ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ МИНИ-ЦИКЛА "Россия в 1839 году" - размышления о многом" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Рискну сделать любезному читателю совершенно неожиданное предложение... А не почитать ли нам вместе что-нибудь? Например, сочинение Адольфа... (а оговорочка-то непростая... Есть у двух этих господчиков на "А" нечто общее! Хоть бы раздражающе-эпатирующая нелюбовь к России) Астольфа де Кюстина "Россия в 1839 году"? Шутка, разумеется... Реприманда не вышло, да и выйти не может - ведь мы уже десятый клубок этой пряжи разматываем, и, как я и предполагал уже, ранее зимы, верно, и не закончим. Что меня, впрочем, как автора вполне устраивает - не знаю уж, как вас: знай себе полистывай, да наиболее яркие моменты из творчества русофоба-маркиза выписывай! Куда как замечательно! Однако, пора и делом заняться! Переводим дух, дабы как следует приготовиться к очередной порции ехидной критики в наш адрес, и....
- Некоторые из придворных дам по праву слывут красавицами, — но число таковых невелико; другие же пользуются этой славой незаслуженно, благодаря своему кокетству, суетливости и ухищрениям, — все это они позаимствовали у англичанок, ибо русский высший свет всю жизнь занят поисками модных образцов в дальних пределах; случается, русские ошибаются в своем выборе, и тогда из их промашки проистекает весьма странный вид изысканности — изысканность безвкусицы. Если предоставить русского самому себе, он всю жизнь будет маяться приступами неудовлетворенного тщеславия; он станет почитать себя варваром... Во всех классах русской нации красивые мужчины встречаются чаще, чем красивые женщины, — что отнюдь не мешает обнаружить и среди мужчин множество плоских, лишенных выражения физиономий. Представители финской расы скуласты, у них маленькие, тусклые, глубоко посаженные глаза и приплюснутое лицо, словно люди эти при рождении шлепнулись носом оземь; к тому же у них бесформенный рот, а весь облик совершенно невыразителен — настоящая маска раба. Здешние жители походят на финнов, а не на славян...
Да, маркиз, да... Мы - невыразительные примитивные автоматоны с вечной привычкой к раболепию, а наши не в меру кокетливые, подражающие во всём от чего-то именно англичанкам (??), женщины страшны как смертный грех. Правда, уже упоминалась ваша категоричная нелюбовь к женщинам вообще, так что критика прекрасного пола, виденного вами в Петербурге 1839 года, не принимается вовсе: не вам, полагаю, в принципе его судить! Давайте лучше послушаем оперу, а заодно оглядимся - как там всё устроено?
- В Опере я видел то, что именуется парадным представлением. Великолепно освещенный зал показался мне большим и прекрасным по форме. Здесь не знают ни галерей, ни балконов; в Петербурге нет буржуазии, которую надо размещать, сковывая тем самым архитектора в его замыслах; поэтому зрительные залы можно возводить по чертежам простым и правильным, как в итальянских театрах, где женщины, не принадлежащие к высшему свету, отправляются в партер. По особой милости мне досталось на этом представлении кресло в первом ряду партера; в дни парадных спектаклей эти кресла отводятся для самых знатных вельмож, иначе говоря, для высших придворных чинов... Сосед мой справа, приметив по одежде, что я иностранец, обратился ко мне по-французски с той гостеприимной учтивостью, какая в Петербурге отличает людей из высших классов общества... Потолковав о вещах незначительных, я спросил у любезного незнакомца, что будут нам представлять. «Сочинение, переведенное с французского, — отвечал он, — „Хромой бес“. Тщетно ломал я голову, пытаясь понять, что за драма могла быть переведена под таким заглавием. Судите же, сколь велико было мое изумление, когда я узнал, что перевод сей — пантомима, рабски повторяющая наш балет „Хромой бес“. Спектакль мне не слишком понравился; главным образом меня занимали зрители...
"Не слишком понравился" - особая форма авторской учтивости? Да бросьте уже кокетничать! Скажите прямо - не понравился вовсе, да и дело с концом! Тем более, что, кажется, внимание маркиза было отвлечено зрелищем, более достойным его наклонностям.
- Появление императора произвело на меня изрядное впечатление. Когда он в сопровождении императрицы, а за ним все члены фамилии и придворные, приближается к барьеру ложи, публика разом встает. В парадном мундире алого цвета император особенно красив. Казацкая форма к лицу лишь очень молодым людям; этот же мундир более подобает мужчине в летах Его Величества; он подчеркивает благородство его черт и фигуры. Прежде чем сесть, император приветствует собравшихся с тем исполненным учтивости достоинством, какое отличает его. Одновременно приветствует зрителей императрица; больше того, даже и свита приветствует публику, что показалось мне не вполне почтительным по отношению к последней. Зал отвечает государям поклоном на поклон и, сверх того, бурно аплодирует им и кричит „ура“... С того места, где я находился — примерно посредине между двумя театральными действами, сценическим и придворным, — император виделся мне достойным повелевать людьми: так благородно он выглядел, столь возвышенным и величественным был его облик
Мне одному кажется, что по мере личного знакомства маркиза с Императором, первый всё более и более выдаёт себя, проникаясь невольной симпатией к Николаю Павловичу? А как же "тирания", "рабство", "неограниченная деспотия"? Вчитайтесь хотя бы в выделенные строки ниже... Маркиз, неловко вас подлавливать, но, кажется, вы в ловушке!
- Такого человека нельзя судить по меркам, пригодным для обыкновенных людей. Его голос, властный и исполненный значительности, магнетический взгляд, что впивается в предмет, завладевший его вниманием, но зачастую становится холодным и застывает, — не столько из-за обыкновения скрывать свои мысли, ибо он откровенен, сколько из-за привычки сдерживать страсти; его великолепное чело, черты, в которых есть что-то от Аполлона и от Юпитера, его почти неподвижное, внушительное, повелительное лицо, облик, скорее благородный, нежели добросердечный, подобающий более статуе, чем человеку, — все это оказывает неодолимое воздействие на всякого, кто приближается к его особе. Он становится повелителем чужих воль, ибо все видят, что он властен над своей собственной волей.
И, знаете ли, наверное, даже неплохо, что де Кюстин так подставился. Потому что изрядная бойкость его пера позволяет и нам - поздним читателям его записок - прочувствовать на себе несомненный магнетизм фигуры Николая Павловича. При всей моей даже несколько болезненной любви к бесподобному роману Окуджавы "Путешествие дилетантов" приведённую ниже цитату можно использовать лишь как сознательное окарикатуривание личности Императора персонажем, испытывающим к первому откровенно личную и оппозиционную неприязнь:
"... А этот, чтоб не сказать хуже, наместник бога на земле, блюститель нравственности и морали, наш Медведь, который больше всего боится ограничения собственной власти, этот-то, вы знаете, как он разговаривает с женщинами, с женщиной, которая, чтоб не сказать хуже, ему приглянулась? «Подойди ко мне, милашка (князь ловко скопировал позу Николая Павловича). Ну-ка, ну-ка, покажись. Да ты прелесть! Где это тебя до сих пор прятали? Ха-ха… Уж не от меня ли» – «Я счастлива, ваше величество!..» – «Разве от меня можно спрятаться? Ну-ка отвечай…» – «О, ваше величество!..» – «Ну, ладно, ладно, вижу, как ты сгораешь… За чем же дело стало? Идем ко мне в комнаты… Только, пожалуйста, сделай вид, что ты идешь познакомиться с моими портретами…» – «О, ваше величество!..» – «Ты бывала у меня в комнатах? Нет? Так смотри же, как скромен твой монарх. Подойди поближе, поближе, я тебе говорю… Это что у тебя там, а?..» – «Ах, ваше величество!..» (Б.Ш.Окуджава "Путешествие дилетантов")
Мы не можем знать - насколько правдивы строки де Кюстина, якобы записанные им со слов Николая, но, полагаю, они достойны того, чтобы привести их ниже.
- - В России еще существует деспотизм, ибо в нем самая суть моего правления; но он отвечает духу нации... Я люблю свою страну и, мне кажется, понимаю ее; поверьте, когда невзгоды нашего времени слишком уж донимают меня, я стараюсь забыть о существовании остальной Европы и ищу убежища в глубинах России... Нет человека более русского сердцем, чем я...
Есть ли здесь некоторая поза, рисовка? Возможно. Например, взять, да и приписать себя в "самые русские", отказав тем самым в "русскости" хотя бы Пушкину, Глинке или старому служаке графу Петру Александровичу Толстому. Но нельзя не почувствовать что-то... откровенное, искреннее, симпатичное. Впечатлён остался и маркиз:
- На меня он произвел большое впечатление; я был покорен: благородство чувств, что явил предо мною император, и искренность его речей, как мне представлялось, весьма рельефно оттеняли его всемогущество; признаюсь, император ослепил меня!!.. Красота доставляет ему лишний способ быть убедительным, ибо красота эта в равной мере духовная и физическая. Действие ее я отношу не столько на счет правильности черт, сколько на счет правдивости чувств, что рисуются обыкновенно на его лице
Ну вот... А то всё "тиран" да "тиран". Давайте добъём и маркиза, и себя ещё несколькими цитатами из "интервью" внезапно проникнувшегося приступом доверия к заезжему французу Императора.
- — Меня обвиняют во властолюбии — но так может говорить лишь тот, кто совсем меня не знает! я не только не желаю еще расширять нашу территорию, но, напротив, хотел бы сплотить вокруг себя население всей России. Нищета и варварство — вот единственные враги, над которыми мне хочется одерживать победы; дать русским более достойный удел для меня важнее, чем приумножить мои владения. Если бы вы только знали, как добр русский народ! сколько в нем кротости, как он любезен и учтив от природы!.. Но стать достойным того, чтобы править подобной нацией, не так легко... Иногда я боюсь, что сделал не все, что в моих силах...
Де Кюстин - отдадим ему должное - и не отрицает магнетизма Николая Павловича, действовавшего на него в 1839 году, и даже много позже - в процессе написания записок: "Спросите себя со всей серьезностью и признайтесь, показался ли вам император Николай, каким он предстает в моих рассказах, ниже представления, какое сложилось у вас о его характере до чтения моих писем? Если ответ ваш будет искренним, он послужит мне оправданием". Да, сударь, это вам удалось: образ Государя вышел у вас противоречивым, но полнокровным и не шаблонным, за что - искренняя благодарность от читателей, понимающих о нём несколько больше, чем просто "Палкин" и "бурбон". Человекам, не избаловавшим себя не протяжении первых четырёх десятков лет жизни процессом непрерывного познания, вообще крайне способно оперировать крошащимися от древности клеймами: Павел - сумасброд и невротик, Аракчеев - солдафон и льстивый дурак, Екатерина II - вообще умствующая @@@@@ на троне, и т.п. Им так удобнее жить. "Лошади кушают овес и сено", "Волга впадает в Каспийское море"... Не станем пенять им за это, всякий делает себя сам, таков путь. Лучше завершим наш нынешний день ещё одною замечательной и, пожалуй, верной фразою маркиза, который сегодня - признаемся - молодец!
- В России жить трудно всем: император здесь привычен к усталости не меньше последнего из крепостных. Мне показали его постель — наши землепашцы подивились бы жесткости этого ложа. Здесь все вынуждены твердить себе суровую истину- что цель жизни лежит не на земле и удовольствие не тот способ, каким можно ее достигнуть
В очередной части мы ещё побродим по Петербургу, оценим качество мостовой Невского проспекта и вглядимся получше в лица горожан. А под занавес предлагаю послушать романс Глинки на стихи Пушкина, написанный им в 1838 году. "Между прочим, один из сочиненных романсов, кажется, удался мне; этот новый романс, также несколько в испанском роде" - так писал о своём произведении композитор. Давайте попытаемся убедиться в этом.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу