Добрый день, дорогие читатели!
Проводил ремонт прошлым летом на даче моих дедушки и бабушки, на чердаке нашел альбомы с фотографиями, вырезки из журналов 50-70-х годов.
С женой сидели весь вечер, просматривали фотоснимки великой эпохи. Материалов было много, расскажу о трех гениальных мастерах, которые мне больше всего понравились.
Евгений Умнов
Родился в 1919 году в Москве. Отца репрессировали в 1928 году, ребенок воспитывался бабушкой. В 1938 году поступил в МИСИ на архитектурный факультет. Осенью 1941 года уехал в эвакуацию (Новосибирск), гитлеровские войска подходили к Москве. Начал сотрудничать с ежедневным изданием «Советская Сибирь» в качестве фотокорреспондента. После возвращения в Москву в 1943 решил стать профессиональным фотожурналистом.
Евгений Умнов снял огромное количество талантливых работ, работал в самых разных жанрах. Специализировалсяна темах: балет, творческие личности, театр и многие другие. Во многих фотографиях в период оттепели (вторая половина 50-х), встречаются нередко мотивы и ракурсы, которые были свойственны авангарду начала 20-х годов.
Профессиональное становление определялось сотрудничеством с грандами советской фотографии: Виктором Руйковичем, Семёном Фридляндом и Яковом Халипом. В 1950 году Умнова приняли в штат журнала «Огонек».
Огромное влияние оказало сотрудничество с известным мастером Самарием Гурарием (строительство Главного Здания МГУ на Ленинских Горах). Один из самых успешных циклов того времени – изображения праздничной Москвы, был выполнен совместно с Борисом Кудояровым.
Мечта юности – профессия архитектора, повлияла на формирование творческой индивидуальности, алгоритмы выстраивания композиций и выбор оптимального ракурса для съемки и многое другое. Работы Мастера ценились в кругах интеллигенции, а со временем он приобрёл значительный авторитет среди театральной общественности, ценителей балета, писателей, поэтов, художников.
Среди молодых артистов даже сложилось поверье, что если Умнов тебя сфотографировал, то это гарантирует лучшие роли на театральных подмостках и в кинематографе. Особенно удавались Мастеру жанровые съёмки знаменитых артистов: М. Плисецкой, М. Бернеса, Л. Утесова, Э. Рязанова и многих других звезд того времени.
Особенности
Творчество Евгения Умнова ассоциируется с элегантностью, философской сдержанностью, благожелательностью и уважением. Чувствуется в каждой композиции искреннее желанием мастера правильно понять своего визави. Евгений Умнов жил в эпоху всевластия социалистического реализма, но это не мешало ему находить свой путь в творчестве.
Часто фоторепортеру приходилось выполнять рутинную работу, задания редакции, энтузиазма при этом не испытывал, но профессиональный уровень неизменно оставался крайне высоким.
Такое важное качество как «чувство кадра» было развито идеально. На протяжении пятидесятых годов он выработал профессиональный подход, нашёл любимые темы: культурная жизнь, уличные зарисовки, проведение фестивалей, гастроли зарубежных театров и т.п.
Фоторепортера прославило фото «Кухонный диалог» - общение Никиты Хрущева и Ричарда Никсона на Национальной американской выставке в Сокольниках (июнь 1959 года). Возле стенда корпорации General Electric была представлена кухня стандартного американского домохозяйства.
Это было время наиболее мощного идеологического противостояния СССР и США. На ХХ съезде Никита Хрущев утверждал, что коммунизм будет построен к 80-му году. А вот выставка США в Сокольниках показывала, что «загнивающий Запад» в некоторых сегментах явно опережает Советский Союз.
Балет
Балет – был любимой темой Евгения Умнова, стилю также была свойственна четкость формы, простота и гармония. Гениальный балетный хореограф Юрий Григорович в журнале «Советского фото» (1972) с восторгом отзывался о мастерстве фотохудожника. Мысль сводилась к тому, что Умнов находит свой угол зрения в каждом сюжете, при этом всегда чувствует напряженный и живой ритм композиции.
Евгений Умнов проводил много времени на репетициях, начинал понимать суть постановок и эстетическую насыщенность представления. Съемки за кулисами – еще одна ключевая тема, которую часто можно встретить в творчестве. Эти серии фотографий являются самыми лучшими.
Антрепренер Сол Юрок (США) организовывал гастроли Большого театра в Европе и Америке, часто использовал фоторепортажи Евгения Умнова. Когда «Балет Джофри» приехал на гастроли в Москву, фотохудожник получил эксклюзивные права делать материалы этого культурного события.
Николай Хорунжий
Николай Константинович Хорунжий - один из лучших фотомастеров своей эпохи. В юном возрасте он показал свои первые рисунки художнику Аполлинарию Васнецову, который курировал детских кружок живописи при «Доме пионеров». Проблески таланта явно присутствовали, несколько лет мальчик учился на художника под руководством Васнецова.
