Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Древо жизни. Разбор фильма

Вот и ещё один фильм посмотрели и разобрали в психологическом киноклубе. Здесь я напишу только своё понимание и смыслы, которые я увидела в фильме.

Сначала о самом фильме. "Древо жизни" (2011) - драматический фильм американского режиссёра Терренса Малика. Насколько я понимаю, фильм во многом автобиографичен: Терренс Малик рассказал нам часть своей жизненной истории и раскрыл часть своего внутреннего мира, в котором нет покоя и много вопросов.

Идея фильма появилась ещё в 1970-х годах, но первые съёмки состоялись только в 2006 году, в них принимали участие Колин Фаррелл и Мэл Гибсон. Но съёмки были приостановлены.Затем в 2007 году режиссёр предложил сниматься в главных ролях Шону Пенну и Хиту Леджеру. Шон Пенн принял предложение, а Хит Леджер трагически ушёл из жизни в 2008 году, поэтому его роль в итоге досталась Брэду Питту. А мне, если честно, очень хотелось бы увидеть фильм с первым дуэтом и с Хитом Леджером. Но, к сожалению, это невозможно. И это та данность, которую нужно принять.

Фильм начинается с трагедии: в семье погибает ребёнок, и матери, отцу и двум братьям предстоит пережить горе. Каждый из них справляется с этим по-своему. Фильм для меня разделился на три части, которые переплетены на всём протяжении. Древо жизни, подумала я, это символическое представление о семейной системе. И да, к сожалению, бывает так, что дерево не растёт благополучно: что-то случается, и ломается молодая веточка, и у неё уже не будет продолжения, она не зацветёт и не даст плоды.

Режиссёр, когда-то потерявший брата, показывает нам Землю из космоса, подводный мир, эпоху динозавров... Всё это сопровождается космической музыкой, на фоне которой иногда звучат вопросы к Богу: почему так несправедливо устроен мир, почему Он это допускает?.. Когда я смотрела эту часть, я думала о том, что в жизни действительно много несправедливости. И есть такая несправедливость, которую нужно принять. Так же, как невозможно изменить космос или океан, они будут существовать независимо от того, живы мы или нет. Вообще, в масштабе Вселенной человеческая жизнь - это мгновение. Смерть - рядовое событие, которых в разных её уголках случается множество... Но если со стороны Вселенной это видится таким незначительным, то в жизни близких людей смерть - тяжёлое событие, которое ставит множество вопросов о смысле и бессмысленности, о справедливости и вере. И смерть заставляет каждого искать ответы на эти вопросы. Визуальный и музыкальный ряд этой части просто восхищают. Но в связи с этим у меня есть рекомендация - фильм лучше смотреть утром или днём, хорошо выспавшимися, потому что картинка и звуки обладают медитативным, успокоительным и даже снотворным действием.

Вторая часть фильма: про семью, где растут эти трое мальчишек. Про их мать (Джессика Честейн), которая старается вложить в них добро, нежность, любовь, веру в Бога, будучи сама глубоко набожной. Про их отца (Брэд Питт), который, напротив, придерживается материалистических взглядов, позиции силы и старается воспитать в своих сыновьях умение постоять за себя, учит их драться. В то же время в этой части мы можем ярко увидеть проявления Эдипова комплекса, когда сын ненавидит своего отца, любит свою мать и верит в то, что она тоже любит его больше, чем своего мужа. В какой-то момент возникает жёсткая конкуренция, сын начинает перечить отцу, и отец всеми силами пытается сохранить власть в семье. Он обвиняет мать в том, что она настраивает сыновей против него. Здесь у меня было много сочувствия, возмущения, злости, причём как на отца, так и на мать, которые не смогли "на берегу" договориться о тех ценностях, которые им близки. Этот конфликт ценностей, на мой взгляд, порождает множество конфликтов в жизни.

Третья часть фильма - про уже ставшего взрослым ребёнка (
Шон Пенн), которого продолжают мучить те же самые вопросы, которые возникли после смерти брата. Здесь очень интересно показаны каменные джунгли большого города, которые сменяются природными каменными джунглями, в которые перемещается герой Шона Пенна. Ни там, ни там он не находит ответа. И только в сцене на берегу океана, по которому идёт множество людей, в том числе его семья, и он встречается со своим отцом, с матерью, с братьями, обнимается с ними, как будто он находит, наконец, примирение и успокоение. Я увидела здесь снова людей, идущих от своего рождения к своей смерти (даже всплыла в голове песня "Машины времени":

Спускаясь к Великой реке,
Мы все оставляем следы на песке...)
-2

И этот поток невозможно остановить, и путь этот - единственный, который каждый проходит. И именно потому, что нас ждёт смерть, очень важно здесь, пока мы живы, быть максимально близкими и открытыми к своей семье, потому что жизнь может оборваться в любой момент, и мы можем не успеть сказать какие-то очень важные слова, не успеть обнять, не успеть...

-3

Рисунок, нарисованный во время обсуждения фильма

Фильм не для всех, на мой взгляд. В нём нет привычного сейчас экшна, зато он погружает в переживания и заставляет задуматься над озвученными в нём вопросами, искать смыслы.

Будете смотреть?

Если да, поделитесь потом своими впечатлениями!

Спасибо вам за ваши лайки и комментарии, для меня это очень ценно!

Подборка статей с разборами фильмов: Разборы фильмов и книг

© Москвитина Татьяна 2024

Запись на консультацию WA +79234367677

Приглашаю коллег в супервизионную группу

Автор: Москвитина Татьяна Николаевна
Психолог, Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru