Найти тему

Как Франция потеряла контракт на поставку ДЭПЛ для ВМФ Австралии

АПЛ проекта Barracuda ВМФ Франции
АПЛ проекта Barracuda ВМФ Франции

18 сентября 2021 года разразился международный скандал, причиной которому послужил разрыв контракта на поставку дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) для ВМФ Австралии. Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан долго горевал и говорил «об ударе в спину» и обвинил в «преданном доверии» со стороны США и Великобритании, в результате чего отозвал на консультации послов из США, Австралии и Великобритании.

В 2016 году международный тендер на строительство 12 ДПЭЛ для ВМФ Австралии выиграла французская судостроительная корпорация DCNS (Direction des Constructions Navales, сегодня она именуется Naval Group), одержав уверенную победу над Японией и Германией. Согласно подписанному в апреле 2016 года соглашению между Францией и Австралией, Французская судостроительная компания DCNS должна была поставить ВМФ Австралии 12 ДПЭЛ типа Shortfin Barracuda Block 1A.

ДПЭЛ типа Shortfin Barracuda Block 1A представляет собой неатомный вариант многоцелевых французских атомных подводных лодок (АПЛ) проекта Barracuda. Первоначально оцененных в 31 милд. евро, что в переводе на австралийские деньги составляло 50 милд. австралийских долларов. По договору ДПЭЛ должны были начать строить в 2023 году на военно-морской верфи Осборна в Аделаиде (Австралия). В мае 2020 года у австралийского правительства в лице премьер-министра Скотта Моррисона, возник ряд вопросов к французской стороне. Очень примечательно, что ряд этих вопросов возник после общения премьер-министра Австралии со своим Британским коллегой. Разговор состоялся 4 мая 2020 года. По пресс отчету кабинета премьер-министра Австралии в разговоре обсудили COVID и последствия борьбы с ним, а также сотрудничество Австралии и Великобритании. В конце мая выясняется, что с учетом инфляции и изменениях в обменных курсах постройка 12 ДПЭЛ обойдется австралийскому правительству в сумму почти в двое превышающую ранее прописанную в контракте. На тот момент это было 56 милд. евро, что в переводе на австралийские деньги составляло 90 милд. австралийских долларов, что совсем не обрадовало австралийское правительство. Но финальным штрихом для окончательного решения о разрыве «сделки века», появившаяся информация о том, что французская сторона отказывается передавать ключевые технологии производства подводных лодок австралийской стороне. В итоге в сентябре 2021 года австралийское правительство принимает решение об расторжении контракта, так как на предшествующему заявлению, прошла встреча США, Великобритании и Австралии на которой договорились о создании нового партнёрства AUKUS, и американская сторона предложила австралийскому правительству куда более выгодные условия.

Головная лодка проекта USS Seawolf (SSN-21) на финальном этапе строительства, 24 июня 1995 г.
Головная лодка проекта USS Seawolf (SSN-21) на финальном этапе строительства, 24 июня 1995 г.

По итогу выяснилось, что американская сторона обязуется до 2036 года передать Австралии первые из восьми атомных многоцелевых подводных лодок. Как заявил премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, строительство АПЛ типа «Seawolf» на военно-морской верфи Осборна не повлияет не на одно из международных соглашений Австралии о нераспространении ядерного оружия, поскольку реакторы прибудут в Австралию уже с ураном, и их не нужно будет заправлять ураном в течении всего срока службы. Сумма сделки между Австралией и США не разглашается, но она сопоставима разорванной.

Так причем тут Британцы? А при том, что Британия от Австралии получила контракт на проектирование и строительство верфи для строительства 8 АПЛ типа «Seawolf». Сумма подписанного контракта не разглашается. Ранее проектированием и строительством верфи на территории военно-морской верфи Осборна по контракту с Австралией, должна была заниматься французская судостроительная компания Naval Group. В 2017 году Naval Group официально открыла представительство в Австралии для проведения проектирования и строительства верфи. Во время церемонии открытия стало известно, что Naval Group для проведения работ по проектированию и строительству привлекла ряд австралийских компаний (Coffey Services Australia, Alexandr Symonds Pty Ltd и Precision Hydrographic Services). Соответственно при разрыве контракта с Naval Group были разорваны и контракты с австралийскими компаниями.

Что же получила Франция? В июне 2022 года стало известно, что правительство Австралии выплатит французской судостроительной компании Naval Group 830 мил. австралийских долларов, что в пересчете составляет 585,2 мил. долларов США, компенсации за разрыв контракта на строительство 12 ДПЭЛ.

Что получает Австралия? Австралия получает 8 АПЛ вместо 12 ДПЭЛ по стоимости сопоставимой разорванному контракту. Дополнительные расходы на проектирование и строительство верфи на территории военно-морской верфи Осборна, а также выплату компенсации Французской стороне за разрыв контракта на строительство ДПЭЛ.

Как так получилось, что с 2016 по май 2020, то есть грубо за 4 года, у премьер-министра Австралии и его кабинета, не возникали вопросы к судостроительной компании Naval Group и правительству Франции?