Окончив школу, молодой человек решил посвятить себя кинематографу. Николай поступает на высшие курсы при «Мосфильме», семинары вел знаменитый оператор Анатолий Головня (фильмы «Мать», «Суворов», «адмирал Нахимов»). Стиль оператора Головни ассоциируется с русской реалистичной живописью, на Николая Хорунжия подобные творческие концепции оказали существенное влияние.
После окончания обучения, Хорунжий познакомился с будущей женой Ириной, в 1934 году они уехали на три года на Колыму, нашли работу в тресте «Дальстрой». После возвращения в Москву (1937) Николай устроился работать фотокорреспондентом на ВДНХ (ВВЦ).
Стиль
Для Николая Хорунжий устойчивая выверенная композиция является основой творческой деятельности. Постановка имитирует реальность, что подтверждает уровень профессионализма фотохудожника. Более двадцати лет Николай Хорунжий работал в журнале «Советский Союз» (1956-1977).
Диктат соцреализма был тотальный, от художника требовалось соблюдать идеологические каноны, нести официальный позитив. Работы мастера показывают интеллектуальность эпохи оттепели, надежды, которое олицетворяет новое поколение (фото «Молодожены 1961).
Николай Хорунжий стал зачинателем жанра: фотореклама. Фотография «Аленушка (1957) известна всем детям и взрослым. Фото получило в Англии почетный диплом, а затем вообще стало торговой маркой кондитерского концерна «Красный Октябрь».
Владимир Руфинович Лагранж
Представители семейства Лаграндж (La Grange), знаменитой французской фамилии, появились в России, во время нашествия Наполеона в 1812 году. Полковник Ла Грандж ушёл в мир иной на Бородино, у него остались наследники: Людвиг и Розалия. Покровительство над ними взял император Александр I, обеспечивший будущее детей: они получили хорошее образование, статус в обществе, продвижение по службе.
Владимир Руфович Лагранж представлял шестое поколение знаменитого рода, многие предки были военными и живописцами. Родился в Москве (1939), отец работал оператором на Мосфильме, фотокорреспондентом в концерне «Правда». Мама Владимира трудилась в должности фотографа в «Фотохронике ТАСС», эта организация впоследствии стала первым местом работы молодого человека.
Стиль
Лагранж специализировался на экономических и социальных репортажах, задачей творчества – поиск сокровенных черт характеров простых людей, своих современников. Внешне композиции Мастера просты, но одновременно несут огромный заряд душевной энергии. В 1962 году была сделано фото, которое прославило Владимира Лагранжа на весь мир: "Голуби мира".
Это фото стало символом эпохи надежд, оттепели, подъема национально-освободительного движения в Африке и Индокитае, полета Ю.А. Гагарина в космос. Владимир Руфинович начал работать в глянцевом журнале «Советский Союз» (1963), который выпускался на 19 языках, распространялся на всех пяти континентах в ста странах.
В этом издании фотохудожник проработал более четверти века, до 1989 года. Свою задачу Владимир Лагранж видел в знакомстве читателей не с представителями разных профессий, а личностями: металлургами, летчиками, врачами, аграриями, моряками и шахтерами.
Лагранж один из немногих, кто создавал образы простых людей представителей обычных профессий, они все разные, но их объединяет одно общее начало: любовь к своей отчизне, своему дому, уверенность в завтрашнем дне.
В 1963 году Владимир Лагранж завоевал приз на фотовыставке в Будапеште, получив золотую медаль на работу «Маленькие балерины». Неоднократно публиковался в многочисленных изданиях: «Литературная газета», АПН, Freie Welt, «Сипа Пресс». За свою карьеру завоевал множество престижных призов, включая награды профессиональной гильдии фоторепортеров, Союза журналистов «Золотой глаз».
Фотографии Лагранжа отразили три десятка лет жизни огромной страны с 60-х по 90-е годы. Лучшие из них вошли в известный альбом своеобразный творческий отчет: «Так мы жили».
Владимир Руфинович всегда был в гуще событий, его работы – яркое свидетельство расцвета огромной страны и заката социалистической системы. Есть горькая ирония в том, что, окончание трудовой деятельности Мастера календарно совпало с подписанием «Беловежских соглашений», когда была поставлена последняя «точка» в проекте Советский Союз.
По его словам, новые жанры вдохновляли его, ему нравилось экспериментировать с подобными темами. Свою деятельность он называл «профессиональным фотолюбительством», создавая оригинальные образы, был счастлив.
Итоги
Некоторые снимки были настолько пронзительны, что невольно слезы на глаза наворачивались. Вот это была эпоха!
Как вам фотографии?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, А ТАКЖЕ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ!
📍И конечно же читайте другие наши увлекательные статьи: