Вот и ещё один фильм посмотрели и разобрали в психологическом киноклубе. Здесь я напишу только своё понимание и смыслы, которые я увидела в фильме.
Сначала о самом фильме. "Древо жизни" (2011) - драматический фильм американского режиссёра Терренса Малика. Насколько я понимаю, фильм во многом автобиографичен: Терренс Малик рассказал нам часть своей жизненной истории и раскрыл часть своего внутреннего мира, в котором нет покоя и много вопросов.
Идея фильма появилась ещё в 1970-х годах, но первые съёмки состоялись только в 2006 году, в них принимали участие Колин Фаррелл и Мэл Гибсон. Но съёмки были приостановлены.Затем в 2007 году режиссёр предложил сниматься в главных ролях Шону Пенну и Хиту Леджеру. Шон Пенн принял предложение, а Хит Леджер трагически ушёл из жизни в 2008 году, поэтому его роль в итоге досталась Брэду Питту. А мне, если честно, очень хотелось бы увидеть фильм с первым дуэтом и с Хитом Леджером. Но, к сожалению, это невозможно. И это та данность, которую нужно принять.
Фильм начинается с трагедии: в семье погибает ребёнок, и матери, отцу и двум братьям предстоит пережить горе. Каждый из них справляется с этим по-своему. Фильм для меня разделился на три части, которые переплетены на всём протяжении. Древо жизни, подумала я, это символическое представление о семейной системе. И да, к сожалению, бывает так, что дерево не растёт благополучно: что-то случается, и ломается молодая веточка, и у неё уже не будет продолжения, она не зацветёт и не даст плоды.
Режиссёр, когда-то потерявший брата, показывает нам Землю из космоса, подводный мир, эпоху динозавров... Всё это сопровождается космической музыкой, на фоне которой иногда звучат вопросы к Богу: почему так несправедливо устроен мир, почему Он это допускает?.. Когда я смотрела эту часть, я думала о том, что в жизни действительно много несправедливости. И есть такая несправедливость, которую нужно принять. Так же, как невозможно изменить космос или океан, они будут существовать независимо от того, живы мы или нет. Вообще, в масштабе Вселенной человеческая жизнь - это мгновение. Смерть - рядовое событие, которых в разных её уголках случается множество... Но если со стороны Вселенной это видится таким незначительным, то в жизни близких людей смерть - тяжёлое событие, которое ставит множество вопросов о смысле и бессмысленности, о справедливости и вере. И смерть заставляет каждого искать ответы на эти вопросы. Визуальный и музыкальный ряд этой части просто восхищают. Но в связи с этим у меня есть рекомендация - фильм лучше смотреть утром или днём, хорошо выспавшимися, потому что картинка и звуки обладают медитативным, успокоительным и даже снотворным действием.
Вторая часть фильма: про семью, где растут эти трое мальчишек. Про их мать (Джессика Честейн), которая старается вложить в них добро, нежность, любовь, веру в Бога, будучи сама глубоко набожной. Про их отца (Брэд Питт), который, напротив, придерживается материалистических взглядов, позиции силы и старается воспитать в своих сыновьях умение постоять за себя, учит их драться. В то же время в этой части мы можем ярко увидеть проявления Эдипова комплекса, когда сын ненавидит своего отца, любит свою мать и верит в то, что она тоже любит его больше, чем своего мужа. В какой-то момент возникает жёсткая конкуренция, сын начинает перечить отцу, и отец всеми силами пытается сохранить власть в семье. Он обвиняет мать в том, что она настраивает сыновей против него. Здесь у меня было много сочувствия, возмущения, злости, причём как на отца, так и на мать, которые не смогли "на берегу" договориться о тех ценностях, которые им близки. Этот конфликт ценностей, на мой взгляд, порождает множество конфликтов в жизни.
Третья часть фильма - про уже ставшего взрослым ребёнка (Шон Пенн), которого продолжают мучить те же самые вопросы, которые возникли после смерти брата. Здесь очень интересно показаны каменные джунгли большого города, которые сменяются природными каменными джунглями, в которые перемещается герой Шона Пенна. Ни там, ни там он не находит ответа. И только в сцене на берегу океана, по которому идёт множество людей, в том числе его семья, и он встречается со своим отцом, с матерью, с братьями, обнимается с ними, как будто он находит, наконец, примирение и успокоение. Я увидела здесь снова людей, идущих от своего рождения к своей смерти (даже всплыла в голове песня "Машины времени":
Спускаясь к Великой реке,
Мы все оставляем следы на песке...)
И этот поток невозможно остановить, и путь этот - единственный, который каждый проходит. И именно потому, что нас ждёт смерть, очень важно здесь, пока мы живы, быть максимально близкими и открытыми к своей семье, потому что жизнь может оборваться в любой момент, и мы можем не успеть сказать какие-то очень важные слова, не успеть обнять, не успеть...
Рисунок, нарисованный во время обсуждения фильма
Фильм не для всех, на мой взгляд. В нём нет привычного сейчас экшна, зато он погружает в переживания и заставляет задуматься над озвученными в нём вопросами, искать смыслы.
Будете смотреть?
Если да, поделитесь потом своими впечатлениями!
Спасибо вам за ваши лайки и комментарии, для меня это очень ценно!
Подборка статей с разборами фильмов: Разборы фильмов и книг
© Москвитина Татьяна 2024
Запись на консультацию WA +79234367677
Приглашаю коллег в супервизионную группу
Автор: Москвитина Татьяна Николаевна
Психолог, Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru