Найти тему
Qazaq Agro

Выгоды вертикальной интеграции: как снизить себестоимость продукции и увеличить рентабельность АПК

В условиях снижения цен на сельхозпродукцию только вертикальная интеграция способна обеспечить экономическую устойчивость. Выстроив цепочку от заготовки кормов до выпуска готовых продуктов питания с высокой добавленной стоимостью, компания получает достаточную рентабельность для стабильной работы и развития.

Об этом порталу ElDala.kz рассказал Темиргали Ескендиров (на главном фото), владелец  базирующегося в Уральске агрохолдинга "Жайык Ет".

Полный репортаж в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:

Полный охват

"Жайык Ет" - крупнейший по охвату регионов производитель колбас и мясных изделий в Казахстане. Продукция компании представлена практически во всех областях страны. Что касается родного Уральска, то здесь производитель также занимает основную долю по мясу птицы. В составе агрохолдинга два растениеводческих подразделения - 20 тыс. га в Северо-Казахстанской области и 10 тыс. га в Западно-Казахстанcкой. Причем на части земель ЗКО развивается и орошение - на 1400 га выращиваются кукуруза на зерно и соя. Это позволяет компании обеспечивать кормами собственную птицефабрику. Бройлерная птицефабрика была запущена в 2017 году, она выращивает 8,5 тыс. тонн птицы в год. Мощность планируется увеличить в два раза, такая возможность есть - позволяют и кормовая база, и спрос.

-2

Что касается мясокомбината, то он как разделывает бройлеров на продажу, так и производит колбасы и мясные продукты более 200 наименований. Кроме мяса птица, используются конина и говядина. Для обеспечения производства сырьем работает собственный убойный цех, принимающий скот у фермеров региона. Продукция сертифицирована по стандарту "халяль".

Дополнительную рентабельность мясокомбинату дает глубокая переработка всех частей бройлера, включая сбой. Даже отходы в виде перьев идут на производство кормовой мясокостной муки.

-3

Вопрос себестоимости

К сожалению, "Жайык Ет" - один из немногих положительных примеров грамотно выстроенного производства в пищевой отрасли. Пока же в Казахстане сохраняется зависимость от импорта по многим продуктам питания, которые в принципе мы могли бы производить сами, учитывая имеющуюся сырьевую базу. В том числе это касается колбас и мясных продуктов. Ситуация складывается парадоксальная и даже обидная для нашей страны: на экспорт мы отправляем живой скот, продавая его по минимальной цене. А потом импортируем колбасы - это уже продукт с высокой добавленной стоимостью. И вся эта дополнительная рентабельность остается у зарубежных переработчиков, для которых Казахстан является источником дешевого сырья.

-4

Почему так происходит? Из-за неспособности (или нежелания) отечественных переработчиков предлагать фермерам за их сырье достойную, конкурентоспособную оплату. Вертикальная интеграция, подобная реализованной в "Жайык Ет", позволяет преодолеть эту проблему - выращивание сырья для переработки и сама переработка находятся в одних руках. Если сюда добавить еще и собственную сырьевую базу в виде растениеводческого подразделения, то возникает синергия - эффективное взаимодействие всех звеньев цепочки, обеспечивающая стабильную выгодную работу структуре.

- Пока наш АПК развивается слабее, чем мог бы, - поделился своим мнением Темиргали Ескендиров. - Тут я вижу несколько потенциальных точек роста. База всего животноводства и мясопереработки - себестоимость кормов. Более высокая урожайность позволяет российским и белорусским производителям получать мясо и птицу дешевле, и благодаря этому их производители колбас могут как уверенно чувствовать себя и на собственных внутренних рынках, так и активно заходить на наш рынок - их продукция дешевле. Чтобы выдерживать конкуренцию, нам нужна хорошая кормовая база. Сегодня мы уступаем России в растениеводстве в силу нескольких объективных причин: во-первых, они сеют в основном озимые, которые в любом случае дают более высокий урожай, чем яровые, за счет полного использования влаги и осенью, и весной, и летом. У нас в основном яровые, которые выше качеством, но ниже по урожайности - а значит, имеют более высокую себестоимость. Во-вторых, Россия нас все-таки обогнала по семеноводству, семена там очень хорошие. Мы в этом году для своего хозяйства в СКО купили очень хорошие семена класса элита в "ЭкоНиве", в "Кургансеменах". Всего взяли 700 тонн таких сортов, как "Ликамеро", "Токката", "Корнетто" (это от "ЭкоНивы") и "Уралосибирская" и "Степь" (от "Кургансемена"). Это высокоурожайные интенсивные сорта, но они требуют соответствующего внесения в почвы минеральных удобрений. Мы купили в нынешнем сезоне более 1000 тонн фосфорных и азотных удобрений. К сожалению, у нас в Казахстане вносится в почву всего 20% удобрений от научно обоснованной нормы. Кстати, это еще один фактор нашего отставания по урожайности. Получается, три фактора - влага, семена, питание. Есть еще и четвертый - средства защиты растений. Тут мы тоже отстаем.
-5

Это отставание в технологиях и приводит в разнице по урожайности, как следствие - более высокой себестоимости сельхозсырья в Казахстане. Понятно, что нужно наверстывать отставание, внедрять передовой опыт - "Жайык Ет" этим занимается, получая консультации от специалистов "Кургансемена" по подбору сортов, применению удобрений, соблюдению оптимальных сроков. Грамотная комплексная агротехнология уже приносит эффект в виде роста урожайности. Глубокое рыхление, боронование, прокатывание позволяют накапливать влагу в почве и преодолевать главный лимитирующий фактор в Казахстане - дефицит осадков в период вегетации. Реальным в хозяйстве считают выход на стабильную урожайность 30-40 ц/га при нынешней средней - 12-13 ц/га.

Рентабельность на переработке

Дополнительным инструментом снижения себестоимости конечной продукции в секторе продуктов питания должно быть взаимодействие растениеводства с животноводством (или птицеводством). А именно: если зерно или масличные трудно продавать на рынке из-за конкуренции с более дешевой российской продукцией, то нужно отправлять их на корма. Так вертикально интегрированная компания получает более высокую рентабельность, чем если она просто продаст сельхозсырье на рынке.

-6

Плюс можно развивать взаимодействие с местными аграриями. В частности, "Жайык Ет" заинтересован в дополнительных объемах сои, которую готов покупать у фермеров ЗКО. Это обеспечит взаимную выгоду.

- Мы привезли оборудование из Китая, начали перерабатывать сою с выпуском масла и жмыха, - отметил Темиргали Ескендиров. - Далее технологию усовершенствуем и будем выпускать шрот - это высокопротеиновые корма для нашей птицефабрики. Сами мы сою сейчас выращиваем на своих орошаемых землях, около 2 тыс. тонн в год, но нам нужны дополнительные объемы сырья. В год готовы покупать соевые бобы в объеме еще 4 тыс. тонн. У нас в регионе есть возможность развивать орошение, и другие хозяйства могут это делать в расчете на нашу переработку. Тем более что государство сейчас увеличивает субсидии на оборудование для орошения. Можно ее выращивать на богаре, рентабельность будет в любом случае выше, чем у пшеницы.

Что касается соевого масла, то его производство и продажа дает плюс 40% рентабельности в сравнении с реализацией соевых бобов "сырьем". Это еще один из инструментов повышения рентабельности аграрного производства.

Резюмируя, о преимуществах вертикальной интеграции можно сказать главное - компании намного выгоднее выращиваемое сельхозсырье в виде масличных, бобовых и зерновых культур "пропускать" через скот или птицу, получая добавленную стоимость. Что до самой птицы, то ее также выгоднее продавать не тушками, а разделывать и реализовывать также в виде продукта с добавленной стоимостью. Еще более высокую рентабельность дают колбасы и готовые мясные изделия.

Внутренний рынок Казахстана сейчас зависим от импорта и по мясным, и по молочным продуктам питания, так что отечественным производителям есть, куда расти. В этой ситуации вертикально интегрированным агрохолдингам легче конкурировать с компаниями, которые сосредоточены лишь только на каком-то одном секторе - растениеводстве, птицеводстве или переработке. Ведь в агрохолдинге всегда будет ниже себестоимость кормов и сырья, а значит и готовой продукции.

А в перспективе казахстанским компаниями пищевой отрасли нужна и работа на экспорт. Перспективы в этом направлении можно изучать на крупных международных выставках, отслеживая тренды и заключая контракты с покупателями со всего мира.

Сергей Буянов, впервые опубликовано на ElDala.kz