«Метод домика» помогает проанализировать проблему и запланировать её устранение с помощью детского рисунка. Разберём суть метода, особенности и примеры.
Метод домика - визуализированный метод быстрого анализа и планирования. Нашёл я его очень давно (на заре инфобизнеса в России) в какой-то статье и сразу запомнил. Он простой и понятный. Метод мне напомнил проектный треугольник: сроки, бюджет, объём, качество. Поэтому я его немного доработал.
Благодаря визуализации, метод помогает запомнить процесс анализа и планирования. Самое интересное в нём, что собственно решения-то и нет. Есть анализ, который предшествует решению, есть план, который следует за решением. А само решение, как бы подразумевается.
Всё очень просто и понятно:
1. Рисуем домик: четыре стены, двускатная крыша, труба, окно.
2. Труба - это клиент. Человек, чью проблему мы решаем. Если необходимо вы можете уточнить у него ограничения.
3. Крыша - это анализ.
Настоящее. В чём проблема? Опишите проблему: как выглядит, чему мешает.
Прошлое. Как и откуда появилась? История развития.
Будущее. Что будет если устранить? Что будет если не устранять?
Где-то здесь, после анализа, мы выдвигаем гипотезы и принимаем решение.
4. Окно - цель. Чего хотим достичь? Количественные и качественные требования к результату.
5. Каркас дома – планирование.
Ответственный. Кто будет делать?
Срок. Когда начнёт? Когда закончит?
План. Как будет делать?
Ресурсы (бюджет). Где возьмёт средства?
А что если не получилось решить проблему?
Тогда мы входим в классический цикл Деминга PDCA (Plan-Do-Check-Act — планирование-действие-проверка-корректировка). Клиент не меняется, анализ не меняется, цель не меняется (можно менять и цель, но только в качестве исключения), а вот решение и план меняем в зависимости от результата.
Не скажу, что метод можно широко применять. Скорее наоборот. Он пригодится в нескольких редких случаях:
- Когда вы только учитесь решать задачи и проблемы. Можно обучать этому методу детей, студентов и молодых сотрудников. Пожалуй, включу его в «Тренировку юного успевателя» (проект обучения детей тайм-менеджменту). Но надо доработать – добавить элемент для принятия решения. Дверь? Мансарду? Крыльцо? Предлагайте в комментариях.
- Когда проблемы несложные, а решения простые, не требующие сбора данных, длительного анализа и не сильно влияющие на жизнь и работу (да, я разделяю жизнь и работу).
Попробуем принять пару простых решений. И нарисовать ещё два домика.
Проблема1: сломался весовой комплекс.
1. Кто клиент? Начальник производства.
2. В чём проблема? Не регулируется скорость подачи продукта.
Как и откуда появилась? Началось в ночную смену, продолжалось утром. Вчера был плановый ремонт на этом узле. Может это связано?
Что будет если устранить? Продолжим выпуск. Что будет если не устранять? Простой производства, потери.
Где-то здесь, после беглого анализа, мы выдвигаем гипотезу, что виной всему тензодатчик и принимаем решение: "Остановить производство, провести диагностику тензодатчика и, при необходимости, заменить."
3. Цель: подача продукта с заданной скоростью.
4. Кто будет делать? Наладчик.
Когда начнёт? Когда закончит? Начнёт немедленно. Закончит, как можно быстрее.
Как будет делать? Выявить причину, заменить неисправный узел.
Где возьмёт средства? Запчасти на складе.
Проблема2: за зиму кто-то ушил все мои вещи.
1. Кто клиент? Я.
2. В чём проблема? Набрал вес.
Как и откуда появилась? Травма, меньше занятий, больше вкусной калорийной еды.
Что будет если устранить? Смогу надеть любимую куртку. Что будет если не устранять? Придётся покупать новые вещи. И что-то решать со старыми.
Где-то здесь я выдвигаю гипотезу, что быстро вес не сбросить и принимаю решение: "Купить новые вещи."
3. Цель: выбрать и купить весеннюю куртку и пару рубашек
4. Кто будет делать? Я.
Когда начнёт? Когда закончит? В следующие выходные.
Как будет делать? Поеду в ТЦ, выберу и куплю.
Где возьмёт средства? Заработная плата на дебетовой карте.
Что же в итоге?
Простой и наглядный - это плюс.
Для серьёзных проблем не подходит – это минус.
Метод оригинальный запоминаемый, но, увы, годен только для обучения основам принятия решений.