Вчера включила программу, посвященную годовщине полета Гагарина в космос, и неожиданно увидела там среди гостей певца Евгения Кунгурова, который умер 8 апреля. Его смерть потрясла многих - Евгений был знаком нам по проектам "Голос", "Один в один", "Большая опера". Когда зазвучала песня "Знаете, каким он парнем был", на экране появилась надпись, сообщающая о том, что это последняя съемка артиста.
Обладая характерным драматичесим баритоном, певец успешно участвовал во многих проектах, выступал в театре "Новая опера", был ведущим телепередачи "Романтика романса", и его смерть стала совершенной неожиданностью, особенно когда раскрылись некоторые подробности. Артисту было всего 40 лет, он был дважды женат, но находился в процессе развода. Как сообщила супруга певца, она получила от него сообщение о том, что Евгений собирается покончить с собой, вскрыв себе вены. Через некоторое время его нашли под окнами дома. На руках были порезы.
Артист на протяжении какого-то времени находился в тяжелом депрессивном состоянии и обращался за помощью к специалистам: "По информации Telegram-канала Mash, за 2023 год Кунгуров трижды попадал в психбольницу – он страдал от смешанного тревожного расстройства, клинической депрессии, раздвоения личности, расслоения сознания и апатии."
Мне почему-то сразу вспомнилась трагическая история Владимира Ивасюка, талантливого композитора (большинство знает его как автора песни "Червона рута"). Он учился в консерватории, участвовал в различных конкурсах, но также страдал от психологических проблем, бессонницы и отсутствия душевного равновесия, проходил курс лечения в психиатрической клинике.
Однажды после телефонного звонка он вышел из дома и... больше не вернулся. Несколько дней родные искали его, пока тело случайно не было найдено в лесу. Вызванные на место работники правоохранительных органов сообщили, что композитор повесился на поясе собственного плаща. Однако многие не верили в то, что Владимир покончил с собой. Место и время также показалось им странным.
Помню, я в свое время случайно наткнулась на статью, автор которой подробно исследовал возможные причины трагедии, разбирал все обстоятельства (был ли композитор действительно болен или справка из больницы требовалась ему для других целей, повлиял ли на душевное состояние отказ девушки, которая сильно нравилась, что вообще происходило в то время и мог ли кризис творческой самореализации подтолкнуть к роковому решению). Статья достаточно длинная (ее можно почитать ЗДЕСЬ), но я не могла оторваться, читая изложенные факты и погружаясь в подробности этой трагедии.
В конце концов автор пришел к однозначному выводу: как бы некоторые ни хотели найти виновников на стороне, Владимир сам наложил на себя руки. И дальше приводились некоторые аргументы. Однако... Несколько лет спустя я в прессе наткнулась на информацию о том, что Генеральная прокуратура возобновила расследование по причине наличия фактов и улик, свидетельствующих против этой версии. Есть серьезные основания полагать, что Ивасюк физически не мог совершить такое самоубийство. Многие до сих пор уверены, что его убили. Насколько я знаю, к окончательному выводу официально не пришли до сих пор...
Все это я говорю вовсе не к тому, что везде следует искать теорию заговора. Но творческие люди почти всегда по-особому тонко все воспринимают (будь то актуальные события, неудачи в личной жизни, несбывшиеся надежды и несправедливость, которая порой даже не касается их лично), необычайно эмоционально переживая происходящее. Не всегда это удается сублимировать в творчество, а иногда трагическое мироощущение приводит к настоящим трагедиям.
Вот только что посмотрела подкаст про фильм "Я шагаю по Москве", где вспоминали Геннадия Шпаликова - молодого талантливого сценариста, который теперь отлит в бронзе и будет стоять перед родным ВГИКом рядом с фигурами Шукшина и Тарковского. Творческая жизнь Шпаликова не всегда складывалась удачно, а сам он по натуре был очень эмоционален (это вспоминали и на передаче), да и в личной жизни не все было гладко.
Уйдя из семьи, Геннадий ночевал у друзей, пытался реализовать свои многочисленные задумки, но по сценариям приходили отказы, и даже стихи, отправленные в журнал "Юность", не стали публиковать. Молодой автор пытался сохранить какое-то душевное равновесие и "лечился" известным русским способом. Он не прекращал писать, надеясь, что все когда-нибудь наладится, а идеи найдут свое воплощение. Но ничего не выходило. И однажды утром писатель Горин обнаружил Шпаликова мертвым - тот повесился на своем шарфе. Было ему всего 37 лет - критический возраст для многих артистов, писателей, поэтов. Кстати, он и сам как-то сказал: "В России поэтам жить больше 37 лет неприлично"...
К чему я все это говорю? Жизнь человеческая хрупка. И даже если человек кажется вам успешным, смело идет по жизни, реализует свои проекты, а в ответ на ваши вопросы улыбается, говоря, что у него все в порядке, порой даже близкие могут не знать, что творится у него на душе. Он может скрывать свои проблемы потому, что не хочет беспокоить окружающих или прекрасно отдает себе отчет в том, что ему вряд ли кто поможет... У меня среди знакомых много творческих людей. Порой они кажутся странными и даже могут обидеть в сердцах, будучи не всегда эмоционально уравновешенными. Но внутри у них - целый мир, хрупкий и необъятный. Как у каждого из нас.