычаги. Все вышеперечисленные модели имеют фрикционы на обеих гусеницах, и, потянув за рычаг, вы временно включаете передачу на той стороне, на которую хотите повернуть, замедляя боковую гусеницу.
- Селектор передач.
Все органы управления оснащены электропитанием и не требуют физической силы, как в случае с более старыми типами.
Дэвид Адамс
Сколько разных танков ты водил?
Борис Саночкин
Только Т-72.
Джон Кесслер
Возможно, он и прост в эксплуатации. Но им очень непросто управлять. Представьте себе, что вы ведете что-то шириной 12 футов и длиной 35 футов, лежа на спине и глядя в почтовый ящик. Либо это ответ от человека, не имеющего опыта работы с танками, либо он не знает разницы между управлением и вождением.
Дэвид Питерс
Подростки-призывники предпочтительнее, поскольку танки от Т72 до Т90 очень маленькие. Все преимущества компактности означают, что рост 5 футов 5 дюймов — это уже высокий рост для танкиста.
Если орудие остановится над люком механика-водителя, единственный выход — пролезть через башню к командирскому люку. Если танк загорелся, вероятность того, что водитель сможет выбраться, крайне мала.
Я ненавижу русских фашистов, но мне жаль водителей этих танков Т72, ужасное место, чтобы оказаться под обстрелом.
Борис Саночкин
Почему ненавидишь? Что они с тобой сделали?
************
От автора.
Последний ответ от нашего соотечественника - шикарный троллинг :)